Тема: Философия Нового времени и новейшего времени.
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА: Философия Нового времени и новейшего времени.
План
1. Философия Нового времени и немецкая классическая философия.
2. Марксистская философия и ее основные идеи.
.
1.
Под философией Нового времени или западноевро пейс кой философской классикой мы будем понимать философию XVII -— начала XIX в. в Европе. Это период бурного развития философской мысли, важнейшей чертой которой является рационализм. По сути дела, возникает своеобразный культ разума, прежде всего научного, уверенность в безграничных возможностях науки.
Еще в эпоху Возрождения родилась идея автономной философии, т.е. свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт и естественный разум. Эта идея впервые была реализована Арене Декартом (1596-1650). Он не был ни академическим ученым, ни университетским преподавателем. Свою жизнь Р.Декарт посвятил поискам истины, созданию собственной философской системы.
По Декарту, учение о природе — физика — входит органической частью в систему философских знаний, являясь их стволом. Ветвями этого древа знания служат механика, медицина и этика, а также философские науки, опирающиеся на физику. Корнем древа знания выступает метафизика, которая должна опираться на положения, истинность которых не вызывает сомнения.
Знание, считал Декарт, может существовать без особой "подпорки" в виде авторитета. Однако без авторитета любой тезис, как бы он ни был убедительным, может быть поставлен под сомнение. Именно поэтому большинство ученых ищет защиты под сенью авторитета, что лишает мыслящего человека самостоятельности, Исключением является лишь математика, т.к. ее истины очевидны каждому, кто не лишен самого обычного человеческого разума.
Р.Декарт считал, что знание должно обладать следующими свойствами:
— быть объективным;
— быть доступным для любого человека, наделенного нормальным человеческим умом;
— быть необходимым, т.е. строго логичным.
Действительно, вся известная нам наука фактически основывается на данных принципах. Таким образом, он определил строй современного мышления, в котором наука играет значательную роль. Но, без сомнений, в науке застой. Как же ответил мыслитель на вопрос о сомнении? Сомневаться можно во всем. Но в море сомнения остается все же небольшой островок — уверенность каждого в собственном существовании. Сомневаюсь — значит, мыслю, думаю. Отсюда знаменитое декартовское
—"мыслю, следовательно, существую". Оно формирует предельные основания достоверности знания, показывая, что доказать или опровергнуть существование чего-либо можно, только опираясь на факт мысли.
Р.Декарт выделяет два способа постижения истин. Это интеллектуальная интуиция и дедукция. Интуиция есть знание умственное и непосредственное. Дедукция есть логический вывод, с необходимостью вытекающий из посылок. Поэтому она есть знание опосредованное. Итогом совместной работы интеллектуальной интуиции и дедукции оказывается теория.
В деле познания огромное значение играет метод. Методологическая программа Р.Декарта рационалистически-дедуктивная, т.е. он стоял за непосредственное познание мира путем эксперимента и размышления. Декарт апеллирует к разуму, поэтому он рационалист.
Противоположную позицию занимал Джон Локк (1623-1704), утверждавший в своих произведениях, что источник знаний ощущения (опыт). Внешний опыт, утверждал он, - ощущения - дает нам простые идеи. Внутренний — рефлексия — дает нам идеи о наших собственных состояниях (ощущения, мышление, волнение и т.д.). Простые идеи — материал для всего знания, считал философ. Таким образом, его методологическая программа была эмпирико-индуктивной.
Общий их вывод: прогресс общества есть прогресс познания, что и легло в основу идеологии просвещения. Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения и философии лежала убежденность в разумности мироздания, а следовательно—в возможности построения общества в соответствии с разумными принципами воспитания человека. Просвещение связано с подлинным культом Разума, под которым просветители понимали принципы современной им классической науки. Для них характерно представление о "радикальном добре" в человеческой природе, согласно которому человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества, недостатками воспитания. В основе просветительской парадигмы лежало разделение всего общества на просвещенную "элиту" и непросвещенную массу, народ, которому они сочувствовали и направляли свои усилия на его воспитание и просвещение. Крупнейшими представителями этой эпохи принято считать таких мыслителей, какДж.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и другие.
