Структура философского знания и его место в системе образования

Приложение 1

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

Тема 1.

Предмет философии.

Структура философского знания и его место в системе образования.

Filio sofia (др. греч.) – любовь к мудрости, умозрение.

Философия – рационально-понятийная форма познания окружающего мира.

Философия – наука о всеобщем развитии природы, общества, человека и мышления.

 
  Структура философского знания и его место в системе образования - student2.ru

Природа

Предмет философии универсальный, так как охватывает все стороны объективной реальности. Философия делится на ряд отраслей философского знания (философские науки).

Структура философии:

1.Онтология – философская наука о бытие, природе, Вселенной. Обобщающий и фундаментальный характер.

2.Социальная философия – изучает общество.

3.Гносеология – учение о познании. Эпистемиология – учение о научном познании.

4.Антропология – изучает человека.

5.Логика – изучает законы мышления.

6.Этика – наука о моральных ценностях.

7.Эстетика – наука об основах прекрасного.

8.Аксиология – наука о ценностях.

Существует много частных отраслей философского знания, соответствующие многообразию видов деятельности человека (философия хозяйства, философия науки, философия образования, философия права, философия религии, философия истории и др.).

Впервые слово «философия» употребил древнегреческий математик, мыслитель и мистик Пифагор в VI веке до н.э.

Философия изучает основы бытия, проблемы познания, назначение человека (смысложизненный вопрос в философии один из самых главных) и его положение в мире.

Философия как исторически сложившаяся форма общественного сознания возникла в VII – VI вв. до н.э. одновременно в трех центрах:

- Древняя Греция (западная философия) – рациональный характер;

- Древний Китай (восточная философия) — иррациональный характер;

- Древняя Индия (восточная философия)– иррациональный характер.

Философия имеет ряд функций:

1.мировоззренческая — философия является основой мировоззрения;

2.общекультурная – история человеческой мысли, развитие интеллекта;

3.познавательная – философия является одной из основных форм познания мира;

4.аксиологическая (ценностная) – основополагающие ценности, учение о ценностях;

5.методологическая (эвристическая) – открывает новые методы.

Философия – основа методологии всех наук.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и ценностей, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе.

Формы мировоззрения:

1.Мифологическое (Древний мир)

Мифология – архаические, древние рассказы, повествования о деяниях богов и героев.

Мировоззрение Древнего мира (Древний Восток, античность). Философия Древнего мира сложилась на основе мифологии как процесс рационального преодоления мифологических стереотипов (Платон строил свое учение на основе мифов).

2.Религиозное (Средние века)

Религия (лат.) – связь между сверхъестественным миром и естественным (связь между Богом и человеком). Религиозное мировоззрение — основа средневековой философии.

3. Научное (Новое время)

Наука – совокупность рационально-практических способов познания и освоения окружающей действительности.

Научное мировоззрение базируется на достижениях естественных наук. Основа – физическая картина мира.

Философии предшествовали мифология и религия. Философия предшествовала науке. Наука отделилась от философского знания в античном мире.

Место философии в образовании. Философия – мета-наука. Имеет фундаментальное значение для высшего образования.

Тема 2.

Философия Древнего мира.

Наши рекомендации