Е.А.Евтушенко (род. 1933 г.)
Личность и художественный мир
Сибиряк. Учился в Москве. В поэзию вошёл в 16 лет. Имел фантастическую популярность во время поэтического бума 60-х – 70-х годов. Вместе с А.Вознесенским, Р.Рождественским, Б.Ахмадулиной устраивал поэтические вечера сначала в Политехническом музее, а затем – по всей стране, в огромных залах, дворцах спорта и стадионах. Блестящий чтец. Как поэт стал одним из ярких представителей гражданской поэзии, которая в критике получила название «эстрадная лирика».
Характерные особенности поэтики:
· предельная поэтическая искренность, обнажённость поэтического «я», порой даже его завышение, исповедальность;
· личностный максимализм – всё или ничего («Нет, мне ни в чём не надо половины…»);
· предметом его поэзии стали любые бытовые подробности жизни («Картинка детства», «Берёза»);
· открытая гражданственность, публицистичность;
· использование неточных рифм, разнообразных ритмов вплоть до сочетания с прозой и форм разговорного языка; сильные концовки стихотворений;
· большая тяга лирического героя к законченности суждений, к афористичности, ассоциативность;
· лиро-эпический характер изображения, преобладание сюжетности над философичностью.
Критика часто отмечает в качестве недостатка – отсутствие стабильного мировоззрения, собственной философии, поэтической судьбы, эмпиричность, сиюминутность стихов.
Основные тематические направления:
· гражданская лирика;
· любовная лирика;
· бытовые и сюжетные зарисовки;
· стихи-посвящения;
· стихи о поэте и поэзии.
Основные поэмы: «Станция Зима», «Братская ГЭС», «Мама и нейтронная бомба» (Государственная премия), «Фуку!». Роман «Ягодные места». Как режиссёр снял фильмы «Детский сад», «Похороны Сталина». Как актёр исполнял роль К.Г.Циолковского. Общественный деятель, автор поэтических антологий в журнале «Огонёк» и на российском телевидении.
Самые знаменитые стихотворения: «Я разлюбил тебя…», «Окно выходит в белые деревья…», «Наследники Сталина», «Сергею Есенину», «Бабий Яр», «Сопливый фашизм», «Идут белые снеги…», «Хотят ли русские войны…» и др.
В поэтическом творчестве прослеживаются самые разнообразные традиции:
· гражданственность и боль Некрасова;
· законченность суждений, парадоксальность и афористичность Тютчева;
· отчаянная экспрессивность Есенина;
· ритмы и рифмы, лиро-эпичность, формальные поиски и обнажённый максимализм Маяковского.
А.А.Вознесенский ( 1933 – 2010 г.)
Художественный мир
Поэт-метафорист, парадоксалист. Если Маяковский – метафорист-художник, то Вознесенский – метафорист-архитектор. Сложность поэтических форм сочетается с ясностью гражданской и эстетической позиций. Если Евтушенко – поэт народа, демократ, то Вознесенский – певец интеллигенции, элиты, он больше принадлежит культуре, чем реальности, пишет о Гойе и Мерилин Монро, а не об экскаваторщике или Стеньке Разине, как Евтушенко.
Особенности поэтики:
· неожиданная ассоциативность, сложность и запутанность поэтического языка; поэтические эксперименты;
· смена ритмов, сложные и виртуозные метафоры, парадоксальные сравнения, необычные рифмы;
· много разнообразных повторов, рефренов;
· преобладание лирического и романтического над сюжетно-эпическим.
Поэмы «Оза», «Мастера», «Зодчие», «Лонжюмо», «Треугольная груша», «Ров». Стихи «Прощание с Политехническим», «Монолог Мерилин Монро», «Я – Гойя…», «Сага» и др.
