Примерная тематика контрольных работ. 1. Предмет, структура и функции философии
1. Предмет, структура и функции философии
2. Философия Древнего мира
3. Средневековая философия
4. Русская философия 11–18 вв.
5. Западники и славянофилы
6. Русский космизм
7. Проблема бытия в философии. Формы бытия.
8. Материя и ее атрибуты. Уровни организации материи
9. Отражение и его формы. Значение отражения для расследования и экспертизы пожаров
10. Сознание и бессознательное
11. Законы диалектики и их значение для пожарного дела.
12. Основные принципы диалектики и их роль в деятельности судебного эксперта
13. Диалектика и синергетика (сравнительный анализ)
14. Формы чувственного и рационального познания
15. Формы и методы эмпирического познания
16. Основные формы и методы теоретического познания
17. Проблема истины в философии. Критерии истинности знания
18. Сущность науки. Этапы развития науки
19. Сущность и виды техники. Основные направления в философском осмыслении техники
20. Специфика технического познания. Методы технических наук
21. Общество как саморазвивающаяся система. Сферы общественной жизни
22. Движущие силы и субъекты истории. Натурализм, материализм, идеализм об источниках общественного развития
23. Духовная жизнь общества: понятие и структура
24. Проблема природы человека в истории философии
25. Проблема антропогенеза и альтернативные варианты ее решения
26. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии
27. Проблема свободы и ответственности человека. Свобода и необходимость в жизни человека
28. Культура как общественное явление
29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития
30. Глобальные проблемы современности: общая характеристика
Вопросы для повторения и подготовки к итоговому зачету
1. Предмет, структура и функции философии
2. Мировоззрение, его структура и исторические типы
3. Проблема основного вопроса философии
4. Философия Древнего Китая и Древней Индии
5. Философия Древней Греции
6. Средневековая философия, ее особенности и исторические формы
7. Философская мысль эпохи Возрождения
8. Западноевропейская философия 17-го века. Рационализм и эмпиризм
9. Основные идеи философии эпохи Просвещения
10. Немецкая классическая философия
11. Этапы становления и характерные особенности русской философии
12. Русская средневековая философия (представители, важнейшие идеи)
13. Русская философия 18 века
14. Отечественная философская мысль первой половины 19-го века
15. Философские идеи в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского
16. Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева
17. Русский космизм
18. Основные идеи марксистской философии
19. Современная западная философия
20. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Бытие и не-бытие
21. Философское понятие материи. Атрибуты материи
22. Движение как атрибут материи. Формы движения материи
23. Пространство и время как формы существования материи. Концепции пространства и времени
24. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения
25. Сознание, его происхождение и сущность
26. Сознание и бессознательное. Психоанализ о структуре человеческой психики
27. Диалектика как теория и метод. Альтернативы диалектики
28. Законы диалектики и их проявления в пожарном деле
29. Познание как предмет философского анализа. Знание и познание
30. Познавательное отношение и его структура. Виды средств познания
31. Истина, ее свойства и критерии. Концепции истины
32. Сущность и строение науки
33. Научно-техническое познание и его особенности
34. Философское понимание техники. Этапы развития техники
35. Чувственное познание и его формы
36. Рациональное познание и его формы
37. Формы и методы эмпирического познания
38. Основные формы и методы теоретического познания
39. Общество как социальная система. Основные сферы общественной жизни
40. Общество как исторический процесс. Основные проблемы философии истории
41. Понятие духовности. Измерения духовности
42. Понятие и содержание духовной жизни общества
43. Предмет философской антропологии. Сущность и существование человека
44. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека
45. Проблема антропосоциогенеза и альтернативные варианты ее решения
46. Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и социальное в человеке.
