Рационалистическая философия

Позиция Декарта состоит в том, что истинность какого-либо положения можно проверить, лишь поставив его под сомнение. В этой позиции, впрочем, есть очень рациональное зерно: только то знание может считаться абсолютно истинным, которое нельзя поставить под сомне-ние. Другими словами, сомнение оказывается для Декарта способом достижения истины: Декарт полагал, что только путем постановки под сомнение любого знания, которое уже имеется, можно дойти до основ, которые могут служить отправной точкой для любых дальнейших рассуждений, поскольку первый принцип, базис для всего знания, не подлежит сомнению. В этом выразился антитрадиционализм Декарта, полагавшего, что только освобождение от традиции может открыть новые возможности для познания и науки.

Весь мир Декарт подразделяет на два вида субстанций — духовные и материальные. Связующим звеном между материальными и духовными субстанциями служит бог. Именно он является причиной движения в природе и источником законов, по которым она существует.

Рационалистическая философия Лейбница.

Лейбниц полагал, что протяженность не может быть атрибутом субстанции, поскольку протяженность заключает в себе множественность и поэтому может принадлежать только совокупности субстанций; каждая единичная субстанция должна быть непротяженной.

Лейбниц полагал, что в мире существуют единичные вещи — монады. Монада проста, то есть представляет собой элементарную, неделимую сущность. А следовательно, она не является чем-то материальным: любое материальное тело можно делить до бесконечности.. Сущность монады, с точки зрения Лейбница, заключается в деятельнос-ти, которая сводится к представлению (восприятию) и стремлению.

К монадам Лейбниц относит субстанциональные формы (неоду-шевленные предметы), души (сущности, обладающие чувством, но не обладающие разумом) и духи (сущности, обладающие разумом). Бессознательные состояния, по Лейбницу, становятся осознанными лишь в том случае, когда их количество достигает определенного уровня: точно так же, как любой шум" представляет собой совокупность множества «мелких» шумов.

Лейбниц рассматривает монаду по аналогии с человеческой душой. Постичь ее можно лишь разумом, поскольку чувствами монада не воспринимается. Деятельность монады проявляется в постоянной смене внутренних состояний, аналогичной той, которая происходит в человеческой душе. Мир Лейбница — это одушевленный мир, и там, где мы привыкли видеть лишь неодушевленное вещество, на самом деле имеется множество живых монад.

Философский иррационализм

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностями.

Иррационализм как элемент философских систем. Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ.

Условия возникновения идей иррационализма. Иррационалистическими (в узком и собственном смысле слова) считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем. Виды философского иррационализма Предшественниками иррационализма в философии были Ф. Г. Якоби, и, прежде всего, Г. В. Й. Шеллинг. Но, как утверждал Фридрих Энгельс, работа Шеллинга Философия откровения (1843) представляет собой «первую попытку сделать из преклонения перед авторитетами, гностических фантазий и чувственной мистики свободную науку мышления». Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Даже критический рационализм К. Поппера, часто называемый автором самой рациональной философией, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом). Необходимо мыслить диалогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика - рациональный способ познания категорий бытие и небытие, можно мыслить (на сколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогикичных методах.



Наши рекомендации