Формы общественного сознания и принципы их выделения
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности.
Не существует какого-то одного признак, по которому можно разделить все формы общественного сознания, выделяют несколько признаков:
1. Предмет отражения:
ü Политическое сознание (отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти);
ü Религиозное сознание (зависимость человека от сверхъестественных сил);
ü Наука и философия (Наука имеет своим предметом “особенное”, конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания; но по предмету отражения их отличить практически невозможно).
2.Форма отражения:
ü Наука (понятия, теории, гипотезы, модели);
ü Искусство (художественные образы);
ü Религия (церковные догматы);
ü Мораль (нравственные чувства и нормы, ценности, идеалы);
ü Философия и наука (также не различаются).
3.Особенности развития:
ü Наука (прогресс познания);
ü Искусство (прогресс познания – не самое важное; эстетические критерии).
4. Выполняемые социальные функции (практические различия):
ü Политика, право и мораль (регулирование человеческих отношений, духовно – практическое освоение действительности);
§ Моральное сознание (является основой для формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции поведения человека);
ü Религия (промежуточное положение, и форма мировоззрения, и регулятор человеческих отношений);
ü Наука, искусство и философия (духовное и духовно – практическое освоение всей окружающей человека действительности):
§ Наука (познавательная и практическая функция – источник средств изменения природы и общества);
§ Искусство (познавательная, идеологическая, эстетическая функции).
Право и правовое сознание
Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании. людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания — правовое сознание. Представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах — государстве, правосудии, законности.
Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, к классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, определяемые юридическими законами. Право родственно морали и возникает из нравственных взглядов и норм с появлением классов и государства. Определенная часть нравственного сознания и норм «ужесточается» и нормализуется, превращаясь в явление права. Право - это "минимум нравственности", который юридически оформлен в соответствующих законах. Истоки нравственного начала - в совести человека, в его доброй воле. Законы государства, как и взаимоотношения между людьми, должны ориентироваться на исключение зла и несправедливости и утверждение добра и справедливых взаимоотношений в обществе. Нанесение ущерба личности, как и обществу, должно караться судом (в этом проявляется репрессивная функция права). Неотвратимость наказания, осознание этого - важное условие воспитания и самовоспитания членов общества (воспитательная функция права).Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется регулятивная функция; она является ведущей функцией, а воспитательная, репрессивная и другие функции - ей подчиненными, ее обеспечивающими или выступающими в качестве производной от нее. Право охраняет существующий строй (охранительно-стабилизирующая функция) и способствует его разумному преобразованию или трансформации одной правовой системы в другую (социально-трансформирующая функция). В отличие от морали, право имеет свое учреждение, институт – государство, которое поддерживает и защищает право.
Система права имеет внутреннюю структуру, которая дифференцируется на отрасли - совокупности правовых норм, регулирующих отношения в различных сферах жизни (государственное право, административное, гражданское, уголовное и др.). Ведущей отраслью является государственное, конституционное право.
К сожалению, нередки случаи, когда действующая система права существенно отличается от правосознания населения. Это бывает, когда при формальном равенстве граждан перед законом существует фактическое социальное неравенство.
Важнейшие понятия правосознания – справедливость и законность.
Право определяется экономическими отношениями, в особенности отношениями собственности, так как право находится наряду с политикой ближе к экономическому базису. Важнейшим принципом права в эксплуататорских обществах является «священное право частной собственности».
Таким образом, право – воля господствующего класса, возведенная в закон.