От Арене Декарта до Эммануила Канта пролегла целая эпоха. И все же никто иной, как И.Кант сумел обобщить в своем творчестве, то, что накопила Европа в период идейной подготовки буржуазных революций. Его, а также Г.Гегеля, Л.Фейербаха и других выдающихся философов относят к немецкой классической философии, которая по своим теоретическим результатам стала одним-из высших пиков в истории философии.
Свою долгую 80-ти летнюю жизнь И.Кант провел безвыездно в родном Кенигсберге. Закончив богословский факультет университета, он несколько лет проработал домашним учителем в богатых семействах, затем до конца своих дней занимался научно-философской и преподавательской деятельностью в стенах университета родного города.
Обоснованию и изучению сущности научных истин посвящена значительная часть творчества мыслителя, прежде всего знаменитый труд "Критика чистого разума". "Критика" для И.Канта — это уяснение возможностей и границ познавательных способностей человека. Чистый разум - это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличается от практического разума— способности человека определенным образом вести себя. Согласно И.Канту, оба разума имеют свои возможности и пределы, они взаимно ограничивают друг друга, т.е. имеют свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Следовательно, познавательные способности человека могут быть изучены. По сути дела, в этом состояло великое открытие И.Канта — он показал, а затем раскрыл, что процесс познания может быть рассмотрен особо. Гносеология (наука о познании) может быть построена как точная наука. Построению такой науки о познании посвящена значительная часть творчества мыслителя.
И.Кант выделяет три формы или три главные способности познания — чувственность (органы чувств), рассудок, разум. Именно они участвуют в производстве научных знаний. Но есть ли границы научного познания? По Канту» мир в целом непознаваем средствами науки, так же как непознаваемы Бог, душа и свобода. Они остаются принадлежностью интимного мира личности.
И.Кант убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания. Именно такой была христианская этика. Этические истины, — по Канту, — должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Таким образом, И.Кант утверждает автономию нравственности от религии. Религия разнообразна. Однако нравственность должна быть универсальной, общечеловеческой. Она не должна зависеть от конфессионального разнообразия, как не зависят от него истины математики и естествознания.
Важнейшей частью кантовской этики является учение об автономии личности. Иначе говоря, жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам. Такие правила не безусловны. Это правила благоразумия. Они зависят от характера человека и многого другого. Тем не менее они выступают в качестве императивов, т.е. повелений. Условных императивов может быть бесконечное множество. Однако есть и императив безусловный — правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей. Всеобщее правило поведения, или категорический императив, может быть построено так же, как правило математики.
И.Кант формулирует такой императив: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство. Этот кантовский императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. С этой точки зрения, человек не может быть принесен в жертву ни так называемому "общему благу", ни светлому будущему.
Кантовское учение об автономии личности легло в основу западного либерализма. Либерализм—учение, берущее в качестве основного приоритета права и свободы личности, это тенденция к ограничению вмешательства в жизнь граждан.
Другой представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) впервые создал в систематизированном виде теорию диалектики, разработал ее категории и основные законы. Все мировое развитие Гегель представил как развитие духа (абсолютной идеи). У этого центрального понятия всей его философии есть вполне реальный, земной прообраз. По Гегелю, идея первична. И это на самом деле так, если вести речь о человеке и его творчестве. Однако Гегель доперсонифицировал мышление, "освободил" его от реального носителя — человеческого рода.
