Философия ставит задачу раскрыть источник движения
. Это очень древняя проблема. Ответы на нее часто были далеки от истины. К примеру, метафизики источник движения видели в механических взаимодействиях внешнего порядка. Современный материализм утверждает, что источником всех конкретных форм движения являются внутренние противоречия, свойственные всем объектам, а также внешнее взаимодействие между ними. Движение материи, таким образом, не обусловлено чем-то сверхъестественным, а является самодвижением. Самодвижение — это следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью, сложным и простым, старым и новым, прогрессивным и регрессивным. Так, механическому движению присуще противоречие между изменчивым состоянием тела в пространстве и времени и связью различных состояний. В развитии живых организмов устойчивость обнаруживается в сохранении наследственных признаков, а изменяемость — в приспособлении организма к новым условиям среды.
Самодвижение присуще всем уровням строения материи — от механического, физического и химического к биологическому и социальному. На химическом, биологическом и более высоких уровнях спонтанность самодвижения находит свое выражение прежде всего в открытых и целостных системах, в которых происходит не просто самодвижение, а саморазвитие, т. е. Самодвижение, которое сопровождается переходом к более высокой степени организации.
Философия раскрывает соотношение материи и движения, движения и покоя. Философский материализм утверждает, что движение и материя неразрывны. Мы никогда не наблюдали материальной системы, которая не находилась бы хоть в каком-то движении, а была бы в состоянии абсолютного покоя. Такая неподвижная система не взаимодействовала бы с окружающими предметами и явлениями, не могла бы обнаружить никаких своих свойств, т. е. Она должна быть абсолютно незаметной. Поэтому полностью обоснованным является вывод о том, что движение — это неотъемлемая, атрибутивная характеристика материи, ее всеобщее и необходимое свойство. Материя не существует иначе, чем в движении, поэтому движение является способом существования материи. Оно, равно как и материя, не возникает и не исчезает бесследно, а лишь превращается из одной формы в другую. Еще Декарт (XVIII в.) высказал мысль о том, что количество движения в мире постоянно, поскольку движение не возникает из ничего и ни во что не превращается. А Ф. Энгельс развил эту мысль: движение постоянно не только в своем количестве, но и в своем качестве. Более позднее естествознание подтвердило высказанные утверждения научными данными, например, открытием закона сохранения и преобразования энергии.
Но не означает ли это, что философский материализм отвергает покой? Нет, не означает! Он признает существование покоя, но считает его относительным. Покой имеет место относительно тех или иных материальных объектов, а не всей материи. И вдобавок состояние покоя для любого тела является временным, быстротечным; оно — лишь один из моментов существования объекта. Движение же неотделимо от всего существования тела в целом. Кроме того, равновесие, покой касается лишь отдельного вида, а не всех видов движения, присущих объекту. Любое тело находится в покое лишь в каком-то определенном отношении, а в других отношениях оно изменяется. Например, тело, лежащее на земле, находится в покое лишь относительно земной поверхности; в самом же теле в это время происходят разнообразные физические, химические и прочие преобразования.
Философия рассматривает проблему качественного своеобразия и диалектического единства различных форм движения материи. Движение вообще — это абстракция, которой в действительности реально не существует; реальное существование имеют конкретные формы движения, которые находятся в определенном соподчинении, а потому их можно классифицировать. В основу классификации движения положен тезис о том, что качественно разным видам материи соответствуют свои особые формы движения. Исходя из этого тезиса, выделяют следующие формы движения материи:
механическое — это пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, движение больших тел, включая и космические объекты;
физическое — охватывает электромагнетизм, гравитацию, теплоту, свет, звук, изменение агрегатного состояния веществ;
химическое — включает разные химические реакции, процессы химического синтеза в неорганической и органической природе;
биологическое — это разнообразные биологические процессы в живых организмах;
социальное — охватывает общественные изменения, а также процессы мышления.
Хотя каждая форма движения является относительно самостоятельной, все они связаны между собой. Более сложная форма движения возникает на основе предшествующих, более простых, является их синтезом, но не сводится к ним как к простой сумме. Например, биологическая форма движения возникает на основе более простых физико-химических форм движения, включает их в себя как свое условие и является качественно новой формой движения в сравнении с предшествующими. Подобно этому и социальная форма движения — возникновение и развитие человеческого общества — включает в себя биологическую и все предшествующие формы движения как свое условие, но не сводится к их сумме, а является качественно новой формой движения.
Правильное понимание взаимоотношения между формами движения имеет большое значение для научного познания сложных объектов и процессов, которое характеризуется взаимодействием различных форм движения материи.
На современном этапе развития науки приведенная выше классификация форм движения требует дополнений и уточнений. Развитие химии, физики, биологии, появление комплексных наук не позволяют говорить о едином понимании многообразия форм движения материи. Поэтому возникают новые классификации. Например, называются информационно-кибернетическое движение, астрономическое, внутригалактическое движение, межгалактическое движение и т. п.
Такими являются основные задачи философии в освещении проблемы движения материи.
Следующей неотъемлемой частью учения о материи является учение о пространстве и времени. Что же такое пространство и время? В каком соотношении они находятся с материей?
