Каково место человека во Вселенной?
Мы уже установили, что система миропонимания включает
в себя научные представления о материи, бытии, о Вселенной,
о космосфере, о месте и роли человека во Вселенной, в Космосе.
Научная методологическая программа и исходные познавательные установки современного диалектического материализма позволяют раскрыть мировоззренческую проблему человека во Вселенной, решить вековечный спор науки и религии о сущности мира, его законах, их познании и использовании в человеческом или божественном «измерении» мира.
Конституирование современной естественно-научной картины мира во многом определено «вселением» в эту картину самого человека и выявлением его места и роли в системе мироздания. Давно известный, старый мировоззренческий вопрос о месте, роли, значении человека во Вселенной, в Космосе обретает сегодня,
в свете данных новейших наук о космосфере, новые концептуальные пути своего решения. Решающим в этом отношении выступает выявление и исследование, обобщение роли «человеческого фактора» при изучении проблем астрономии, астронавтики, космологии, астрофизики, квантовой физики, экологии, биосферологии, ноосферологии и других наук и направлений, дающих обильный материал для мировоззренческих обобщений. Глобальный факт наличия во Вселенной земной жизни, в том числе и человечества на Земле как разумного сообщества космобиопсихосоциальных существ, субъекта познавательной и предметно-преобразовательной деятельности, обретает огромное, фундаментальное значение для научного понимания многоуровневого строения Вселенной и ее развития от прошлого состояния к настоящему и будущему. Вместе с тем изучение человечества в космическом аспекте имеет большое значение для приращения знаний о самом человеке, для разработки его более многостороннего, интегрального, универсального образа.
Эти новые научные достижения при неправильной методологической и мировоззренческой вооруженности могут дать пищу для всякого рода антропоцентрических интерпретаций, абсолютизирующих человека, приводящих к субъективистским, теологическим объяснениям мира и человека во Вселенной. Такого рода рассуждения возникали у известных космологов, физиков (Ф. Хойла, Дж. Уилера, С. Хокинга, Б. Картера и др.).
Для выявления существа взглядов на человека во Вселенной следует ограничить определенными понятиями предмет изучения. Мы обозначим этот предмет космосферно-мировоззренческим объектом.
Космомировоззренческие представления зародились в глубочайшей древности, в эпоху становления человека. Астрономические знания стали накапливаться, опредмечиваться еще в условиях родо-племенной формации. Но наиболее интенсивно развивались они в период цивилизации, закреплялись в памятниках, сооружениях,
в языке, фольклоре. Существовал мифологический способ отражения и систематизации, объяснения фактических данных и практических действий. Мифология является первой мировоззренческой системой, опиравшейся на архео- или палеоастрономические представления человека, на обыденные представления о Солнце, о небе, Луне, звездах, дополненные антропоморфными домыслами.
В последующие эпохи господства религиозного мировоззрения представления о Вселенной и человеке получили теологическое объяснение, опиравшееся на мифологию, в частности, на трехмерную вертикаль мира: небесное, земное, подземное, – иерархически заселенную своими жителями – небожителями, земными жителями, подземными жителями...
Натурфилософское рационалистическое мировоззрение вело борьбу против мифологического и религиозного представлений
о Вселенной и человеке, разрабатывались геоцентрические и гелиоцентрические взгляды на мир, альтернативные концепции бесконечного и конечного, ограниченного и безграничного в пространстве и времени, альтернативные идеи цикличности (и обратимости) в развитии мира и однонаправленности (необходимости) эволюции Вселенной.
Развитие науки и современной космопрактики (освоение Космоса человеком), обобщение данных более чем сотни космических (и пограничных) научных дисциплин дали огромную информацию
о Вселенной и человеке, принципиально новые обобщения мировоззренческого содержания.
Современный образ Вселенной характеризуется такими чертами:
а) «расщепление» понятия и образа астрономо-физической Вселенной и мира в целом. Появление моделей «ветвящихся», параллельных, многосвязных вселенных;
б) фундаментальное обоснование концепции взрывающейся (теория большого взрыва) Вселенной, утверждение образа анизотропной[1] нестационарной Вселенной, разработка идеи взаимосвязи локального и глобального, микро- и мегаструктурных пространственно-временных характеристик и мировых констант;
в) утверждение антропного принципа в качестве методологического и мировоззренческого ориентира и регулятива, осознание
и системно-научное обоснование закономерностей связи двух разномасштабных процессов: глобального развития Вселенной (или точнее – «нашей» Вселенной) и возникновения эволюции жизни
и разума. Современная картина Вселенной связана с построением современной общенаучной картины мира и перестройкой общемировоззренческих ориентиров, положений, установок.