Мышление реальных людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность — узнать и познать уже содеянное. Начиная свою философскую систему "Наукой логики", Гегель в само понятие логики вносит принципиально отличный смысл. Логика, которая учила бы человека мыслить — лишь "субъективная логика". Ей — и в этом новизна гегелевского подхода — предшествует "объективная логика" (учение о бытии и учение о сущности). Объективная логика — это не логика в традиционном смысле, не логика человеческой мысли, а логика самого предметного мира, логика независящей от человека действительности. Это логика "до природного" состояния Абсолютной идеи, которая и творит мир. Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, по признанию самого философа, понятия не только близкие, но и тождественные. Но есть и различия. Бог всегда равен самому себе. Абсолютная идея находится в состоянии непрерывного развития.
Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира: "Все действительное — разумно, все разумное — действительно". Однако разумен, истинен не результат развития; истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат.
Г. Гегель —- религиозный мыслитель. Отправным пунктом его философии являются истины христианского Откровения. В основе всей его философской системы лежат две особенности познания им Бога и божественного. Во-первых, Бог есть сугубо разумное существо. Он максимум разумности и логичности. Во-вторых, земная реальность есть ни что иное, как земной путь Божества. Отсюда следует то, что разум человека есть проявление божественного начала в отличие от начала животного — земного и тварного. Мир в основе своей разумен, а значит, божественен. Зло и несовершенство мира могут и должны быть преодолены, ибо неразумное должно быть преодолено разумом. Таким образом, философия Г.Гегеля не только рационалистическая, но и оптимистическая. В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь дух, идеальное.
Философская система Г.Гегеля уже в середине века была подвергнута критике. Людвиг Фейербах (1804-1872) в своих работах "Сущность христианства", "Основные положения философии будущего" подверг критике гегелевский идеализм, вскрыл его тесную связь с религией, решительно выступил против дуализма и идеализма. Религия и идеализм имеют, согласно Фейербаху, один корень, одну основу: наделение самостоятельной сущностью мышления. Так будет до тех пор, считает Фефер-., бах, пока не будет преодолен дуалистический взгляд на человека, пока не будет признано, что человек един в своей природе, что в нем нет ничего над- и сверх природного, что мышление есть такой естественный акт, как и другие проявления природного мира.
Поэтому универсальным предметом философии, настаивает Фейербах, должен быть не дух и не природа, противопоставляемые друг другу, а человек — в единстве своей телесной и духовной сущности. В загадке человека — загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна быть антропологией. Но человек у Фейербаха — природное существо, а связаны люди между собой только природными, естественными связями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность человека, с точки зрения антропологического материализма, значения не имеют.
В своей критике идеализма Л.Фейербах не был последователен. Защищая материализм "внизу" (во взглядах на природу), он остался идеалистом "вверху" (во взглядах на человеческую историю). Кроме этого, отрицая идеализм и религию, Фейербах недооценил диалектику Гегеля.
Однако он был первым материалистическим критиком классического немецкого идеализма, первым крупным материалисттом XIX в. По этому пути, но значительно дальше Фейербаха, пошли К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895) и В.И.Ленин (1870-1924).
2.
С именем Маркса связан марксизм — философское и социально-экономическое учение, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни человечества.
Каковы же основные идеи философии марксизма и в чем их новизна?
Во-первых, произошло органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектический материализм. В отличие от нематериалистической диалектики Гегеля диалектический материализм показал, что диалектичность присуща прежде всего самому материальному миру, а не тем идеям, которые отражают его в человеческой голове. Отсюда диалектический материализм рассматривает мир не только как материальный и познаваемый, но и диалектические, т.е. в многообразии и взаимосвязи, в единстве и противоречии, в постоянном движении и развитии.
Во-вторых, марксизм обосновал материалистическое понимание общества и его истории. Если прежде философы-материалисты применяли материалистическое учение лишь к пониманию природы и мышления, а подход к обществу у них был идеалистическим: общественной деятельностью людей управляет их сознание (взгляды, мнения и т.д.), то марксизм распространил материализм на общественную жизнь и человеческую историю.
