Форма: дифференцированный зачет

Учебная дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии

Преподаватель: Поднавознова Екатерина Олеговна

Форма: дифференцированный зачет

Зачет сдается ответом на билет в устной форме.

В билете – 2 вопроса: теоретический и на размышление.

Список теоретических вопросов:

1.Термин «философия». Возникновение философии. Философское знание

2.Предмет философии. Основные темы философии и их характеристика. Функции философии

3.Основные философские дисциплины. Философская антропология. Социальная философия

4.Соотношение философии и науки: сходства и различия. Плюрализм философской мысли. Соотношение философии и техники

5.Соотношение философии и религии. Соотношение философии и искусства

6.История философии. Периодизация истории философии. Три круга философии. Мифология как питательная среда для развития философии. Очаги мировой культуры согласно К. Ясперсу. Особенности западной и восточной культур.

7.Философские учения Древней Индии: этапы развития и особенности. Ключевые понятия индийской философии

8.Ведический период развития индийской философии. «Веды». Структура мира согласно «Ведам». Ортодоксальные школы индийской философии

9. Буддизм

10.Философские учения Древнего Китая: основные черты, сходства и различия индийской и китайской философии

11. Конфуцианство

12.Даосизм

13.Античная философия: философия Др. Греции и философия Др. Рима. Периодизация античной философии. Характерные черты

14.Досократические философские школы: характерные черты, основные идеи, представители

15.Классическийэтап античной философии: софисты. Сократ и его учение

16.Платон и его учение

17.Аристотель и его учение

18.Средневековая философия: характерные черты. Периодизация. Христианская философия

19.Патристика. Августин Блаженный

20.Схоластика. Фома Аквинский

21.ФилософияВозрождения: предпосылки, основные направления, представители (Н. Кузанский, Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей)

22.Философия Нового времени: характерные черты, основные направления, представители (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза)

23.Рене Декарт и его философия

24.Философия французского Просвещения: характерные черты, основные направления, представители (Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро)

25.Немецкая классическая философия: характерные черты, основные направления, представители (Ф. Шеллинг, И. Фихте, Л. Файербах)

26.И. Кант и его философия

27.Г.В.Ф. Гегель и его философия

28.Русская философия: характерные черты, основные направления, периодизация, представители (Митрополит Илларион, Сергий Радонежский, М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев, П.Я Чаадаев)

29.Западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен) и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков)

30.Русская религиозная философия (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев)

31.Русская философия XX века (Н.А. Бердяев, В.И. Ленин, М.К. Мамардашвили, Л.Н. Гумилев)

32.Философия стран Западной Европы в конце XIX – XX вв.: характерные черты, основные направления, представители (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Дарвин, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Гуссерль)

33.Иррационализм. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

34.Экзистенциализм. М. Хайдеггер и его философия

35.Позитивизм (О. Конт), неопозитивизм, постпозитивизм (К. Поппер)

36.Направления современной философии (XX-XXI вв.): прагматизм, структурализм, философия постмодерна, феминизм

37.Понятие бытия в философии. Виды и формы бытия. Основные философские категории: материя, пространство, время, движение

38.Понятие познания. Субъект и объект познания. Истина. Ложь. Заблуждение

39.Природа человека с точки зрения философии. Антропогенез. Сущность человека: индивид, индивидуальность, личность. Сознание, самосознание, бессознательное. Смысл жизни человека. Смерть

40.Понятие общества. Основные сферы жизни общества, их характеристика и значение. Глобальные проблемы цивилизации

Список вопросов на размышление:

1. Как вы понимаете слова русского мыслителя В. С. Соловьева о сущности философии:

«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»

2. Термин «философия» часто употребляется в самых разных значениях: обыденном, литературном, позитивном, негативном и т.п. Охарактеризуйте смысл представленных ниже высказываний. Согласны ли вы с ними? В каком значении употреблен в них термин «философия»?

● «Кто не хочет работать, тот философствует»

● «Философия - это такое мудрствование, от которого нет никакой пользы»

3. Термин «философия» часто употребляется в самых разных значениях: обыденном, литературном, позитивном, негативном и т.п. Охарактеризуйте смысл представленных ниже высказываний. Согласны ли вы с ними? В каком значении употреблен в них термин «философия»?