Из наиболее активно разрабатываемых сегодня выступает антропокосмическая концепция, стремящаяся всесторонне утвердить космический подход к человеку, раскрыть научно мировоззренчески его единство с Космосом, противоречивые их взаимоотношения в разных аспектах, плоскостях.
Особенности антропокосмизма, основные его научные и мировоззренческие положения представлены в трудах отечественных ученых – К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского,
Н.Г. Холодного и др.
Не только Солнечная система и Земля как космическое образование, но и жизнь на Земле есть процесс и результат развития Космоса. Человек как высшее проявление жизни есть результат, продукт не только земной, но и космической эволюции, «и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются, – писал А.Л. Чижевский, – результатом творческого воздействия космических сил.
А поэтому и строение земной оболочки, ее физико-химия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил». Человечество – неотъемлемая, органическая составная часть Космоса.
Человечество – сила, способная преобразовать природу во все более возрастающих масштабах и тем самым влиять на космическую эволюцию. Обратная зависимость земной и космической эволюции от человечества увеличивается и будет возрастать с развитием человеческой космопрактики, развертыванием производства в Космосе, качественным изменением науки. Будущее распространение разумной жизни во Вселенной имеет существенное значение и для Вселенной, главным образом – для ее обитаемых областей, где космическая среда подвергается трансформации благодаря разумной практической деятельности людей.
Процесс формирования и развития ноосферы, последовательное распространение ее в пространство Солнечной системы благодаря геокосмической деятельности человека следует рассматривать как качественно новый этап в развитии системы Вселенная – человек. В реализации этого процесса человек может выступать не только в качестве создателя искусственных сооружений из естественных космических материалов, но и в виде устроителя биокосмических зон Солнечной системы, заселенных различными, творчески изученными, трансформированными и отобранными земными формами жизни.
Эта раскрытая обратная зависимость Космоса от человечества требует более глубокого изучения не только Вселенной, но
и жизни, в том числе вершины ее пирамиды – Человека. Человечество несет прямую ответственность перед космической природой за сохранение земной природы и самого себя как главного носителя прогрессивных тенденций космической жизни на планете Земля.
Необходимо преодоление чисто утилитарного, потребительского отношения к природе, к Космосу, деятельности для сиюминутной выгоды, отчужденно-«покорительного» принципа отношений человека к природе.
Концепция антропокосмизма не закрывает тех реальных гипотез, которые развиваются сегодня в науке, в частности, той концепции, что земная жизнь – это лишь одна из форм существования космической жизни, и человек не одинок во Вселенной. По мнению К.Э. Циолковского, обосновавшего с новых позиций идею множественности миров, – населенность Вселенной есть абсолютная, хотя не фактическая истина» (Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга. 1930. С. 2). Обнаружение иных цивилизаций, внеземных форм жизни – дело времени, дело науки и космопрактики человека. Циолковский писал не только о встрече в Космосе разумных существ, но и об объединении космических цивилизаций, с тем чтобы стать реальной силой, способной воздействовать на эволюцию Вселенной. Научно-фантастическая художественная литература давно уже раскрывает эту проблему (Ефремов И. Туманность Андромеды).
Антропокосмизм – реальная проекция нового бытия людей
и одновременно гигантская прогностическая научная программа развития человека, общемировоззренческая компонента его сознания. С антропокосмическим масштабом, измерителем бытия и духа, сознания реально возрастают перспективы человечества, будущее земной цивилизации, ее прогресс и бессмертие. Бесконечный в пространстве и во времени и неисчерпаемый в своих материальных – энергетических – информационных ресурсах Космос является объективной предпосылкой, условием и основой существования жизни, осуществления процесса неограниченного развития разумной жизни. Одна Земля или другое ограниченное космическое образование не может быть такой основой. Только выход человека в Космос, его «обустройство», широкое распространение в нем развития человеческой космопрактики открывает земной цивилизации путь к безграничному прогрессу и бессмертию. Развитие антропокосмизма существенно обогащает методологическое содержание наук, философии, меняет мировоззрение, идеологию, социальную психологию, наполняя их элементами космизма.
