Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина как ценность. Познание истины как процесс.
Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой какая она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с т. з. их объективного содержания. Объективная истина исторически развивается, с каждым новым открытием ее полнота возрастает. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности , строгости и полноты, которая достигнута на данном этапе познания, называют относительной истиной. Совершенно полное и точное знание о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной
Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно - исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. Понятие З фиксирует состояние значения качественно отличное как от истины так и от лжи. В противоположность истине З. Есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличии от лжи З. Есть непреднамеренное искажение действительности. Заблуждение может быть следствием как необдуманных, поспешных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости. Ложь – преднамеренное искажение действительности.
Истинная ценность - Ценность — значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. В ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения или должного, подчас еще не осуществленного, но желанного, важного, нужного, или нежеланного, ненужного и т.д. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой, противостоящей ей. Истина — заблуждение. Своеобразное сочетание ценностных ориентаций, убеждений, взглядов составляет уникальный внутренний мир каждого человека. Установление ценности того или иного явления действительности, то есть его одобрение или осуждение, называется оценкой. Способность к оценке формируется у человека наряду со способностью к познанию. Человеческая жизнь состоит не только в познании мира, но и в постоянном его истолковании, переосмыслении, переоценке существующих ценностей, отрицании старых и установлении новых, которые служат ориентирами дальнейшей деятельности. Ценности могут выступать как идеалы, цели средства деятельности, как критерии человеческих поступков. Во имя высших ценностей, например истины, человек может пожертвовать своим благополучием. В обществе могут существовать разнообразные и даже противоречивые системы ценностей — личностные, групповые, классовые, национальные, профессиональные. Каждое общество, эпоха, культура имеет свои структуру ценностей, свои базовые ценности, которые разделяются большинством людей. На протяжении истории человечество выработало некоторые универсальные, общечеловеческие ценности, имеющие непереходящее значение для многих поколений людей — истина, добро, красота, свобода. Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах, она не существует помимо человека и человечества.
Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
В качестве внешних критериев выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию).
Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую - то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина (предрассудки). Как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников, но рано или поздно становится достоянием большинства.
Не являются критерием истинности знания и благоприятные или полезные последствия его применения (прагматизм). Прагматизм чаще всего выступает в индивидуалистической форме. Это весьма сомнительный критерий, хотя истина, если это действительно истина, так или иначе общественно полезна.
Не годится на роль критерия истины и когеренция, т. е. самосогласованность, знания. Если к уже существующей, наличной системе знания непротиворечивым образом присоединяется новое знание, то это еще не знак того, что оно истинно. У когеренции как критерия истины, конечно, есть рациональное зерно: мир – единое целое; знание об отдельной вещи или единичном явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Рано или поздно истина обнаруживает, раскрывает свой системный характер, свою открытость и внутреннюю пригнанность к другим истинам.
Но главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, т. е. материальная предметно - чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Истинность научных теорий окончательно проверяется на практике теми или иными способами (непосредственно с помощью эксперимента или опосредованно – путем логического доказательства на основе практической проверки исходных положений данной теории). Развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.
Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно - исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Кроме того, практика может быть искаженной. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.
Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях. 1) критерий логики: по свойству непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности.
Истина - это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной объективной истины.
Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.
19.Научное познание его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания. Специфика НПвоплощается в понятии наука. Под наукой понимается сфера деятельности, функция которой является выработка и теория систематизация объективных знаний об окружающем мире.
Специфическими чертами научного знания являются:
1)Особый набор объектов познания(сущность предметов и явлений);
2)Особый язык(научные термины и формулы);
3)Особые методы и формы познания;
4)Особая организация обр-ой деятельности;
5)Повышенные требования к проверке истинности полученных знаний.
Два основных уровня: 1Эмперический(наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент)
2Теоритический(формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно-структурный метод, аксиоматический).