47. Понятие культуры, ее сущность, структура и функции
48. Культура и цивилизация. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития
49. Глобальные проблемы современности, их происхождение и взаимосвязь
50. Демографическая ситуация в России и в мире
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения...................................................................... ..... 3
2. Объем дисциплины и виды учебной работы................................. 9
3. Тематический план дисциплины «Философия»........................... 10
4. Планы семинарских занятий........................................................ 12
5. Философский диспут: принципы и правила проведения............ 37
6. Примерная тематика контрольных работ................................... 43
7. Вопросы для повторения и подготовки к итоговому зачету...... 44
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
для обучающихся по направлению подготовки (специальности) 031003 – «Судебная экспертиза» по программе специалитета (5 лет очно)
Составитель Киричек Александр Владимирович
Издано в авторской редакции
Подписано в печать ___________ Формат 60´90 1/16.
Печ. л. 3,0. Уч.-изд. л. 2,2.
Бумага офсетная. Тираж 50 экз. Заказ ________
Академия ГПС МЧС России
129366, Москва, ул. Б. Галушкина, 4
[1] Занятия с использованием активных и интерактивных форм обучения входят в практические (семинарские) и лекционные занятия.
[2] В эти часы входят и 4 часа, отводимые на зачет, и 2 часа на контрольную работу.
[3] Часы, отводимые на зачет, включаются в самостоятельную работу.
[4] Занятия в активной и интерактивной форме входят в количество лекционных и практических занятий.
[5] Контрольные работы реализуются в виде самостоятельной работы. Часы, отводимые на контрольные работы, не входят в аудиторную нагрузку, а относятся к самостоятельной работе.
[6] Лекции по темам 2, 11, 15 читаются в интерактивной форме, т.е. с использованием фасилитации, модерации, элементов проблемного обучения, демонстрации слайдов и т.п.
[7] Преподаватель, ведущий семинарские занятия, по согласованию со студентами может изменить тему круглого стола.
[8] Преподаватель, ведущий семинарские занятия, по согласованию со студентами может изменить тему круглого стола.
[9] Эссе (франц. essai — опыт, набросок) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
[10] См. Раздел 5 настоящего пособия «Философский диспут: принципы и правила проведения» (стр. 37-43).
[11] Тема этой эвристической игры по соглашению преподавателя и учебной группы может быть изменена (в рамках проблематики истории философии).
[12] Преподаватель, ведущий семинарские занятия, по согласованию со слушателями может изменить тему круглого стола.
[13] Для анализа Вы можете использовать произведения любых писателей и режиссеров XX-XXI веков, которые имеют отношение к проблемам человеческого существования и достаточно глубоко их раскрывают. Из числа писателей рекомендуем: Джона Фаулза, Дафну Дюморье, Паоло Коэлья, Энтони Бёрджесса, Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Милана Кундеру, Умберто Эко, Габриэля Гарсиа Маркеса, Густава Мейринка, Эриха Мария Ремарка, Сэмюэля Беккета, Альбера Камю, Марселя Пруста, Франца Кафку, Джулиана Барнса, Владимира Дудинцева, Владимира Набокова, Марину и Сергея Дьяченко, Венедикта Ерофеева, Владимира Пелевина, Владимира Маканина, Василия Аксёнова и многих других. Из числа режиссеров: Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана, Тима Бертона, Пауля Верховена, Жана-Пьера Жене, Акиру Куросаву, Джеймса Кэмерона, Эдриана Лайна, Кристофера Нолана, Милоша Формана, Мартина Скорсезе, Федерико Феллини, Тимура Бекмамбетова, Сергея Бондарчука, Михаила Калатозова, Игоря Масленникова, Андрея Михалкова-Кончаловского, Владимира Меньшова, Александра Митту, Андрея Тарковского и др.
[14] Преподаватель, ведущий семинарские занятия, по согласованию со студентами может изменить тему круглого стола.
[15] Философский диспут организуется либо наряду, либо вместо эвристических игр, викторин, круглых столов в часы, отведенные на проведение семинарских занятий.
[16] Порядок проведения диспута может быть скорректирован по обоюдному согласию капитанов команд – участников диспута.
[17] На роли назначает капитан команды.