Пуруша видит при помощи ума
Как связаны между собой читта (ум) и пуруша — та часть нас, которая видит? «Йога-сутры» говорят, что пуруша может видеть только посредством ума.
Если ум не чист, восприятие искажается, и это сказывается на пуруше. Когда ум чист, он наиболее приспособлен к наблюдению. Поскольку пуруша наблюдает через ум, качество наблюдения полностью зависит от состояния ума. Ум — это инструмент, посредством которого пуруша воспринимает, однако энергию, необходимую для видения, ум получает от пуруши*.
Поскольку мы не можем работать непосредственно с пурушей, мы концентрируемся на уме. Под воздействием йоги ум постепенно проясняется, в результате чего пуруша получает возможность видеть более отчетливо и доносить это видение до нас.
Очень часто именно ум решает, куда направить наше внимание. В своих действиях ум не свободен. Когда ум приучен постоянно двигаться в одном и том же направлении, это называется «санскара». Санскара — совокупность всех наших поступков, заставляющая нас вести себя определенным образом. Санскары могут быть позитивными или негативными. Занимаясь йогой, мы стараемся создавать новые, позитивные санскары, а не укреплять старые санскары, которые нас ограничивают. Если новые санскары будут достаточно сильны, то старые санскары, причинявшие нам страдания, больше не смогут на нас воздействовать. Можно сказать, что мы начнем совершенно новую жизнь. Когда новые тенденции набирают силу, старые отмирают. Выполняя асаны, мы совершаем действия, которые практически не зависят от привычек и в то же время находятся в пределах наших возможностей. Мы планируем цикл упражнений, и когда мы его выполняем, наш ум становится немного чище.
Наша зависимость от привычек несколько ослабевает. В результате этого мы можем обнаружить, что нам следует несколько изменить план занятий — мы начинаем лучше понимать, что нам нужно. Такого рода переориентация называется «паривритти». Вритти означает «движение», а пари — «вокруг».
Представьте, что вы ведете машину и вдруг прямо перед вами появляется дерево. В вашем сознании возникает картина, которая будет иметь место, если вы продолжите двигаться в прежнем направлении: вы врежетесь в дерево. Чтобы этого избежать, вы быстро поворачиваете. Термин «паривритти» относится к способности предвидеть события и соответствующим образом перестраиваться. Вместо того чтобы позволять уму двигаться в одном и том же направлении, мы выполняем асаны, приносящие изменения, которые помогут нам видеть яснее. В результате этого мы сможем видеть, что шли неправильным путем. Если переориентация не помогает, это мо-кет означать, что решения принимал наш ум, а не пуруша. Философы хорошо описали данную ситуацию, сказав, что ум — верный слуга, но страшный господин. Ум не вляется господином, но часто ведет себя как господин. Поэтому так важно что-то делать, чтобы дать пуруше возможность выполнять свое предназначение — видеть. Согда мы плывем только по знакомым водам, ум берет руль в свои руки и пуруша ичего не может поделать.
* Для обозначения пуруши Патанджали использует слово «драшт-ри» (видящий), тогда как видимое называет «дришья». Согласно Патанджали, авидья возникает, когда вы путаете их между собой. Такое смешение понятий называется саньйога. Это слово означает, что две вещи настолько переплетены, что их больше нельзя отличить друг от друга. Возникновение саньйоги — это момент, когда сеются семена страдания.
Выражением саньйоги является асмита. Мы говорим об асмите, если в нашем «я» пуруша и читта настолько слились, что их невозможно разделить. Но на самом деле, ум является инструментом восприятия, а пуруша ~ воспринимающим. Уму присуща способность меняться, которая не свойственна пуруше. Смешение этих двух разных категорий становится источником многих проблем. См. «Йога-сутры» 2.6 и 2.17-24.
Приступая к практике йоги, мы начинаем процесс, который в идеале дает нам возможность покончить с тем, что для нас вредно. Мы не должны специально что-то прекращать. Нам ничего не нужно делать самим, просто все негативное отмирает из-за того, что мы сменили направление и стали двигаться к чему-то позитивному.
Когда проявляется пуруша, мы можем видеть, как функционирует ум и как с им нужно работать. Пуруша не разрушает ум, а позволяет нам его контролировать: мы знаем свои сильные и слабые стороны и знаем, что причиняет нам больше страданий, а что меньше. Для описания чистоты пуруши мы используем понятие «вивека». Обладать вивекой — значит «различать», то есть видеть обе стороны вещей, знать, ;м мы являемся и кем не являемся. До этого мы упоминали термин «асмита» в значении «эго». Еще это слово описывает состояние, в котором пуруша и читта смешаны столько, что начинают функционировать как единое целое, хотя на самом деле они никогда не могут слиться в одно. Ясное видение различий между пурушей и читтой свидетельствует о присутствии вивеки.
Иногда полезно понять истоки своих старых негативных санскар, поскольку сансары бывают самых разных видов. Нам причиняют беспокойство только сильные санскары, в то время как слабые могут усиливать их воздействие. В реальной жизни часто случается, что мы действуем с полной уверенностью и делаем все правильно, но тем не менее наши действия приводят к неприятностям. В этом случае мы сможем собраться, почему так получилось, если успокоим свой ум. Анализ ситуации помоет нам в следующий раз быть более бдительными.
Кришнамачарья выполняет варианты двипада-питхи.