На наших глазах стремительно развертывается космизация современной науки, хотя уже имелись задолго до космических полетов достижения астрономии, астрофизики и других наук. Совершенствуются научно-организационные, экономические основы космизации науки. Космизация в науке развивается на эмпирическом уровне, научно-теоретическом и мировоззренческом, сформировалось более ста новых научных дисциплин в сфере космических исследований. Четко определены группы наук – технические, естественные, гуманитарные, концентрирующиеся вокруг космонавтики. Формируется ряд комплексов наук разных направлений, в частности, комплекс наук о Земле и ее подсистемах, изучаемых из Космоса или комплексно с участием космических средств – космическая океанография, землеведение, космическая геология, геодезия, метеорология и др. Есть комплекс наук, изучающих Солнце, околосолнечную среду и планеты, комплекс направлений, исследующих макроземные предметы в Космосе, включая человека, комплекс астрономических дисциплин и др. Развиваются взаимосвязи всех наук, групп, комплексов наук, и в частности – геоцентрических и космических.
Уже давно идет процесс идеологизации и политизации космической деятельности. Геополитическая космическая доктрина может приобретать милитаристское и невоенное направление. Существует и процесс космизации политико-идеологических построений. Новые возможности космонавтики существенно изменили содержание и характер политических доктрин, военных стратегий ядерных стран.
Развертывается космизация правосознания – создаются правовые регуляторы космической деятельности и сопряженные с ней сферы, затрагивающие межгосударственные и общечеловеческие интересы. За последнее время освоения Космоса опубликовано более 1000 научных работ по космическому праву, приняты многочисленные межгосударственные соглашения, договоры по освоению Космоса и космических объектов.
Осуществляется космизация нравственности, морального познания с приматом общечеловеческих этических ценностей. Разрабатывается учеными правовой и нравственный аспект будущих взаимоотношений с внеземными цивилизациями.
В сфере литературы, кино, живописи, телевидения, музыки
и даже хореографии развертывается космизация искусства. В научной фантастике более половины произведений посвящены Космосу.
Подвержены космизации экологическое и религиозное сознание. Если обобщить итоги космической деятельности человека, процессы космизации духовной жизни, то вполне своевременно выделение в ряду форм общественного сознания такой формы, как космосферное сознание. Оно имеет четко выраженный объект отражения, предметы изучения, свой специфический способ отражения и гносеологический, понятийный аппарат, особые взаимосвязи
с другими формами сознания, имеет психологический, эмпирический, обыденный уровень отражения, оказывает большое обратное влияние на человеческую деятельность, адекватно отражает космопрактику человечества, имеет уже солидные свои традиции, нормы, правила и т.д. Сегодня мы можем с полным правом говорить не только о непрофессиональном, но и о профессиональном космосферном сознании космонавтов, многие месяцы работавших в Космосе. Их сознательная профессиональная работа в Космосе уже насчитывает в общей сумме несколько лет и будет все время увеличиваться количественно и качественно. Будущие космические производственные комплексы, вахтовая работа, а затем и постоянные поселения землян в Космосе качественно изменят их сознание: земное станет геокосмическим и собственно космосферным сознанием.
В историческом аспекте антропокосмизм зарождается как диалектическое отрицание и диалектический синтез двух противоположных направлений в развитии философско-мировоззренческих концепций – антропоцентрических учений, подчеркивающих уникальность и единственность человека и порой обожествляющих
и отрывающих его от природы, а также учений космизма, исходящих из единства человека с бесконечным Космосом и развивающих идею множественности обитаемых миров.
Таким образом, включая в себя антропоцентризм в диалектически снятом виде, антропокосмизм не «растворяет» человека во Вселенной, хотя попытки представить человека ничтожной пылинкой Космоса встречаются в некоторых концепциях космизма. Но тезис о том, что человек есть центр мира, наивысший пик его развития в антропокосмизме лишается своей абсолютности и статичности
и переосмысливается в более адекватной и конкретной форме. Человек рассматривается как вершина развития материи на Земле,
в Солнечной системе и, возможно, в более широких масштабах. Но наряду с этим признается наличие иных аналогичных вершин развития в других местах Вселенной, что является следствием космичности самих феноменов жизни и разума. Антропокосмизм принципиально полицентричен как в смысле утверждения множественности космических центров бытия различных форм жизни и разума, так и в смысле выдвижения тезиса о неизбежности появления помимо Земли иных центров существования человечества во Вселенной в ходе ее освоения в будущем. Поэтому переход от антропоцентризма (и от тесно связанного с ним геоцентризма) к антропокосмизму есть переход от моноцентризма к полицентризму в понимании места и роли жизни и разума во Вселенной.