● «Только философия может возвысить человека над миром его обыденности»

● «Философия - зрелость души»

4. Прочитайте высказывание Н. Бердяева о месте философа в обществе. Поясните - о чем, с вашей точки зрения, сказал известный ученый.

«Чего же не могут простить философам? Прежде всего того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, существующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остается непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и негодование».

Как вы думаете, почему философия вызывает недоброжелательство и негодование у людей?

5. Прокомментируйте высказывание средневекового философа П. Абеляра о философии. Поясните - о чем, с вашей точки зрения, сказал известный ученый. Какую важную черту философии, по сравнению с наукой, раскрывает данное высказывание?

«В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание»

6. Прокомментируйте высказывание С.Л. Франка о проблеме социальной философии:

«Проблема социальной философии – вопрос, что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает»

7.Вспомните и расскажите один миф на ваш выбор. К какому виду мифов он относится. Поясните его значение

8. Прочитайте высказывание Зигмунда Фрейда (1856-1939) об обществе. Поясните - о чем, с вашей точки зрения, сказал известный ученый.

«В обществе перед человеком под напором сильных инстинктов, которые требуют своей реализации, открываются три возможности. Если его внутренние побуждения получают беспрепятственный выход, то он превратится в преступника; если они будут вытеснены, то он станет невротиком; если же они переключатся в социально полезную деятельность, то он сможет без трений жить в обществе»

9. Йога как система упражнений появилась во II в. н.э., однако не утратила своей популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем объясняется его столь длительная популярность?

10. Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об излишней пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии? Обоснуйте свой ответ.

11. Можно ли с вашей точки зрения назвать буддизм атеистической религией? Свой ответ обоснуйте, исходя из основ буддийского учения.

12. Прочитайте высказывание Конфуция. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил философ. Какая характерная черта китайской философии отражена в данном высказывании? Согласны ли вы с данным высказыванием?

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

13.Прочитайте высказывание Конфуция. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил философ. Согласны ли вы с данным высказыванием?

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим»

14. Прочитайте высказывание Конфуция. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил философ. Согласны ли вы с данным высказыванием? Как, на ваш взгляд, влияют на жизнь человека внешние обстоятельства?

«Пришло несчастье - человек сам его породил, пришло счастье- сам человек его вырастил. У несчастья и счастья одни двери»

15. Как вы думаете, в чем проявляется созерцательность даосизма? Свой ответ обоснуйте, исходя из основ даосского учения.

16.Как вы думаете, почему Аристотель, который являлся учеником Платона произнес следующую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Свой ответ обоснуйте.

17. Прочитайте высказывание греческого философа Аристотеля. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил философ. Кого Аристотель считал первостепенным по важности - государство или человека? Согласны ли вы с данным высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

«Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение, благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки вместе и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и не одинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй...».

18.Об одном из античных философов Диогене (412-323 гг. до н.э.), известном своей экстравагантностью, современники писали следующее. Как вы понимаете данное высказывание философа?

«Диоген говорил, что знает многих, которые состязаются между собой в борьбе и беге, но никогда не видел, чтобы состязались в искусстве быть прекрасным и добрым»

19.Прочитайте высказывание римского философа Эпиктета (ок. 50 -140 гг. н.э.) Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил философ. Почему в данном высказывании употреблено имя Сократа? Согласны ли вы с данным высказыванием?

«И ты, хотя еще не Сократ, должен, однако, жить как человек желающий стать Сократом».

20. Многие философы рассматривали проблему создания идеального государства, основанного на справедливости. Но не многие из них получали шанс встать у руля власти и изменить государство. Такой шанс имел Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.), являвшийся одновременно и философом и императором Римской империи. Однако Марк Аврелий не осуществил никаких радикальных преобразований в римском обществе и даже не попытался их начать.

Как вы думаете по какой причине чуть-ли не единственный философ, стоявший во главе государства, не смог его изменить или не захотел? Свой ответ обоснуйте.

21.По отношению к средневековой философии часто употребляется словосочетание «служанка богословия». Как вы понимаете данные слова? Согласны ли вы с данным тезисом? Свой ответ обоснуйте.