Пушкинские традиции в поэзии В.С.Высоцкого
Традиция в поэзии
Традиция в поэзии – понятие многомерное. Бывает традиция явная (зримая), а бывает неявная (внутренняя). «Зримая» традиция может проявляться в трансформации одних и тех же тем и мотивов; в раскрытии сходных проблем; в использовании похожих композиционных, языковых, образных приёмов; в идентичности ритма, перекличке рифм; в одинаковом пафосе или развитии близких идей, героев и т.п. Если у В.В.Маяковского толпа «взгромоздится» на «бабочку поэтиного сердца», а у В.С.Высоцкого «поэты… режут в кровь свои босые души», то, при всей непохожести смысла и разности метафорического решения, это всё же «зримая» традиция, заключающаяся в развитии одной и той же темы – уязвимости и ранимости Поэта в его противостоянии толпе, причём, с использованием одного и того же художественного приёма – глубокой метафоры.
Другое дело – настроения, ощущения лирического героя, его доминирующий взгляд на мир, поэтическое отношение к действительности, степень его максимализма. Все эти неуловимые, невидимые невооружённым глазом атрибуты большой поэзии обнаруживаются далеко не сразу и не каждым, требуют немалой внутренней работы и даже определённого профессионализма для своего обнаружения и осмысления. Именно в них, в этих собственно личностных особенностях поэтического творчества, в том, что можно назвать одним словом – дух поэзии, - проявляется более значимая, «внутренняя» традиция.
Очень разнообразная на первый взгляд по тематике и стилистике поэзия В.С.Высоцкого обладает в то же время глубинной внутренней цельностью, и в этом в первую очередь просматривается пушкинское начало. Б.Окуджава отмечал, что Пушкин сказал в своих произведениях практически обо всех сферах жизни как во времени, пространстве, так и в системе человеческих взаимоотношений, но в конечном счёте всё, о чём писал поэт, вскрывало суть двух самых вечных человеческих устремлений – к любви и свободе.
Для поэта ХХ века тематико-сюжетных соблазнов ещё больше, чем во времена Пушкина. И надо сказать, что Высоцкий сполна использует этот громадный тематический потенциал, обращаясь в своих стихах как к хорошо известным, так и к интуитивно ощущаемым сферам жизни. Уже не раз говорилось о том, как за своего принимали Высоцкого уголовники и лётчики, фронтовики и шахтёры, альпинисты и боксёры, хотя никем из них он никогда не был в действительности. Если посмотреть поверхностно, то можно увидеть в этой удивительной способности «говорить народом», как выражалась М.И.Цветаева, в этом мастерстве влезания в чужую шкуру традицию скорее Н.А.Некрасова, чем А.С.Пушкина. И это действительно так: драматически интерпретируемая гражданственность, актёрская многогеройность, полифония, сюжетность и балладность – всё это унаследованные Высоцким свойства поэзии Некрасова. Некрасовское особенно слышится в таких стихотворениях Высоцкого, как «Песня Марии», «Беда», «Как по волге-матушке…», многочисленных балладах и сказках. Но это взгляд всё же по преимуществу внешний (тоже имеющий право на существование).
Внутреннее же родство поэзии Высоцкого обнаруживается преимущественно с пушкинской лирикой. Звучание, ритмика, сюжеты и темы, даже степень страстности и образность – всё другое. Что же роднит? Роднит самое главное внутреннее качество поэзии – неизбывное и упрямое стремление к обретению ускользающей внутренней свободы.
Вспомним: пушкинский Пророк, самопожертвованием добившись права «глаголом жечь сердца людей», обретает такую высокую степень внутренней свободы, при которой становится неважным, необязательным даже отклик, «отзыв» на его поэтическое слово:
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Лермонтов и Некрасов позже поймут, сколь всё-таки важна обратная связь с читателем и сколь трагичным оказывается столкновение Пророка с не понимающей его толпой. Для Пушкина же единственно значим сам факт достижения Пророком права свободно воспринимать мир и свободно творить, говоря людям выстраданную правду, невзирая на их реакцию.
