Ментальность как тип культуры. Менталитет и национальный характер
Ментальность (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции определенного сообщества.
Ментальность характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания. В этом смысле она представляет собой особый тип мышления, на формирование которого влияют прежний социальный опыт, здравый смысл, интересы, эмоциональная впечатлительность.
Однако само мышление, по данным исследователей, может складываться по-разному в разные эпохи и у различных народов.
Характеризуя «примитивную ментальность» архаического общества, французский исследователь Л.Леви-Брюль (1857-1939гг.) отмечает огромную роль аффективности, преобладание мистического, дологического, мировосприятия, основанного на вере в сверхъестественные силы.
Для культур дохристианского мира было характерно круговое мышление (цель то впереди, то позади). Оно коренилось в язычестве. Так, миф о «золотом веке» у языческих народов относится к неопределенному прошлому. Сегодня многие исследователи особый тип мышления адресуют африканским народам. Для этой культуры, считают они, характерно существование уникальной социальной философии африканизма, которую называют «мыизм». Африканский мир управляется «мы – законом» и «мы – логосом».
Такой мир можно назвать гомономным (от греч. – «мы» и «закон») и основными понятиями этого мира являются понятия гармонии и кооперации «я существую, потому что существуем мы».
Для европейского менталитета характерно рациональное (линейное) мышление, когда цель всегда впереди. Во всемирную историю его ввели иудеи. Мысль о приходе мессии нашла свое логическое продолжение в представлениях о том, что человечество идет к некой цели, спроецированной в будущее. Составной частью рационального мышления является диалектический метод мышления, когда за тезисом и антитезисом должен следовать такой синтез, к которому «неудержимо» идет человечество.
Ментальность как самостоятельный феномен следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций и идеологии. Общественные настроения переменчивы, ментальность – устойчива. Ценностные ориентации осознаваемы, т.к. выражают жизненные установки и предпочтения, ментальность же восходит к бессознательным глубинам психики. В этом смысле она не всегда артикулируется ее носителями и является предметом оценки других. Идеология более аналитична, нежели ментальность, которая в большей степени опирается на стихийные схемы поведения.
Понятие «ментальности», особенно продуктивное для анализа архаичных структур, приобрело сегодня расширительный смысл. Наряду с идеей нарастания личностного самосознания в истории народов, американским социологом Алексом де Токвилем в книге «Демократия в Америке» (1835 г.) была выдвинута идея коллективной ментальности. Исследуя общественное сознание Америки, Токвиль пытался отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в американском обществе. Они, по мнению Токвиля, и составляют национальный характер. Токвиль утверждал, что все жители США имеют сходные принципы мышления и управляют своей умственной деятельностью в соответствии с одними и теми же правилами.
Попытки описать национальные характеры европейских народов были предприняты в XVIII веке Гельвецием во Франции, Д.Юмом в Англии, И.Кантом в Германии.
Согласно И.Канту, французский народ отличается вкусом в общении, вежливостью, услужливостью. Вместе с тем живость французов приводит их к легкомыслию и духу свободы, который переходит самые крайние границы.
У англичан «от природы нет никакого характера» и потому характер англичанина состоит в основоположении, что он должен вырабатывать в себе характер и не отступать от добровольно принятых им принципов.
Испанцы «обнаруживают какую-то торжественность», они горды и велеречивы, проникнуты сознанием собственного достоинства. Французская фамильярность для испанца совершенно невыносима. Он серьезен, законопослушен и религиозен. Слабыми сторонами являются отсутствие любознательности и консерватизм («в науках он отстал от других на целые века»). Бои быков в прежние времена, инквизиция и аутодафе свидетельствуют о его жестокости.
Итальянец сочетает французскую живость с испанской серьезностью. Он обладает развитым художественным вкусом, любит публичные развлечения – пышные шествия, карнавалы, маскарады. «Но при этом (чтобы не забыть свою корысть) он изобрел векселя, банки и лотереи». Дурные стороны итальянцев – это привычка хвататься за нож, бандитизм».
Немцы пользуются репутацией людей честных, домовитых, рассудительных и скромных. Они более других народов подчиняются правительству, далеки от жажды перемен и сопротивления существующему порядку. У них нет национальной гордости и страстной привязанности к Родине и они, как космополиты, легко переселяются в другие места. Им больше, чем другим народам, свойственна тяга к знаниям, к изучению чужих языков. Но немцы уступают французам, итальянцам и англичанам в остроумии и художественном вкусе. Они преуспевают больше в том, в чем можно достичь не столько гениальностью, сколько прилежанием. К их недостаткам также относится склонность к подражанию и невысокое мнение о своей оригинальности, а также чрезмерная педантичность.
Следует отметить, что эти суждения о народах Европы И.Кант сделал, ни разу не выехав за пределы родного Кенигсберга.
В ХХ веке одной из лучших работ, посвященных анализу национального характера европейцев, является книга испанского мыслителя С.Мадариаги «Англичане, испанцы, французы» (1932г.). Мадариага исходит из тезиса, что основными компонентами национального характера народов являются интеллект, страсть и воля. У англичан доминирует воля, у французов – интеллект, у испанцев – страсть.
Именно поэтому англичане менее всего проявились в искусстве. Во Франции, как нигде, высок авторитет интеллектуалов. И если в Англии наибольшим престижем обладает родовая аристократия, то во Франции – писатели, художники, ученые, философы. Доминирование страстей над интеллектом в Испании является, согласно Мадариаге, причиной ее отставания от других европейских стран в экономическом развитии.
Давая оценку приведенным характеристикам национального характера европейских народов, следует отнестись к ним критически. Разнообразие индивидов в любой нации позволяет одинаково легко «доказывать» и «опровергать» наличие в национальном характере какой угодно черты личности. Даже И.Канту, одному из величайших философов человечества, не удалось избежать здесь односторонности. Всякий может без особого труда найти примеры, свидетельствующие об относительности его утверждений о нелюбезности англичан, слабости художественного вкуса у немцев или отсутствии любознательности у испанцев.
Аналогичным образом можно подвергнуть сомнению и выводы С. де Мадариаги. Его исходное положение о том, что национальный характер определяется соотношением интеллекта, воли и страсти столь же неопровержимо, сколь и недоказуемо.
Таким образом, многие выводы исследователей национального характера различных народов строятся на личностно – психологической трактовке данного феномена и нуждаются в критическом анализе и соответствующей интерпретации с позиции его культурно-нормативного понимания.