I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет

& Краткая теоретическая справка

Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.

Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог

Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.

Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:

· сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;

· индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;

· рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).

В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:

· «Апорт2000» (www.aport.ru);

· «Pамблер» (www.rambler.ru);

· «Яndex»(www.yandex.ru).

· «Google» (www.google.ru).

Для оптимальной и быстрой работы с поисковыми системами существуют определенные правила написания запросов. Подробный перечень для конкретного поискового сервера можно, как правило, найти на самом сервере по ссылкам «Помощь», «Подсказка», «Правила составления запроса» и т.п.

: Упражнение 1.Приемы простейшего поиска.

Цель упражнения:

Освоение основных приемов простейшего поиска информации в сети Интернет.

Задание:

Организовать поиск информации по ключевым словам. Предположим, что хотелось бы найти информацию о различных способах доказательства теоремы Пифагора.

Порядок выполнения:

1. Загрузите главную страницу поисковой системы Яндекс, указав в адресной строке программы Internet Explorerwww.yandex.ru.

2. В строке поиска введите ключевые слова: доказательство теоремы Пифагора и подтвердите запрос нажатием клавиши Enter или кнопки Найти.

В данном случае пробелы между словами выступают в качестве логической связки «И», т.е. слова должны встречаться одновременно.

Результат поиска будет примерно следующим:

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

В верхней части страницы указано, что в результате поиска найдено страниц — 3 536, сайтов — не менее 644.Далее приводится статистика слов в сети Интернет: доказательство — 4 686 823, теоремы — 685 398, Пифагора — 569 407.

Основное рабочее поле занимают ссылки (чаще всего 10) на ресурсы, где предположительно находится искомая информация.

3. Просмотрите последовательно ресурсы, щелкая по соответствующим ссылкам. Ресурсы автоматически открываются в новом окне! При необходимости сохраните Web-страницу. Ознакомившись с ресурсом, закройте окно. Вы снова окажетесь на странице с результатами поиска.

4. Если вы просмотрели все ресурсы, указанные на первой странице, воспользовавшись соответствующими гиперссылками в нижней части страницы, можно перейти ко второй, третьей и т.д. странице поиска.

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

F Примечание: Для ускорения поиска информации в сети Интернет в качестве домашней страницы рекомендуем установить www.yandex.ru (см. практ. работу №1, упражнение 3). Переход на домашнюю страницу можно осуществить по кнопке I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru .

: Упражнение 2.Поиск энциклопедической информации и справочных данных в сети Интернет.

Цель упражнения:

Формирование навыков поиска научной и справочной информации, представленной в электронных энциклопедиях.

Задание:

Найти биографию Пифагора.

Порядок выполнения:

1. Загрузите начальную страницу поисковой системы Яндекс www.yandex.ru.

2. В строке поиска введите ключевое слово Пифагор.

3. Выберите режим поиска в Энциклопедиях, щелкнув по соответствующей гиперссылке.

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

Результаты поиска: найдено 45 статей с упоминанием Пифагора в энциклопедии Брокгаус (компании «Новый Диск») и Большой Советской Энциклопедии («Рубикон»).

4. По описанному выше алгоритму просмотрите найденные статьи.

:Упражнение3.Поиск графической информации в сети Интернет.

Цель упражнения:

Формирование навыков поиска графической информации в соответствии с предъявляемыми требованиями и ее сохранения.

Задание:

Найти графическое изображение Пифагора.

Порядок выполнения:

1. Загрузите начальную страницу поисковой системы Яндекс www.yandex.ru.

2. В строке поиска введите ключевое слово Пифагор.

3. Выберите режим поиска в Картинках, щелкнув по соответствующей гиперссылке.

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

Результат поиска – найдено 368 картинок, на первой странице размещено 9. Для перехода на следующие страницы следует воспользоваться соответствующими гиперссылками в нижней части страницы.

F Примечание: Рядом с каждой картинкой показана служебная информация в следующей последовательности:

· имя файла;

· геометрический размер в пикселах (сравните: чаще всего стандартное разрешение монитора устанавливается 800х600 или 1024х768 пикселей);

· размер файла на информационном носителе;

· адрес страницы в сети, где находится эта картинка.

4. Если вы убедились, что графическое изображение удовлетворяет предъявленным вами критериям, раскройте его по щелчку левой кнопки мыши.

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

5. Сохраните изображение, вызвав контекстное меню по нажатию правой кнопки мыши (см. практ. работу №1, упр. 7).

:Упражнение4.Знакомство с условиями расширенного поиска и элементами синтаксиса языка запросов.

Цель упражнения:

Формирование навыков оптимизации поиска информации в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Задание:

Изучить основные правила языка запросов в поисковой системе Яндекс.

Порядок выполнения:

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

1. Загрузите начальную страницу поисковой системы Яндекс www.yandex.ru.

2. Вызовите страницу расширенного поиска, воспользовавшись соответствующей кнопкой:

3. Заполните соответствующие формы диалогового окна, уточнив условия поиска (запрос составьте самостоятельно):

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

4. При необходимости вызовите Помощь, указав по соответствующей ссылке. Воспользуйтесь информацией в разделе Как искать в Яндексе. Просмотрите последовательно разделы:

· результаты поиска;

· общие советы;

· расширенный поиск;

· детальное описание языка запросов;

· синтаксис запросов;

· поиск по картинкам.

I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет - student2.ru

О том, как искать информацию лучше Яндекса расскажет только Яндекс!

F Задания для самостоятельной работы:

Цель:

· закрепление навыков поиска информации в сети Интернет и ее сохранения на локальных носителях.

1. С помощью справочной системы на каждом поисковом сервере (www.rambler.ru, www.aport.ru) ознакомьтесь с основными элементами синтаксиса языка запросов. Определите специфику проведения поиска с ограничением расстояния между словами.

2. C помощью одной из поисковых систем найдите квартиры которые продаются в Октябрьском или Самарском районах с общей площадью не более 50 м2 со 2 по 5 этаж включительно по цене не более 2750000 руб.и сохраните найденные квартиры в файле D:\Мои документы\Квартиры\Квартиры .doc. Картинки комнат квартиры сохраните в формате jpg в папке D:\Мои документы\Квартиры.

3. С помощью поисковых систем

· определите условия приобретения в сети Интернет учебников:

«Компьютерная графика» и «Информатика»;

· найдите адрес сетевого Роботладского университета. Определите тематику курсов и сроки начала обучения. Сохраните адреса страниц с найденными условиями в папке Избранное ® Поиск.

4. На сайте поисковой системы Rambler (http://www.rambler.ru) изучите условия расширенного поиска.

5. Изучите аналогичную информацию на сайтах поисковых систем Яndex (http://www.yandex.ru) и Апорт (http://www.aport.ru).

6. Заполните таблицу и проанализируйте результаты.

Поисковая система Строка запроса Результат поиска
Rambler (5, информационные технологии в образовании)  
Яndex информационные /2 технологии /2 в /2 образовании  
Апорт сл5(информационные технологии в образовании)  

7. Воспользовавшись таблицей результатов поиска в п.6 и проведя дополнительный эксперимент, сравните результаты поиска в сети:

Фраза Результат поиска
Yandex Rambler
Без ограничения С ограничением В кавычках Без ограничения С ограничением В кавычках
информационные технологии в образовании            
             
             

Дополните таблицу самостоятельно построенными запросами!

8. Постройте запрос по схеме:

Наши рекомендации