Творец и толпа. Стихотворение «Памятник»
Судьба Творца, Пророка в его противостоянии толпе, власти или просто овеществлённому злу тревожит и лирического героя Высоцкого. За явной и скрытой иронией таких стихотворений, как «О фатальных датах и цифрах», «Расстрел горного эха», «Памятник», «Мой чёрный человек в костюме сером…» и других, проступает растерянность перед доминирующим непониманием, но в то же время неистовое желание сохранить в неприкосновенности свободное право на свой собственный поэтический голос. Герой «обуженного», «кастрированного», отлакированного «Памятника» Высоцкого, подобно пушкинскому Командору из «Каменного гостя», чудесным образом оживает, чтобы восстановить справедливость:
…И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.
И лишь теперь к людям возвращается его подлинный, хриплый, неправильный голос. Растерянность минутна, свобода вечна. И как бы ни «прибивали к пьедесталу Ахиллес», как бы ни «расправляли косую неровную сажень», как бы ни «стёсывали» с посмертной маски «азиатские скулы», как бы ни лишали поэта зубов и хрипоты, - всё равно рано или поздно «после смерти» в памятнике проступят живые черты, как «острые скулы из металла». А значит, заслуженное право «глаголом жечь сердца людей» не отнимет никто и никогда.
Пушкинская мысль реализуется в «Памятнике», как, впрочем, и в других стихах Высоцкого, в абсолютно своеобразной поэтической интонации, на языке беспредельно-яростных метафор. Герой Высоцкого не размышляет, подобно пушкинскому, о том, чем он заслужил память народную. Более того: сюжет и композиция «Памятника» Высоцкого тоже не имеют ничего общего со стихотворениями Г.Р.Державина и А.С.Пушкина; поэт ХХ века метафорически материализует идею памяти, доводя гиперболу предшественников («выше пирамид» у Державина и «выше… Александрийского столпа» - у Пушкина) до гротеска:
Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту.
Если взять стилистику, звуковой ряд, то в стихотворении Высоцкого тоже мало общего с творениями прошлого. Одним словом, многие компоненты поэтической формы разнятся. Но при этом главный поэтический компонент – поэтическая боль, дух внутренней свободы и независимости от толпы – остаётся тот самый, пушкинский, и он, этот дух, получает трагическое отражение в поэтической судьбе другого века.
Эхо пушкинского «Эха»
Мотив пушкинского «Эха» звучит в интерпретации Высоцкого в стихотворении «Расстрел горного эха». Как и у Пушкина, эхо символизирует голос поэта, отзывающегося на раны и боли окружающего мира. Этот голос оказывает духовную поддержку словом правды. Но итог стихотворений разный. У Пушкина эхо остаётся жить, хоть ему и «нет отзыва». У Высоцкого «эхо связали, и в рот ему всунули кляп», а затем «топтали» и, наконец, «к утру расстреляли». Лишь онемевшее горное пространство отозвалось на гибель эха: «…И брызнули слёзы, как камни из раненых скал…» Поэт ХХ века знает и испытывает на себе продолжение трагедии; его уже не просто притесняют, преследуют, его лишают слова, его уничтожают. (Здесь уместно прочесть стихотворение «Расстрел горного эха»). И вновь, по аналогии с «Памятником», образ эха, идеально-воздушный у Пушкина, теперь обретает материю, плоть благодаря глубокому метафоризму. Эхо теперь – живое существо, овеществлённая душа. Трагедия воображаемая воплощается в жестокой реальности современности, не теряя от этого оттенка всегдашности происходящего.
