Примите к сведению дифференциацию метафизики (онтологии), в основе которой лежит различная трактовка сущности бытия.
СПЕКУЛЯТИВНАЯ МЕТАФИЗИКА | ИНДУКТИВНАЯ МЕТАФИЗИКА | ||
ПО ОБЪЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ | ТИПЫ БЫТИЯ | Идеальное бытие или Сущее (единое, вечное, тождественное самому себе, умопостигаемое) | Реальное бытие или то, что существует (сложное, изменчивое, преходящее, чувственно воспринимаемое) |
ФОРМЫ БЫТИЯ | атомы эйдосы Бог Абсолютная Идея и т.п. | бытие природы бытие вещей бытие общества бытие человека бытие мышления | |
ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ | Умозрительный путь получения знаний о вещах, лежащих по ту сторону опыта, поиск некоего высшего начала | Претензия набросать мировую картину мира посредством общего обозрения результатов всех частных наук |
Помните, что онтология – это не просто учение о бытии, но и раздел философии, в котором на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира создается картина мира.
Картиной мира (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения. В картине мира интегрируются знания и опыт, накопленный человечеством. Картина мира формируется на основе исходных мировоззренческих принципов, как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.
1.6.2. Обратите внимание на основные различия следующми видами картины мира:
ВИДЫ КМ | ПРОБЛЕМЫ | НАПРАВЛЕННОСТЬ ИДЕЙ |
РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА | Соотношение Бога и человека | Божественное творение мира и человека |
ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА | Соотношение мира и человека | материализм или идеализм дуализм диалектика или метафизика эклектика редукционизм механицизм и др. |
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА | Синтез и обобщение разнородных частей знания в единое, логически непротиворечивое целое | Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам. |
Особое внимание обратите как на категориальный аппарат современной индуктивной метафизики, так и на сущность материалистической картины мира. 2.1. Примите к сведению краткий обзор эволюции представлений о материи в философии и науке. Понятие материи появляется благодаря попыткам древнегреческих философов найти основу многообразия мира (первоэлемент или субстанцию), нередко отождествляемую ими с веществом.
Философы Нового времени акцентировали свое внимание на атрибутивных свойствах материи. Сущность материи они усматривали не столько в телесности, сколько в таких ее свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость и т.п.
Формирование механики способствовало утверждению в качестве субстанции мира, материи, вещество. Отныне все качественные различия между телами сводятся к количественным, все изменения - к перемещениям, все сложные - явления к простым, из которых они состоят.
Ряд естественнонаучных открытий в конце 19-го и в начале 20-го веков, в первую очередь, открытие электродинамических процессов и явления радиоактивности, стал причиной новой интерпретации материи как поля.
В результате научных открытий возникла потребность в таком определении материи, которое бы не было связано с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира, а выражало универсальные его свойства, т.е. носило бы статус философской категории.
2.2. Запомните основные аспекты сущности диалектико-материалистического определения материи.
Материя – субстанциональная основа видимого многообразия вещей, основа единства мира. В этом понятии мы отвлекаемся от качественных различий вещей. Понятие материи обозначает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, а именно, объективность их существования.
Другими словами, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Это определение включает в себя два аспекта: онтологический и гносеологический. Первый заключается в идее существования