22.Как вы понимаете высказывание Августина Блаженного «Дела от веры, а не вера от дел»? Является ли данное высказывание характерным для средневековой философии? Почему? Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте.

23. «Человек - это двуногое без перьев». Данное изречение родилось в Древней Греции. «Мыслю, следовательно, существую», - утверждал французский философ Рене Декарт.В чем, с вашей точки зрения, принципиальное различие этих позиций в определении сущности человека? Свой ответ обоснуйте.

24. Соответствует ли взглядам утопистов следующее утверждение:

«Как же богатеют богатые, если не путем завладения вещами, принадлежащими всем. если бы каждый брал лишь то, что нужно для поддержания его жизни, оставляя излишки другим, не было бы ни бедных, ни богатых»?

Согласны ли вы сданным утверждением? Свой ответ обоснуйте.

25. Прочитайте высказывание немецкого писателя И. Гете. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил писатель. Согласны ли вы с данным высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

«Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

26. Прочитайте высказывание русского философа С. Булгакова. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил писатель. Согласны ли вы с данным высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

«В горе, несчастье, тоске единственное пристанище для человека – другой человек, ибо нет таких нравственных ценностей, которые не могла бы вместить его душа, и нет предела доброты, на которую он способен в лучшие свои минуты».

27. Прочитайте высказывание философа Ф. Ницше. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил писатель. Согласны ли вы с данным высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель».

28. Прочитайте известное высказывание. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, идет речь. Разъясните его смысл. «Ничто человеческое мне не чуждо». Свой ответ обоснуйте.

29. Закончите фразы собственными словами. Свой ответ объясните с точки зрения философии. Какую из них вам было продолжать легче и почему?

· «Человек силен и могуч, потому что он…»

· «Человек слаб и немощен, потому что он…»

30. В вопросе «Что такое человек?» немецкий философ И. Кант выделил три части: «Что я могу знать, что я должен делать, на что я смею надеяться?» Ответы на какие еще вопросы помогут глубже понять сущность человека? Свой ответ обоснуйте.

31.Прочитайте высказывание известного ученого А. Пьерона. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил ученый. Согласны ли вы с данным высказыванием?Свой ответ обоснуйте.

«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»

32.Прочитайте высказывание известного ученого Д. Дидро. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил ученый. Согласны ли вы с данным высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

«Человек создан, чтобы жить в обществе»

33.Прочитайте высказывание известного ученого А. Пона. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил ученый. Согласны ли вы с данным высказыванием?Свой ответ обоснуйте.

«Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим»

34. Прочитайте высказывание известного ученого Г.В. Плеханова. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил ученый. Согласны ли вы с данным высказыванием?Свой ответ обоснуйте.

«Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиноваться законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды»

35.Прочитайте высказывание известного ученого Г. Болингброка. Поясните – о чем, с вашей точки зрения, говорил ученый. Согласны ли вы с данным высказыванием?Свой ответ обоснуйте.

«Свобода есть для общественного организма то же, что здоровье для индивидуума. Если человек теряет свое здоровье, ничто на свете ему не в радость; если общество теряет свободу, то оно томиться и уже не знает счастья»

36.Существует древнее утверждение о том, что в большом знании большая печаль. Как вы думаете, какой смысл вложен в него? Устарело ли оно сегодня или является актуальным? Свой ответ обоснуйте.

37.Как вы думаете возможно ли бессмертие? В какой форме оно может выражаться? Что должен совершить человек, чтобы добиться бессмертия? Свой ответ обоснуйте.

38.Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны ли вы с этой оценкой? Свой ответ обоснуйте.

39.Вы часто слышали словосочетания «цивилизация майя», «египетская цивилизация», «цивилизация Востока». Как вы считаете существует ли «русская» / «российская» цивилизация? Какими характеристиками она может обладать на ваш взгляд. Свой ответ обоснуйте

40.В Библии сказано, что Бог, создав первых людей , благословил их и сказал: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животным и пресмыкающимся по земле». Как вы понимаете данное высказывание? Включает ли термин «владычествование» в данном случае потребительское отношение к природе, или он несет в себе другой смысл? Свой ответ обоснуйте.

Наши рекомендации