Чёрный человек
Поэтическая позиция лирического героя Высоцкого сказывается и в другом заимствовании (теперь уже – из Пушкина и Есенина) – образе «чёрного человека» («Мой чёрный человек в костюме сером…»). В «Каменном госте» А.С.Пушкина человек в чёрном – вполне реальное конкретное лицо, не появляющееся, однако, на сцене (внесценический персонаж). О его визитах взволнованно рассказывает Моцарт (возможно, это даже плод воображения художника). Чёрный человек в одноимённой поэме С.А.Есенина оказывается не кем иным, как вторым «я» лирического героя, другой стороной его души, его зеркальным отражением. У Есенина по-достоевски обнажается трагедия раздвоенности (кстати, и эта линия имеет продолжение у Высоцкого – например, в стихотворении «И вкусы и запросы мои странны…»). В стихотворении «Мой чёрный человек» другая интерпретация. Поэт идёт по пути типизации. Если в «Памятнике» и «Расстреле горного эха» мы отметили овеществление, конкретизацию центрального образа, то «чёрный человек в костюме сером» теряет конкретность, обретает разноликость, воплощает в себе черты всех возможных лиц, противостоящих поэту, мешающих ему вещать миру истину поэтическим языком. Очевидно, это и представители властей, и запретители спектаклей и песен, и завистливые сплетники и «кликуши», и высокомерно похлопывающие по плечу «друзья - известные поэты», и другие «доброжелатели» и «судьи». У Высоцкого это те самые «вы», которых когда-то эпатировал В.В.Маяковский. Но у раннего Маяковского эти «вы» не дотягивались до поэта, а лишь вызывали в нём бешенство и бессилие одновременно:
…Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот!
В лирическом герое Высоцкого презрение к разного рода гонителям поэта дополняется ощущением их повсеместности и многочисленности. Это уже не «пестрошёрстая чёрная кошка» толпы, «чёрные человеки» теперь размножились, возымели власть, каждый из них обрёл черты конкретного типа и потому, персонифицированный в типе, стал ещё опаснее и страшнее безликой толпы.
Они, эти «чёрные человеки», теперь не просто досаждают поэту, не просто отказываются его понимать, даже не просто осмеивают его – они его судят, Они желают распоряжаться его судьбой. В строке «Я от суда скрываться не намерен» есть и сила, и бессилие одновременно. Но последняя строфа снимает все вопросы:
Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,
Мне выбора, по счастью, не дано.
Герой Высоцкого, как и в «Памятнике», верен себе, внутренне свободен, остаётся при своём, несмотря на персональный прессинг. И это – вновь пушкинское.
Художник и власть
В стихотворении «Прошла пора вступлений и прелюдий…» Высоцкий развивает ещё один вечный поэтический мотив – мотив противостояния художника и власти. «Большие люди» («какой-нибудь ответственный товарищ») «к себе зовут» поэта, чтобы он развлёк их песней. Но когда герой «проорал ту самую «Охоту» («Охоту на волков»), «чёрного человека в костюме сером» пробрало:
Он выпалил: «Да это ж – про меня!
Про нас про всех – какие, к чёрту, волки!»
И происходит совершенно неожиданное и в то же время закономерное: страстный художник и «серый» властитель меняются местами, и теперь поэт властвует над «чёрным человеком», в котором честное и страстное искусство пробуждает человеческое начало, скрытое за маской благополучия. Далеко не первым Высоцкий утверждает силу искусства, но делает это с присущими ему художественной убедительностью и неповторимым гиперболическим своеобразием.
Комическое и трагическое
В.С.Высоцкий унаследовал от А.С.Пушкина и юмористико-сатирические умения. Острое слово, злободневность, парадоксальность метафор, близкое соседство комического и трагического – вот неполный перечень того, что характерно для художественных миров поэтов двух разных веков. В трагикомическом аспекте, в традиции пушкинских эпиграмм и сатирических зарисовок лирических отступлений «Евгения Онегина», написано Высоцким ещё одно стихотворение, раскрывающее смысл поэтической судьбы, - «О фатальных датах и цифрах». Поэт причудливо соединяет философские рассуждения о времени, о судьбах поэтов с ироническим отношением к себе и своим собратьям по перу:
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас – как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло.
