Группировка, в основе которой лежит два и более признака, называется сложной

Сложная группировка, в свою очередь, бывает:

2.2.1.Комбинационная группировка: – группы, образованные по одному признаку, делятся на подгруппы по второму признаку и т.д. В основании группировки лежит несколько признаков.

Например. Группировка населения по полу и возрасту.

Группы населения Возраст, лет
до 10 10 - 20 20 - 30 30 - 40 40 - 50 50 - 60 всего
Мужчины              
Женщины              
Всего, чел              

При формировании комбинационных группировок сначала производят группировку по атрибутивному признаку, а затем по количественному.

1.2.2 Многомерная группировка: - для измерения сходства или различий между единицами совокупности. Пример. Распределение ВУЗов по статусу: Университет, Академия, Институт …по следующим признакам:

- уровень остепененности преподавателей;

- количество выпущенных учебников;

- социальная обеспеченность студентов;

- количество персональных компьютеров;

- обеспеченность литературой и т.д.

2. По виду группировочного признака, лежащего в основе группировки, различают:

3.1.Атрибутивные группировки. Количество групп определяется числом разновидностей атрибутивного признака. Например. Распределение населения на городское и сельское.

3.2. Количественные группировки. Количество групп определяется расчетным путем. Например. Распределение населения по уровню доходов на одного человека.

Вопрос №4.

Результаты группировки оформляются в таблице. Делает информацию более наглядной.

Макет группировочной таблицы:

Заголовок таблицы (общий)

Содержание строк Наименование граф Итого
           
А
Наименование строк            
Итого           Всего

Группировочная таблица имеет три вида заголовков:

  1. Общий заголовок – отражает содержание (время, территория собранных данных).
  2. Заголовки строк – подлежащее.
  3. Заголовки граф – сказуемое.

Требования к заголовкам: кратко, по существу.

По структуре подлежащего все таблицы делятся на три группы:

- простые или перечневые;

- групповые;

- комбинационные;

Вопрос №5.

Выполнение группировки по количественному признаку требует определения количества групп и величины интервала.

Интервал – это количественное значение, отделяющее одну группу от другой.

Величина интервала – это разность между максимальным и минимальным значениями признака в группе.

Количество групп и величина интервала взаимосвязаны: чем больше групп, темменьше интервалов.

Количество групп зависит от числа единиц совокупности и уровня колеблемости группировочного признака.

1.Чем меньше объем совокупности, тем меньше число групп.

Число групп должно быть оптимальным. В каждую группу должно входить достаточное число единиц.

2. Чем выше уровень вариации группировочного признака, тем больше должно быть групп.

Для определения оптимального числа групп используется формула американца Стерджесса

Число групп = 1 + 3,322 логарифм от числа единиц совокупности.

Величина интервала определяется по формуле:

Величина интервала = ( Х макс – Х мин )/ Н, где

Х макс – наибольшее значение признака.

Хмин - наименьшее значение признака.

Н - число групп.

Пример: Рассчитайте величину интервала для формирования 5 групп банковских работников по уровню месячной заработной платы, которая колеблется от 6000 руб до 25000 руб

Решение: 1.Величина интервала = ( 25000 руб – 6000 руб) : 5 = 3800 руб.

2. Верхняя граница 1 группы = 6000 руб+ 3800 руб = 9800 руб.

3. Верхняя граница 2 группы = 9800 руб+ 3800 руб = 13600 руб.

И т. д.

Результат: 1 гр 6000 – 9800

2 гр 9800 – 13600

3 гр 13600 – 14400

4 гр 14400 – 21200

5 гр 21200 – 25000

К какой группе отнести работника с заработной платой 13600 руб?

Принцип единообразия: нижняя граница включает, а верхняя не включает, значит, работника относят к 3 группе.

Вопрос №6

Вторичная группировка – это образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки.

2 способа перегруппировки:

- укрупнение интервалов

- долевая перегруппировка (закрепление за каждой группой доли единиц)

Пример: Группировка торговых предприятий двух районов по торговой площади:

Первый район Второй район
торговая площадь, кв м удельный вес, % торговая площадь, кв м удельный вес, %
10 - 50 10 - 100
50 - 100 100 - 400
100 - 200 400 - 1000
200 - 600 СВЫШЕ 1000
600 - 1000    
ИТОГО ИТОГО

Сравнение данных невозможно, т.к. разное число групп и разные величины интервалов.

Следует произвести перегруппировку данных

Номер группы Группы торговых предприятий по площади, кв.м. удельный вес в % к итогу рассчет
второй район первый район
10 - 100 18 +12=30
100 - 400 30 + 34/2 =47
400 - 1000 34/2 + 6 =23
свыше 1000 - -
итого   -

Вывод: в первом районе супермаркетов нет, крупных магазинов – 23% от общего числа.

Во втором районе 30 % составляют супермаркеты и 40 % крупные магазины.

В первом районе 77 % мелких и средних предприятий, а во втором районе – 30 %.

Наши рекомендации