Согласно учению Руссо, человек становится нравственным благодаря

а) общению с другими людьми

б) общению с природой

в) образованию

г) влиянию государства

Согласно учению Гоббса, в естественном состоянии происходит

а) ограничение человеческого эгоизма

б) война всех против всех

в) государственная защита слабых

г) формирование моральных норм

В этике экзистенциализма человек является

а) свободным

б) одиноким

в) отчужденным

г) несчастным

Этика Фейербаха предполагает, что верховной ценностью человеческой жизни и нравственности является

а) разум

б) труд

в) любовь

г) счастье

Ключевыми проблемами этики персонализма (Н.Бердяев) являются проблемы

а) свободы и творчества

б) жизни и смерти

в) отношений человека с Богом

г) отношений человека с обществом

Этика прагматизма утверждает, что

а) нравственным является то, что полезно в данной ситуации

б) каждый человек руководствуется не моральными нормами, а своей выгодой

в) интересы других людей следует ставить выше собственных интересов

г) человек должен совершать только полезные поступки

Согласно учению Ницше, человек должен

а) соблюдать принятые в обществе моральные нормы

б) соблюдать государственные законы

в) помогать слабым

г) совершенствовать себя, чтобы стать сверхчеловеком

Из списка выделите названия школ эллинистического периода

-афинская школа,

-софисты,

-эпикурейская школа,

-стоики,

-милетская школа,

-гардарики,

-скептики,

-киники,

-киренаики.

19.Кто являе6тся автором учения о том, что нравственные нормы входят в верхний, третий слой человеческой психики – сверхсознание?

а) Ницше

б) Фрейд

в) Бердяев

г) Маркс

20.Высшая ценность в этическом учении Макиавелли – это

а) целесообразное и эффективное государственное управление

б) экономическое благополучие

в) безопасность простых граждан

г) политическое могущество государства

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет этики: основные понятия и функции этики.

2. Нравственные учения Древнего Востока.

3. Античная этика как философия добродетели. Основные направления античной этики.

4. Этический рационализм Сократа. Сократические школы.

5. Ригоризм этического учения Платона.

6. Эвдемонистическая этика Аристотеля.

7. Эпикурейство и стоицизм.

8. Моральная доктрина христианства (Святой Августин Блаженный, Фома Аквинский).

9. Этическая мысль эпохи Возрождения.

10. Основные направления этических исканий Нового времени (общая характеристика).

11. Рационализм этики И.Канта.

12. Г.Гегель о развитии форм морали и свободе воли человека.

13. Основные направления постклассической этики (вторая половина Х1Х в.). Общая характеристика.

14. Этические воззрения русских мыслителей.

15. Этика марксизма.

16. Этика «философии жизни» А.Шопенгауэра.

17. Мораль рабов и мораль господ в интерпретации Ф.Ницше.

18. Этические концепции ХХ в. Общая характеристика.

19. Фрейдистская концепция этики.

20. Этика экзистенциализма.

21. Этика рубежа ХХ-ХХ1 веков (основные тенденции развития).

22. Сущность и специфика морали.

23. Проблема соотношения цели и средств в морали.

24. Назначение и основные функции морали.

25. Структура морали.

26. Происхождение морали.

27. Гуманизм как принцип морали.

28. Смысл жизни как этическая категория.

29. Специфика нравственной свободы.

30. Счастье как категория этики.

31. Добро и зло как этические категории.

32. Честь и достоинство как этические категории.

33. Добро и зло как категории этики.

34. Специфика делового и профессионального общения.

ГЛОССАРИЙ

Авторитаризм – власть, основанная на слепом подчинении авторитету.

Адекватность – соответствие, равнозначность.

Аксиология –этико-философское учение о моральных ценностях.

Антропоцентризм – ориентация на человека как высшую ценность мироздания.

Аскетизм – отречение от жизненных благ, воздержание, самоограничение.

Гедонизм – ориентация на принцип наслаждения, удовольствия.

Генезис – зарождение, формирование, становление какого-либо явления.

Гуманизм – 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико-философское направление.

Детерминизм – признание причинной связи и взаимообусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).

Диссидентство – инакомыслие, несогласие с господствующей идеологией, общественным мнением и т.п.

Догматизм – некритическое мышление, опирающееся на некие абсолютные и вечные истины (догмы), изначально принятые на веру.

Идентификация – опознание, определение.

Императив– моральная норма, содержащая повеление, долженствование.

Инновация – нововведение.

Инструментализм – учение в рамках прагматизма, трактующее разум, мышление как инструмент решения реальной проблемы.

Интуитивизм – течение этики, утверждающее самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.

Иррационализм – отрицание разума как основы познания, ориентация на чувства, эмоции, религиозную веру.

Истеблишмент – довольно ограниченный круг лиц в обществе с устоявшейся системой взаимоотношений, определяющих его нравственные ценности и благопристойность.

Кинизм – школа античной этики, декларировавшая пренебрежение к существующим социальным связям и моральным представлениям.

Конформизм – приспособленчество, отказ от самостоятельных решений (противоположен нонконформизму).

Критерий – признак, удостоверяющий истинность или ложность идеи, явления; мерило оценки.

Менталитет (ментальность) – определенный образ и тип мышления; склад ума, характера.

Мизантропия – нелюбовь к людям, человеконенавистничество.

Мистицизм – познание, основанное на экстатическом общении с потусторонними силами (противоположен научному познанию).

Модальность – выражение утверждения, пожелания, требования.

Натурализм (в этике) – направление, выводящее моральные ценности из законов природы.

Негативизм – отрицательное отношение к действительности.

Нивелировать – сглаживать различия, приводить к одному уровню.

Нигилизм – отрицание общепринятых моральных принципов.

Нонконформизм – несогласие, противостояние устоявшимся нравам и порядкам.

Оптимизм – вера в лучшее будущее (противоположен пессимизму).

Ортодоксальный – неуклонно следующий какому-либо учению.

Остракизм – гонение, публичное осуждение.

Плюрализм – признание множественности точек зрения.

Позитивизм – философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.

Пацифизм – моральное осуждение любого вида насилия и войн, выражающееся в их активном неприятии.

Пессимизм – негативное, упадочническое представление о мире.

Прагматизм – учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «практическим результатом».

Протестантизм – христианское вероучение, отрицающее роль церкви и базирующееся на индивидуальной вере.

Пуританство – строгая нравственность, требующая безукоризненного поведения.

Рационализм – ориентация познания на разум, логическое мышление.

Релятивизм – множественность, относительность моральных позиций (противоположен ригоризму).

Рефлексия – «мышление о мышлении», философское самоосмысление, самосознание.

Ригоризм – строгое, непреклонное проведение принципа долженствования.

Скептицизм (в этике) – сомнение в достоверности моральных истин.

Софистика – 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.

Стоицизм – 1) стойкое перенесение жизненных испытаний; 2) античное философское учение.

Схоластика – 1) формальные рассуждения, оторванные от практики; бесплодные умствования; 2) направление христианской этики, включающее элементы рационализма в теологические рассуждения.

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры.

Телеология – учение о целесообразности всего сущего.

Теология – учение о сущности и деяниях Бога.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Томизм – религиозная этика и философия на основе учения Фомы Аквинского.

Тоталитаризм – государственная власть, охватывающая все без исключения стороны общественной жизни.

Утилитаризм – натуралистическая этика, рассматривающая в качестве критерия моральной оценки того или иного поступка ожидаемую от него пользу.

Цинизм – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали.

Эвдемонизм – натуралистическое учение, признающее наивысшей ценностью счастье.

Эволюция – постепенное, поступательное развитие.

Эвтаназия – намеренное ускорение смерти безнадежно больного человека с целью прекращения его страданий.

Эмотивизм – учение, сводящее моральные высказывания к выражению эмоций, которое не проверяется эмпирически.

Эмпиризм – признание опыта и чувственного восприятия единственным достоверным средством познания.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Гусейнов, А.А. Этика: учебник для вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2003. – 470 с.

2. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие / И.Л.Зеленкова. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 352 с.

3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов / Е.В.Золотухина-Аболина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003. – 416 с.

4. Мишаткина, Т.В. Этика: учебное пособие / Т.В.Мишаткина, З.В.Бражникова и др. – Мн.: Новое знание, 2006. – 584 с.

Дополнительная

1. Августин, А. Исповедь / А.Августин. – М.: Канон-Реабилитация, 2005. – 462 с.

2. Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т.Адорно. – М.: Республика, 2000. - 238 с.

3. Аристотель. Этика: сб. / Аристотель. – М.: АСТ, 2006. – 491 с.

4. Бердяев, Н.А. Философия свободы духа / Н.А.Бердяев. – М.: Республика, 1999. – 271 с.

5. Будда: жизнь, учение, мысли, афоризмы / В.В.Юрчук. – Мн.: Современное слово, 2006. – 316 с.

6. Буддизм. Четыре благородные истины (тексты) / М.: Эксмо, 2002. – 826 с.

7. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х.Горфункель. – М.: Знание, 1980. – 187 с.

8. Гусейнов, А.А. Античная этика / А.А.Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с.

9. Древнекитайская философия: собр. текстов / Т. 1,2. – М.: МП «Принт», 1994. – Т. 1 – 363 с., т. 2 – 384 с.

10. Дружинин, В.Ф. Этика: курс лекций / В.Ф.Дружинин, Л.А.Демина. – М.: Экзамен, 2005. – 221 с.

11. Зеленкова, И.Л. Этика: краткий курс: учебное пособие / И.Л.Зеленкова. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 96 с.

12. Золотухина-Аболина, Е.В. Страна философия: книга для школьников и студентов / Е.В.Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 542 с.

13. Иванов, В.Г. Этика: краткий курс / В.Г.Иванов. – СПб.: Питер, 2006. –

176 с.

14. Кант, И. Лекции по этике: сборник / И.Кант. – М.: Республика, 2000. –

430 с.

15. Китайская философия / Энциклопедический словарь. – М.: Мысль, 1994. –

573 с.

16. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. – М.: Наука, 1993. – 379 с.

17. Мишаткина, Т.В. Этика: практикум. Пособие для студентов вузов / Т.В.Мишаткина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 320 с.

18. Мень, А. Тайна жизни и смерти / А.Мень. – М.: Знание, 1992. – 163 с.

19. Монтень, М. Опыты / М.Монтень. – М.: Литература, 2006. – 463 с.

20. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали: Соч. В 2-х тт. / Ф.Ницше. Т. 2. – М.: АСТ, 2000. – 879 с.

21. Платон. Сочинения : в 4-х тт. / Платон. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1 – 3.

22. Разин, А.В. Этика: учебник для вузов / А.В.Разин. – М.: Академический Проект, 2004. – 624 с.

23. Руссо, Ж.Ж. Избранное / Ж.Ж.Руссо. – М.: Терра, 1996. – 659 с.

24. Трубецкой, Е.В. Смысл жизни: сборник / Е.В.Трубецкой. – М.: Республика, 1994. – 432 с.

25. Фейербах, Л. Сочинения: в 3-х тт. / Л.Фейербах. – М.: Наука, 1974. – Т. 3.

26. Франкл, В. Воля к смыслу / В.Франкл. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 366 с.

27. Фромм, Э. Человек для самого себя / Э.Фромм. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

28. Шопенгауэр, А. Две основные проблемы этики / А.Шопенгауэр. – М.: АСТ, 2005. – 511 с.

Оглавление

  Стр.
Организационно-методический раздел
Учебно-методические планы курса
Содержание курса
Тематика семинарских занятий
Тематика рефератов
Тестовые задания для самоконтроля
Вопросы к зачету
Глоссарий
Список литературы

Учебное издание

Автор-составитель

Судьева Наталья Леонидовна

Этика

Учебно-методические материалы

по специальностям

040101.65 (350500) - социальная работа;

030301.65 (020400) – психология;

030501.65 (021110) - юриспруденция

В авторской редакции

Наши рекомендации