Это о великих предшественниках. А вот – о себе и сегодняшних:
Дуэль не состоялась или перенесена,
А в 33 распяли, но - не сильно,
А в 37 не кровь, - да что там кровь! – и седина
Испачкала виски не так обильно.
А дальше – метафоризм усиливается, приобретая свойственные Высоцкому просторечно-гротесковые формы. Излюбленный поэтический приём действует безотказно и бьёт «в десятку»: известный разговорный фразеологизм «душа в пятки ушла» разворачивается в трагикомическую метафору:
Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа!
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа –
И режут в кровь свои босые души!
Как всегда у Высоцкого – образ на пределе натянутых нервов и языковых возможностей. Благополучно «проскочившие» все рубежи смерти нынешние поэты смешны, жалки и обнаженно уязвимы одновременно. Но вслед за этим – полная реабилитация поэта за его пророческую жертвенность: «…но счастлив он висеть на острие, зарезанный за то, что был опасен!» Вновь вспоминается пушкинский «Пророк». Последняя строфа стихотворения Высоцкого окончательно разбивает первоначальную иронию, завершая полемику с «приверженцами фатальных дат и цифр»:
Да, правда, шея длинная – приманка для петли,
А грудь – мишень для стрел, - но не спешите:
Ушедшие не датами бессмертье обрели –
Так что живых не слишком торопите!
Поэтические итоги
Предсмертные стихи Высоцкого столь же полны яростного утверждения своего права на человеческую свободу и поэтическую правду. Но в них ещё более усиливается трагизм романтического противостояния, парадоксальность обретает новое выражение. В стихотворении лирический герой Высоцкого, который всегда самовыражался в «я», говорит уже «мы» - от имени поколения, или типа, или какой-либо иной духовной общности.
Нас обрекли на медленную жизнь.
Мы к ней для верности прикованы цепями, -
так возникает новый парадокс: «мы к долгой жизни приговорены, через вину, через позор, через измену». Вновь рассыпается выстроенная было в «Фатальных датах» защита, потому что теперь ясно: при всём желании борьбы «мы молчим, как подставные пешки», мы не можем «оковы разломать». И, как и в прежние годы, «нам выбора по счастью не дано». Окончательный итог вырастает из кажущейся парадоксальной метафоры:
Мы не умрём мучительною жизнью –
Мы лучше верной смертью оживём!
И опять невольно возникает в памяти пушкинское: калмыцкая сказка Пугачёва из «Капитанской дочки»: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!..»
В другом итоговом стихотворении «Когда я отпою и отыграю…», текстуально и ритмически тесно связанном с предыдущим, лирический герой Высоцкого, посаженный «на литую цепь почёта», ощущает себя «псом», которого попытались приручить, использовав «серебряный ошейник» и «золотую цепь». Ответ поэта на эту попытку – в последней строфе, он очевиден:
…Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока – и выбегу в грозу!
Яростность и очистительная сила единственного спасения – грозы – подчёркиваются явной аллитерацией на «р», очень характерной для поэтики Высоцкого в целом. Столь же характерны сильная концовка с необыкновенной мощью максималистского чувства; употребление глаголов будущего времени, придающих оттенок трагической несбыточности; романтическая сила оптимистических желаний. Но главное – возврат от «мы» к «я» и ярко выраженная поэтическая позиция: если уж я и пёс, то – не придворный породистый пудель, а дворняга, единственный способ существования которой – свобода и собственный выбор. В связи с этим стихотворением вспоминается, конечно, не только Пушкин. Вспоминается Есенин с его «Песнью о собаке»:
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
У Высоцкого:
…И вот над изгородью замечаю
Знакомый серп отточенной косы.