В истории философии можно выделить два подхода к решению этих вопросов. Первый принято называть субстанционалыт концепцией: здесь пространство и время понимаются как особые субстанции, которые существуют рядом с материальной и независимо от нее (Эпикур, Декарт, Ньютон). Например, Ньютон считал, что есть абсолютное пространство, независимое от не ных тел, т. е. Пустота. Вместе с абсолютным пространством су ствует абсолютное время. Такое понимание пространства и щ мени появилось в XVII в. и доминировало к XIX в.
Вторую концепцию называют реляционной. Ее привержен (Аристотель, Лейбниц, Гегель) считали, что пространство и время — не особые субстанционные сущности, а формы существования материальных объектов. Реляционная концепция в философском плане была воспринята и развита диалектическим материализмом, а в естественно-научном плане — релятивистская физикой и в наше время наиболее полно отвечает уровню развития естествознания.
В соответствии с реляционной концепцией пространство и время являются общими принципами организации любого объекта действительности. Дополняя друг друга, пространство и время функционируют как универсальные формы организации всего разнообразия бесконечного мира. Каждое материальное тело имеет объемные характеристики: длину, ширину, высоту. Оно сосуществует также с окружающими его другими телами, занимает свое место в определенной, более глобальной системе. Само сосуществование и местонахождение предмета отображаются в понятии «пространство». Итак, пространство — это форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Однако в действительности каждое материальное образование является процессом, в нем происходят определенные изменения; кроме того, одно явление приходит на смену другому. Для характеристики именно этого аспекта материи в философии выработано понятие времени. Время — это форма бытия материи, которая характеризует продолжительность существования, последовательность изменения состояний в развитии всех материальных систем. Итак, время отображает процессуальность бытия.
В истории философии и естествознании развивались два аспекта, две точки зрения на понимание материи: философский и естественно-научный. Естественно-научный аспект включает знания о физическом, структурном строении материи. Философский аспект — это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов.
В основу современного материалистического понимания движения положены три основных положения. В соответствии с первым движение является неотъемлемым, необходимым и существенным свойством, способом существования материи. В соответствии со вторым положением движение определяется как любое изменение, «изменение вообще». В соответствии с третьим — подчеркивается, что движение представляет собой противоречия, а его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей.
Пространство и время — это философские категории, отображающие основные формы существования материи. Пространственно-временные характеристики имеет любое явление бытия мира. Если пространство является наиболее общей формой постоянства, сохранения содержания объективной реальности, то время — это форма его развития, внутренняя мера его существования и самоуничтожения.
ВЫВОДЫ
1. В самом широком смысле бытие является наиболее общим понятием обо всем, что существует, т. е. обо всем, что есть. Оно охватывает все существующее в бесконечном богатстве конкретных проявлений, иначе говоря, является онтологическим понятием. Бытие в этом понимании имеет свою реальную структуру. В наиболее широком проявлении оно подразделяется на объективную реальность, которая отражается категорией «материя», и субъективную реальность — которая отражается категорией «сознание».
2. В истории философии и естествознании развивались два аспекта, две точки зрения на понимание материи: философский и естественно-научный. Естественно-научный аспект включает знания о физическом, структурном строении материи. Философский аспект — это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов.
3. В основу современного материалистического понимания движения положены три основных положения. В соответствии с первым движение является неотъемлемым, необходимым и существенным свойством, способом существования материи. В соответствии со вторым положением движение определяется как любое изменение, «изменение вообще». В соответствии с третьим — подчеркивается, что движение представляет собой противоречия, а его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей.
4. Пространство и время — это философские категории, отображающие основные формы существования материи. Пространственно-временные характеристики имеет любое явление бытия мира. Если пространство является наиболее общей формой постоянства, сохранения содержания объективной реальности, то время — это форма его развития, внутренняя мера его существования и самоуничтожения.
Контрольные вопросы.
1. Что такое онтология?
2. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?
3. Какие философские концепции бытия вам известны?
4. В чем состоит жизненный и философский смысл проблемы бытия?
5. Какова судьба проблемы бытия в философии XX в.?
6. Какие формы имеет человеческое бытие?
7. Что такое субстанция?
8. Можно ли считать, что материя — это то, из чего состоят все вещи?
9. Раскройте философское содержание понятий «материя», «пространство», «время», «движение».
10. Почему прогрессивные, революционные научные открытия могут привести к кризису в науке?
11. Почему движение — это неотъемлемое свойство материи?
12. Можно ли считать движением наши мысли?
13. Что такое энергетизм?
14. Что такое пространство?
15. Какие общие и отличительные свойства пространства и времени вам известны?
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев П.В. Понятие материи // Философские науки. 1990. № 12. С. 3-11.
2. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
3. Левин А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1999. № 4.
4. Лой A.M. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». - Киев., 1978.
5. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены - М., 1991. С. 34-72.
6. Молчанов Ю.В. Четыре концепции времени в философии и физике. - М., 1977.
7. Разумный В.П. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. - М., 1991. С. 3-43.
8. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987. С. 5—49, 196-254.
9. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4.
10. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.