Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 2 страница
Текст лекции
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ
• III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы
• ХХ в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии
2.Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм
• конфуцианство
• легизм
Меньшее распространение получили:
• моизм
• натурфилософия
• номинализм
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем
• неодаосизм
• неоконфуцианство
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
• христианской религии
• марксизма
• ведущих европейских философов
• американской философии прагматизма
3.Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны – Китая - как центра существующего мира
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей - действительности)
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов")
1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
• цзин
• ци
• шэнь
Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
• "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные
• "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на:
• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму
• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и
морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый - "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:
• ян - мужская сексуальная энергия
• инь - женская сексуальная энергия
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:
• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений)
• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия
• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков
• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце
• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества
• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность
Главными условиями долголетия в Китае считаются:
• поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци
• работа над своим телом и душой - "син чун" - окультуривание себя
• работа над судьбой, принесение пользы обществу - "мин чун"
• соблюдение общественных порядков
• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание
• проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая
2.Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо
• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу
• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели
• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля)
• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах
• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов и т. д.
• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов
Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.
1.Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники - философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
2.Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир
3.Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние ("у-вэй")
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" - первоначалом, послушании императору и близости к нему
• путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей
• необходимо во всем уступать друг другу
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая - конфуцианство и легизм
1.Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
2.Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества
• уступать друг другу
• слушаться старших по возрасту и по званию
• подчиняться императору
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей
• быть человечным
3.Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам
• управлять на основе добродетели ("бадао")
• обладать необходимыми знаниями
• верно служить стране, быть патриотом
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели
• быть благородным
• делать только добро государству и окружающим
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю
• проявлять старание в работе
• постоянно учиться и самосовершенствоваться
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
4.Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.
5.Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой
• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы
• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству)
• государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан
1.В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV - VI вв. до н. э. - ведический период
• VI - II вв. до н. э. - эпический период
• II в. до н. э. - VII в. н. э. - эпоха сутр
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты")
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов
• книги лесных отшельников ("араньяки")
• философские комментарии к Ведам ("упанишады").
До наших дней дошло всего четыре Веды:
• Ригведа
• Самаведа
• Яджурведа
• Атхарваведа
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санскрита - "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм
• джайнизм
• чарвана-лакаята
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
• йога
• веданта
• вайшешина
• ньяя
• миманса
• санкхья
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
В XVIII - ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
2.Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
3.Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.
• "пракрити" - материальное сознание
• "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди)
• "майя" - сознание сновидения, мираж
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
4.Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана
• манаса
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5.Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
1.Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
"Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.
2.Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий
• страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.
• от страданий можно избавиться
• существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана
3.Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план - так называемый Восьмеричный путь - предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер
• правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла
• правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке
• правильное умение - усердие и трудолюбие
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом
4.К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий
• не укради
• будь целомудренным
• не лги
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ
Контрольный тест
1.Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель.
- Евклид.
- Пифагор.
- Демокрит.
- Аристотель.
- Зенон.
2.Кто из древнегреческих мыслителей под философией имел в виду не благоприобретённое, субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.
- Сократ.
- Платон.
- Аристотель.
- Демосфен.
- Цицерон.
3.Что есть познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни.
- Мировоззрение.
- Интеллект.
- Миропонимание.
- Мироощущение.
- Мудрость.
4.Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит следующее определение философии. «Философия – это наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины».
- Фалес.
- Сократ.
- Платон.
- Аристотель.
- Левкипп.
5.Из нижеперечисленных определений философии как науки исключите неверное.
- Философия наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания.
- Философия особая форма общественного сознания.
- Философия наука о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном.
- Философия есть теоретическая основа мировоззрения.
- Философия представляет систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
6.Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела. Исключите неверное.
- Онтология.
- Философская антропология.
- Гносеология.
- Человек.
- Общество.
7.Что есть целостный взгляд на мир и место человека в нём.
- Мудрость.
- Мироощущение.
- Миропонимание.
- Мировоззрение.
- Мировосприятие.
8.Что есть форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
- Мифология.
- Религия.
- Теология.
- Мистика.
- Сакральное.
9.Что есть форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
- Мифология.
- Теология.
- Патристика.
- Схоластика.
- Религия.
10.Для какой формы мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
- Мифологической.
- Религиозной.
- Эмпирической.
- Философской.
- Научной.
11.Религия выполняет четыре основных функции, исключите лишнее.
- Мировоззренческая.
- Объединительная.
- Культурологическая.
- Нравственно-воспитательная.
- Методологическая.
12.В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента, исключите лишнее.
- Познавательный.
- Консолидирующий.
- Ценностно-нормативный.
- Эмоционально-волевой.
- Практический.
13.Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение по характеру формирования и способу функционирования три структурных уровня – это элементарный, концептуальный и, определите третий уровень.
- Методологический уровень.
- Онтологический уровень.
- Гносеологический уровень.
- Научный уровень.
- Эмпирический уровень.
14.Философия как одна из форм мировоззрения прошла три основные стадии своей эволюции – это космоцентризм, теоцентризм и, определите третью стадию эволюции.
- Экзистенциализм.
- Сенсуализм.
- Антропоцентризм.
- Сюрреализм.
- Модернизм.
15.Метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
- Диалектика.
- Метафизика.
- Догматизм.
- Эклектика.
- Герменевтика.
16.Метод философского исследования, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе ( а не сточки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно( ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).
- Диалектика.
- Метафизика.
- Вульгарный материализм.
- Негативная диалектика.
- Рационализм.
17.Метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).
1. Рационализм.
2. Сенсуализм.