Вспоминается А.А.Блок с его стихотворениями «Поэты» и «Друзьям». У Блока:
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
(«Друзьям»)
Потом вылезали из будки, как псы,
Смотрели, как море горело…
Пускай я умру под забором, как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, -
Я верю: то бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала! («Поэты»)
Но, несмотря на эти явные переклички, основная суть пафоса стихотворений Высоцкого вновь пушкинская: пророчество требует сознательной жертвы, оно независимо от характера людских оценок.
В поэзии Высоцкого, как и в пушкинской, торжество любви и свободы – не отдельная тема, а условие поэтического существования. Поэтому этот мотив проходит через всё творчество, является его основой.
В.С.Высоцкий обогащает пушкинскую традицию лексикой и поэтической формой, родившимися в веке двадцатом (родом из «серебряного века»). Это и использование разговорной речи, просторечий и жаргона, и обилие неточных и составных рифм, и мощные ассонансы и аллитерации, и глубокие гротесковые метафоры. При этом много в поэтике Высоцкого и чисто пушкинского: частые повторы, нередко используемая кольцевая композиция, глубина и динамика мысли при относительной простоте поэтического языка, преимущественно классические ритмы силлабо-тонического стихосложения, парадоксальность поэтического самовыражения, всеохватность поэтических тем и многое другое.
Но даже не это важно. Наиболее значимое, глубинное проявление и развитие традиции А.С.Пушкина кроется в поэтическом утверждении сходной философии жизни: подлинности чувств и абсолютной внутренней независимости, в которой существует лирический герой. Он, этот герой, полон жизни, находится в её эпицентре и в то же время необыкновенно одинок, что позволяет ему сосредоточиться на идеале и противопоставить этот идеал негативным явлениям жизни. Всё это – пушкинское без всякой натяжки.
Народ ответил Высоцкому, как и Пушкину, любовью и памятью, наверное, не только за актуальность и злободневность его поэтического слова, но и за глубину понимания народной жизни, силу испытанных чувств и мощь поэтического языка.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним… -
по-пушкински сказал Высоцкий уходя.
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………
Класс
50-60-е годы ХIХ века: расцвет реализма……………………………………
И.А.Гончаров…………………………………………………………………..
А.Н.Островский………………………………………………………………..
И.С.Тургенев…………………………………………………………………...
Н.А.Некрасов…………………………………………………………………..
Ф.И.Тютчев……………………………………………………………………
А.А.Фет………………………………………………………………………..
М.Е.Салтыков-Щедрин……………………………………………………….
Ф.М.Достоевский……………………………………………………………..
Л.Н.Толстой……………………………………………………………………
А.П.Чехов………………………………………………………………………
Класс
Литературная обстановка начала ХХ века…………………………………..
А.И.Куприн…………………………………………………………………….
И.А.Бунин………………………………………………………………………
М.Горький………………………………………………………………………
А.А.Блок………………………………………………………………………..
С.А.Есенин……………………………………………………………………..
В.В.Маяковский………………………………………………………………..
Тема гражданской войны в литературе 20-х – начала 30-х годов………….
А.А.Фадеев…………………………………………………………
И.Э.Бабель………………………………………………………….
А.П.Платонов………………………………………………………
Е.И.Замятин………………………………………………………..
М.А.Шолохов………………………………………………………………….
М.А.Булгаков………………………………………………………………….
Основные направления развития русской прозы 2-й половины ХХ века…
В.М.Шукшин………………………………………………………
А.И.Солженицын………………………………………………….
Русская поэзия ХХ века: поколения, направления, имена…………………
Б.Л.Пастернак……………………………………………………..
А.А.Ахматова……………………………………………………..
Е.А.Евтушенко……………………………………………………
А.А.Вознесенский…………………………………………………
Пушкинские традиции в поэзии В.С.Высоцкого
Содержание…………………………………………………………………….
Электронное приложение: 36 электронных презентаций по большинству разделов и тем пособия, из них 12 – по литературе ХIХ века и 24 – по литературе ХХ века.