Сущность своей концепции материалистического понимания общественных процессов К.Маркс излагает следующим образом:
1. Источники и движущие силы общества заложены в сфере его материальной жизни. Основой общественной жизни есть способ производства. В свою очередь, способ производства представляет собой единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений;
2. Диалектика производительных сил и производственных отношений обуславливает развитие общества как процесс смены общественно-экономических формаций;
3. экономически отношения являются основой всех иных общественных отношений и обусловливают социальные, политические, правовые и духовные процессы общественной жизни. Экономика есть базис, идеология—надстройка общества.
В-третьих, марксизм ставит перед философией принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах социальной справедливости.
В-четвертых, марксизм первым открыто признал классовый характер своего учения. Он прямо заявил, что выступает с позиций рабочего класса.
Наиболее уязвимым местом марксизма является идея коммунизма. Ее контуры не вышли за пределы абстрактной гипотезы. Историческая реальность не совпала с прогнозом Маркса, но
Тема: Русская философия.
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
. ТЕМА: Русская философия.
План занятия
1. Философская мысль России в 19-20 вв.
2. Современная философская мысль России
1. Тридцатые-сороковые годы XIX века характеризуются как время "философского пробуждения" России. Оно явилось попыткой в рационально-философской форме осмыслить исторический путь России, особенности ее культуры с учетом отечественного и западноевропейского опыта, теоретически обобщить формы духовной жизни русского общества.
Русская философская мысль XIX века отражала противоречия действительности того времени: разложение феодально-крепостнического строя и развитие капиталистических отношений в России. Она была многообразна, но в ней выделялись два полюса "философского тяготения":
"Философия тотальности", в которой преобладали идеи коллективности, единодушия, целостности народа, сплоченного
сильной централизованной государственной властью, общиной, религией и церковью;
"Философия индивидуальности", которая подчеркивала само ценность человеческой личности, самостоятельность и свободу отдельного человека, его способность выходить на нравственные идеалы не через религию и веру, а через собственный разум.
Ярким примером тотальности было славянофильство/основные идеи которого сводились к следующему:
— западная цивилизация разрушает человека, "обманула надежды" и идет к упадку,
— у России свой, особый, самобытный путь исторического развития, который проявляется в общинном принципе жизни народа, причем русская крестьянская община, считали они — идеальная форма человеческого общества; самобытный путь русского народа предопределен православием, как единственно истинным христианством и традиционной тягой русского народа к социальному миру.
Славянофильство—сложное и глубокое течение, отнюдь не сводящееся к примитивной формуле: "Россия и славянство — хорошо, Запад и все, что с ним связано — плохо". Каждый из представителей данного течения был исключительно индивидуален. Общность заключается в том, что они сознательно ставили во главу угла две ценности, взятые в неразрывном единстве — Православие и Россию.
Ярким представителем этого направления был Алексей. Стопанович Хомяков (1804-1860). Это была исключительно цельная и органическая натура. Мировоззрение А.Хомякова сложилось рано, и ценностное ядро его оставалось неизменным во все периоды жизни.
Все творчество А.Хомякова пронизывает христианско-гумонистическая направленность, которая связана с основными ценностями христианства — милосердием и состраданием, с отрицанием двойного стандарта — одного для себя (или для "своих"), другого для других. Христианский гуманизм А.Хомякова есть гуманитаризм, т.е. то, что связано с ценностным отношением к человеку как таковому, при признании неравенства людей. Место в социальной иерархии не определяет достоинства личности — считал вождь славянофилов.
Идеей, объединяющей антропологические взгляды А.Хомякова в единое целое, является идея соборности. Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Идея соборности является одной из центральных для творчества А.С.Хомякова.
