I. приемы стандартного поиска информации в сети интернет
& Краткая теоретическая справка
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.
Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:
· сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
· индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;
· рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).
В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:
· «Апорт2000» (www.aport.ru);
· «Pамблер» (www.rambler.ru);
· «Яndex»(www.yandex.ru).
· «Google» (www.google.ru).
Для оптимальной и быстрой работы с поисковыми системами существуют определенные правила написания запросов. Подробный перечень для конкретного поискового сервера можно, как правило, найти на самом сервере по ссылкам «Помощь», «Подсказка», «Правила составления запроса» и т.п.
: Упражнение 1.Приемы простейшего поиска.
Цель упражнения:
Освоение основных приемов простейшего поиска информации в сети Интернет.
Задание:
Организовать поиск информации по ключевым словам. Предположим, что хотелось бы найти информацию о различных способах доказательства теоремы Пифагора.
Порядок выполнения:
1. Загрузите главную страницу поисковой системы Яндекс, указав в адресной строке программы Internet Explorerwww.yandex.ru.
2. В строке поиска введите ключевые слова: доказательство теоремы Пифагора и подтвердите запрос нажатием клавиши Enter или кнопки Найти.
В данном случае пробелы между словами выступают в качестве логической связки «И», т.е. слова должны встречаться одновременно.
Результат поиска будет примерно следующим:
В верхней части страницы указано, что в результате поиска найдено страниц — 3 536, сайтов — не менее 644.Далее приводится статистика слов в сети Интернет: доказательство — 4 686 823, теоремы — 685 398, Пифагора — 569 407.
Основное рабочее поле занимают ссылки (чаще всего 10) на ресурсы, где предположительно находится искомая информация.
3. Просмотрите последовательно ресурсы, щелкая по соответствующим ссылкам. Ресурсы автоматически открываются в новом окне! При необходимости сохраните Web-страницу. Ознакомившись с ресурсом, закройте окно. Вы снова окажетесь на странице с результатами поиска.
4. Если вы просмотрели все ресурсы, указанные на первой странице, воспользовавшись соответствующими гиперссылками в нижней части страницы, можно перейти ко второй, третьей и т.д. странице поиска.
F Примечание: Для ускорения поиска информации в сети Интернет в качестве домашней страницы рекомендуем установить www.yandex.ru (см. практ. работу №1, упражнение 3). Переход на домашнюю страницу можно осуществить по кнопке .
: Упражнение 2.Поиск энциклопедической информации и справочных данных в сети Интернет.
Цель упражнения:
Формирование навыков поиска научной и справочной информации, представленной в электронных энциклопедиях.
Задание:
Найти биографию Пифагора.
Порядок выполнения:
1. Загрузите начальную страницу поисковой системы Яндекс www.yandex.ru.
2. В строке поиска введите ключевое слово Пифагор.
3. Выберите режим поиска в Энциклопедиях, щелкнув по соответствующей гиперссылке.
Результаты поиска: найдено 45 статей с упоминанием Пифагора в энциклопедии Брокгаус (компании «Новый Диск») и Большой Советской Энциклопедии («Рубикон»).
4. По описанному выше алгоритму просмотрите найденные статьи.
:Упражнение3.Поиск графической информации в сети Интернет.
Цель упражнения:
Формирование навыков поиска графической информации в соответствии с предъявляемыми требованиями и ее сохранения.
Задание:
Найти графическое изображение Пифагора.
Порядок выполнения:
1. Загрузите начальную страницу поисковой системы Яндекс www.yandex.ru.
2. В строке поиска введите ключевое слово Пифагор.
3. Выберите режим поиска в Картинках, щелкнув по соответствующей гиперссылке.
Результат поиска – найдено 368 картинок, на первой странице размещено 9. Для перехода на следующие страницы следует воспользоваться соответствующими гиперссылками в нижней части страницы.
F Примечание: Рядом с каждой картинкой показана служебная информация в следующей последовательности:
· имя файла;
· геометрический размер в пикселах (сравните: чаще всего стандартное разрешение монитора устанавливается 800х600 или 1024х768 пикселей);
· размер файла на информационном носителе;
· адрес страницы в сети, где находится эта картинка.
4. Если вы убедились, что графическое изображение удовлетворяет предъявленным вами критериям, раскройте его по щелчку левой кнопки мыши.
5. Сохраните изображение, вызвав контекстное меню по нажатию правой кнопки мыши (см. практ. работу №1, упр. 7).
:Упражнение4.Знакомство с условиями расширенного поиска и элементами синтаксиса языка запросов.
Цель упражнения:
Формирование навыков оптимизации поиска информации в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Задание:
Изучить основные правила языка запросов в поисковой системе Яндекс.
Порядок выполнения:
1. Загрузите начальную страницу поисковой системы Яндекс www.yandex.ru.
2. Вызовите страницу расширенного поиска, воспользовавшись соответствующей кнопкой:
3. Заполните соответствующие формы диалогового окна, уточнив условия поиска (запрос составьте самостоятельно):
4. При необходимости вызовите Помощь, указав по соответствующей ссылке. Воспользуйтесь информацией в разделе Как искать в Яндексе. Просмотрите последовательно разделы:
· результаты поиска;
· общие советы;
· расширенный поиск;
· детальное описание языка запросов;
· синтаксис запросов;
· поиск по картинкам.
О том, как искать информацию лучше Яндекса расскажет только Яндекс!
F | Задания для самостоятельной работы: |
Цель:
· закрепление навыков поиска информации в сети Интернет и ее сохранения на локальных носителях.
1. С помощью справочной системы на каждом поисковом сервере (www.rambler.ru, www.aport.ru) ознакомьтесь с основными элементами синтаксиса языка запросов. Определите специфику проведения поиска с ограничением расстояния между словами.
2. C помощью одной из поисковых систем найдите квартиры которые продаются в Октябрьском или Самарском районах с общей площадью не более 50 м2 со 2 по 5 этаж включительно по цене не более 2750000 руб.и сохраните найденные квартиры в файле D:\Мои документы\Квартиры\Квартиры .doc. Картинки комнат квартиры сохраните в формате jpg в папке D:\Мои документы\Квартиры.
3. С помощью поисковых систем
· определите условия приобретения в сети Интернет учебников:
«Компьютерная графика» и «Информатика»;
· найдите адрес сетевого Роботладского университета. Определите тематику курсов и сроки начала обучения. Сохраните адреса страниц с найденными условиями в папке Избранное ® Поиск.
4. На сайте поисковой системы Rambler (http://www.rambler.ru) изучите условия расширенного поиска.
5. Изучите аналогичную информацию на сайтах поисковых систем Яndex (http://www.yandex.ru) и Апорт (http://www.aport.ru).
6. Заполните таблицу и проанализируйте результаты.
Поисковая система | Строка запроса | Результат поиска |
Rambler | (5, информационные технологии в образовании) | |
Яndex | информационные /2 технологии /2 в /2 образовании | |
Апорт | сл5(информационные технологии в образовании) |
7. Воспользовавшись таблицей результатов поиска в п.6 и проведя дополнительный эксперимент, сравните результаты поиска в сети:
Фраза | Результат поиска | |||||
Yandex | Rambler | |||||
Без ограничения | С ограничением | В кавычках | Без ограничения | С ограничением | В кавычках | |
информационные технологии в образовании | ||||||
Дополните таблицу самостоятельно построенными запросами!
8. Постройте запрос по схеме: