Рационалистическая философия 17 века
17 век – англ.материализм и фр.дуализм. Разложение феодализма, зарождением и развитие капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Преобр-я в социальной сфере, в сфере политики. Развив-ся наука. Прим-ие механистич.метода Þ прогресс в познании физич. мира. Углубл.изучение природы Þ соед-ие математики с естествознанием. Философия Нового Времени гносеоцентрична (центральные проблемы–проблемы научного познания).
Фрэнсис Бэкон. Критика схоластики. «Знание–сила». Основа познавательной деят-ти – индукция, которая опирается на опыт. Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Познанию природы мешают идолы, призраки: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»: 1)Идол рода (люди объясняют мир, перенося на него свои качества; надо объяснять дейтвит-ть, исходя из действит-ти). 2)Идол пещер (схоласты объясняли действит-ть так: каждый смотрит на мир, исходя из личного опыта; надо исходить из мн-ва факторов: образования, воспитания, социального положения, национальности). 3)Идол площади/рынка (на рынке употр.понятия, связ.с несоверш-м языка, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения; надо выработать строг.категориальный аппарат). 4)Идол театра (люди больше доверяют авторитетам, а не своему опыту; нужно критично относится к мнениям авторитетных людей). Понятие материи как природы. Природа – совок-ть всех вещей. Прир.неподвижна. Предмет познания – природа. А религия важна в постижении мира свехест-го и в моральном воспит.чел-а. Признает Бога, но дейст-ть н/з от него. Всякое рассужд-е должно идти от фактов (эмпиризм).
Томас Гоббс. Атеист. Духовенство – причина общ.споров и невеж-ва масс насел-я, но религия – орудие управл-я верующими; важна в морал.воспит-ии. Придавал большое зн-е науке. Постиж-е истины с пом.рацион.мышл-я – Логики. Материя – высшая и единств-ая «субстанция», к-я отраж-ся в сознании чел-ка. Чел. – сложн. механизм, его созн-е возн. в рез. механич. движения. Суть вещи – протяженность. Осталась проблема первого толчка. Человек – эгоист, злое сущ-во, борется за матер.блага; борясь, люди убив. друг друга, нарушая естеств.право на жизнь; тогда люди заключ.договор Þ гос-ва. Без гос-ва люди – хищники. Считал справедливым насильств. D-ие общественного строя, оправдывал революции.
Джон Локк. Ученик Гоббса. Номиналист, деист. Сенсуалистическая теория познания: все дается в ощущениях; чел-ое созн-ие – «Tabula rasa»(чист.доска); знания приобр.из опыта (эмпирик). Процесс познания: 1) чувственное восприятие 2) анализ накопл-го опыта в психике человека Þ Знания: сенситивные (ч/з ощущения) и демонстративные (извлек-ся разумом). Еще $ интуиция (пробегает оба вида познания и внезапно усматривает истину) Þ знания бывают интуитивные. Первичные кач-ва предметов и явлений (пространственные и временные материальные стороны действ-ти) и вторичные (цвета, запахи, вкусы). Сенсуализм непослед-ый: непонятна связь первичн. и вторичн. кач-в. Дорабатывает концепцию договора: власть одного порождает возм-ть злоупотр-я властью. Надо разделить власть: исполнит., законодат., дипломатич. Пытался обосновать необх-ть парламентскиз форм правления.
Рене Декарт. Предлагает (1) всё подвергать сомнению (скептик; сомнение - процесс мышления; («Я мыслю, следовательно, я существую»); (2) исходить только из абсолютно несомненного; (3) мыслить только по законам дедуктивного мышления. 2 субстанции мира: природа – вещь протяженная, дух – вещь мыслящая. В основе познания – разум. Мир создан Богом и развивается по своим законам (без участия бога–деист). Бог – гарантия со$-ия природы и духа (Þ на практике 3 субс-ии: материя – делимая до бесконечности, дух – неделимая, Бог). Человек = дух+природа, к-ые $-ют ||, несвязно др.с другом. Познание: предлагает альтернативу сенсуализму – рационализм: всё знание изнач.заложено в сознании; в проц. жизни чел. эти понятия конкретизует, у него возн-ет понятие о действит-ти. Метод познания – дедуктивный.
Бенедикт Спиноза. Субстанция – это основание, причина всего, в т.ч. самой себя Þ она одна. Ее создал Бог Þ он и есть эта субстанция. Бог º Духу º Природе. Природа и Дух – проявления Бога. «Всё суть одно и то же», т.е. неподвижно Þ нет развития. Человек – часть Бога, себя нельзя почитать Þ противоречие с церковью. С. не согласился с врожденными идеями (их нет). Четыре способа познания:
1)Из общения с другими людьми(некритическое усвоение мнений)
2)Из беспорядочного опыта
3) Логическое познание причин и следствий
4)Прямое постижение истины–интуиция
Ступени познания(степени)–(снизу вверх)
· Стремление к истине (это процесс, истина развивается)
· Рассуж-я разума, к-ые с пом.наблюд-я приводят к «опосредованным» истинам.
· Восприятие чувственного опыта (это–высшая ступень)