В полемике со славянофилами складывалась "философия индивидуальности"—западничество. Наиболее радикальные западники Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.И.Герцен осуждали самодержавие и крепостничество в России, выступали за внедрение в стране достижений западной цивилизации, критиковали православие, придерживались материализма и атеизма. К "западникам" часто относят и Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), одного из самых близких друзей А.С.Пушкина. За свои "Философические письма" по указанию Николая I, на которого критика России П.Чаадаевым произвела самое неблагоприятное впечатление, автор письма был объявлен сумасшедшим. На него был наложен домашний арест и запрещение что-либо писать для публикации.
В философской антропологии П.Чаадаев подчеркивает ведущую роль высшего начала в человеке. Одной стороной человек принадлежит природе, но другой возвышается над ней. Высшее начало проявляется в двух главных способностях человека —разуме и нравственности, которые формируются в человеке через общение с другими людьми, через социальность. Однако сама по себе социальность, как простое собрание людей, не рождает человеческого в человеке — ни разумности, ни нравственности. Условием формирования разума и нравственности может быть лишь то общение, которое строится на ценностях христианства. Коренное свойство человека — его свобода. Однако злоупотребление свободой чревато взаимным разрушением людей. Свобода — это не сфера закона, — считает философ, это сфера благодати. Мы свободны не тогда, когда лицемерно подчиняемся необходимости, а тогда, когда нас ведет высшее начало — начало любви, справедливости и блага. По П.Чаадаеву, смысл истории осуществляется божественной волей, властвующей над историческим процессом и ведущей человеческий род к его конечным целям. Таким образом, основная идея чаадаевской философии истории может быгь охарактеризована как идея провиденциализма, т.е. как учение, отводящее божественному провидению значительную роль а истории. Какие черты чаадаевской концепции можно отнести к западничеству?
Прежде всего отрицательную оценку им прошлого России, высказанную в "Философских письмах". К этому можно добавить критическую оценку им истоков российской культуры " Византии.
Второй западнической чертой П.Чаадаева является высокая оценка им исторического пути и достижений Западной Европы. Однако, согласно мыслителю, своими успехами Запад все» цело обязан христианству, римско-католической церкви.
-Особенно популярными в России становятся материализм и позитивизм. К числу ярких представителей материализма следует отнести таких мыслителей, как М.А. Бакунин (1814-1876), Д.И.Писарев (1840-1868). К позитивистскому направлению принадлежат такие философы, как П.Л.Лавров {1823-1900), Г.Н.Вырубов (1843-1913) и другие.
Оба течения характеризуются рядом особенностей, позволяющих рассматривать их как близкие по своему духу и идейной направленности.
Во-первых, оба направления явились отражением процессов секуляризации российского общества, т.е. освобождения его от власти церкви и религии.
Во-вторых, они были связаны с развитием опытного и теоретического естествознания, со все более широким распространением естественнонаучных знаний, породившим надежды, что наука есть тот единственный инструмент, с помощью которого станут разрешимы все общественные и человеческие проблемы.
В-третьих, оба направления демонстративно провозглашали свою оппозиционность государству и неприятие религиозных и иных традиционных ценностей российского общества.
В-четвертых, несмотря на подчеркнутую антирелигиозность и атеизм, оба течения были заняты поиском духовного и общественного идеала, обоснованием духовных ценностей.
Завершителем и систематизатором русской философской классики явился Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). В центре его философии стоял вопрос об идеале, и почему действительность расходится с ним. Его философия пронизана уп< •-ренностью в конечном торжестве идеала над уродствами и (ч •-зобразиями видимого мира. Проблема зла в человеческой природе им решается двумя способами. Радикальным средством для преодоления зла в основной период творчества для В.Соловьева являются самоотречение и самопожертвование "во имя других", "на благо человечества". Поздний Соловьев говорит уже не о самоотречении, а о необходимости крепить волю для противодействия злу. "Не следует стремиться построить рай на Земле, — главное не допустить ада", —таково новое кредо В.Соловьева. В этом его философия становится предтечей пост классической философии XX века.
Современная российская философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей.
Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека, примата, изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей.
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу и общество, к человеку, жестко детерминирован ному экономикой, политикой, религией;
В-третьих, сознание и разум отдельного человека и общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура.
Они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий, авторитетов и даже иррациональных сил—магов, предсказателей, экстрасенсов;
В-четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания — научного и философского, имеющих своим конечным продуктом "научную истину" и "философскую правду".
Экзистенционализм. Возникает в начале 20-х гг. в Германии, Франции, в работах русских философов Н.А.Бердяева и Л.И.Шестова.
Для всех экзистенционалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность, свою экзистенцию. Он сам творит самого себя, выбирает свою жизнь. Мир, окружающий отдельно взятого человека, абсурдный и чужой. Это "глухая стена равнодушия, опасная для отдельно взятого человека" (Камю).
Личность не может преследовать какие-то "всеобщие цели", не может прятаться за миражи и вымыслы "сверхиндустриального бытия". Она полностью ответственна за свои поступки. Наш выбор и определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. И если человек "не состоялся", то и винить не кого, кроме себя.
Наиболее яркими представителями экзистенционализма были Мартин Хейдеггер и Карл Ясперс.
Психоанализ — теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и общества. Разработана Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Наиболее выдающиеся исследователи Фрейда — Альфред Адлер, Карл Юнг и Эрих Фромм.
Доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души человека. Фрейд и его последователи утверждали, что в жизни каждого человека и общества в целом огромную роль играет бессознательное — сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности. Оно то и обуславливает большинство психических действий человека. Бессознательное может быть источником как творческих, созидательных, так и разрушительных, агрессивных тенденций в обществе.
Существует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниям, которые вызваны бессознательным началом. Методология психоанализа требовала при познании явлений социума исходить из позиций бессознательных механизмов, лежащих в основе феноменов религии, искусства, политики, морали.
Позитивизм возникает и развивается как мировоззренческая оппозиция спекулятивной философии, оторвавшейся от эмпирической науки, и как своеобразная реакция научного менталитета на мистические и иррациональные течения. Он отстаивает традиции научного рационализма. Главный тезис позитивизма сводится к7ому, что всякое позитивное знание о действительности может быть представлено лишь как результат отдельных специальных наук, а философия, как самостоятельная наука, не имеет права на существование. Характерными чертами позитивизма является:
Во-первых, абсолютизация науки и научного метода (сциентизм);
Во-вторых, абсолютизация эмпирических методов и чувственного опыта как единственного источника "позитивного" знания (эмпиризм).
Сциентизм (от лат. —знание, наука) провозглашал культ современного научно-технического знания, видя в нем чудодейственную силу общественного прогресса.
Антисциентизм подчеркивает ограниченные возможности науки и ее негативную роль в социально-экономических кризисах.
По всей видимости, обе позиции—крайности, преувеличивающие самостоятельную социальную роль науки. Видимо, правильно оценивать науку более взвешенно: как один из главных факторов исторического прогресса.
Религиозная философия сопрягает все проблемы с учением о Боге. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Большую роль играют в ней проблемы сочетания Веры и разума, науки и религии, возможности синтеза науки, философии и теологии при определяющей роли последней. Центральная проблема — проблема человека. Как он относится к Богу? Какова миссия человека в тории? В чем смысл бытия, смысл скорби, зла, смерти? Задача современной религиозной философии показать человеку вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать.
Неотомизм представляет собой логическое продолжение философии Фомы Аквинского. Ведущие проблемы томизма — доказательство бытия Бога и понимание места Его в мире - были дополнены неотомистами проблемой бытия человека. Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому божественным творцом. Человек в понимании неотомистов -основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества -— "граду Божьему". Общество будущего будет основано на высоких религиозно-нравственных ценностях. Именно так ставится вопрос в произведениях наиболее известных неотомистов Этьена Жильсона и Жана Маритена.