В конце 50-х гг. XX в. был выдвинут советскими учеными
Г.М. Идлисом и А.Л. Зельмановым антропный принцип, согласно которому Вселенная обладает глобальными свойствами, «небезразличными» к существованию в ней человека. То есть возникновение, развитие и существование человека в Космосе возможно не на любом, а только на определенном этапе развития Космоса.
Введение антропного принципа в космологию означало утверждение в ней важного методологического приема, ориентирующего на такую теоретическую реконструкцию прошлой эволюции Вселенной, которая в качестве исходной предпосылки берет современное присутствие в ней человека. Действительно, для того, чтобы появился человек, необходимо наличие жизни, разнообразие ее форм, объединенных в единую биосферу. Но для возникновения жизни требуется присутствие многих элементов тяжелее водорода: углерод, кислород, азот и др. В свою очередь, для образования этих элементов нужны реакции термоядерного синтеза, протекающие в недрах звезд. Обычно для «приготовления» элементов в результате звездного нуклеосинтеза требуется несколько миллиардов лет. Но Вселенная не располагала бы этим временем, если б была замкнутой, а ее радиус при максимальном расширении не превышал бы несколько миллиардов световых лет. Однако размеры наблюдаемой, расширяющейся Вселенной – огромны и больше этой величины.
Развитие Вселенной привело к возникновению человека. Сейчас ясно, что жизнь могла зародиться только на определенном этапе расширения нашей Метагалактики, когда образовались и прошли достаточно длинный путь галактики и звезды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических, химических факторов, благоприятных для перехода от неживого к живому. Мы наблюдаем нашу космическую систему именно такой, какая она есть, потому что мы сами существуем, а при других ее параметрах мы возникнуть и существовать просто не могли бы. Это утверждение
и составляет суть антропного космологического принципа.
Выдвижение антропного космологического принципа породило некорректные объяснительные структуры субъективистского и телеологического толка – в частности, возникли мнения, что существование человека во Вселенной как бы предопределяет ее глобальные свойства и ход эволюции (С. Хокинг, Дж. Барроу и др.), а
Д. Лесли стал писать о новом доказательстве якобы бытия божьего
в мире. Нельзя абсолютизировать антропный космологический принцип – сущность человека не выведешь непосредственно из природы Космоса. Но нельзя и принижать данный принцип, так как есть значительная «доля» космических факторов в процессе становления
и развития общества. Человек – это не «врожденное», предопределенное эволюцией нашей Вселенной, а необходимое случайное приобретение. Он мог бы появиться в Космосе с другими свойствами.
Мир человека под воздействием способа производства, общественных отношений, развития науки, космизации изменяется, развивается разнонаправленно. Но самое главное, приобретенное при этом, – общечеловеческие ценности, ориентации, диалектически разностороннее мышление, выражающее противоречивое единство человека и Вселенной.
Базовые понятия
Человек. Антропология. Антропологизм. Труд. Деятельность.
Смысл жизни. Личностный смысл жизни. Общественный смысл жизни.
Смысл истории.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.,1986.
Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
Бердеяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
Бубер М. Проблемы человека. М., 1993.
Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. М, 1998.
Имянигов И.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии, 2006. № 7.
Крапивенский С.Э., Корчагин Е.В. Гомо сапиенс – человек философствующий // Философия и общество. 2006. № 3.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
Мартынов А. Исповедимый путь. Философские этюды. М., 1990.
Мир философии. М., 1991. Раздел 5.
Москаленко А.Т., Сержантов И.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.
Муранов Б.Д. Единство социального и биологического в формировании сознания личности. Ростов н/Д, 1991.
О человеке. Выпуск 1. М., 1991.
О человеческом в человеке. М., 1991.
Панфилова Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии, 2006. № 12.
Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
Проблемы человека в современной философии. М., 1969.
Сержантов З.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. Н. Новгород, 1992.
Современная западная философия. Словарь. М., 1998.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Фролов И. Ценностное понимание человека // Вестник высшей школы. 2006. № 7.
Франк Л. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой природы // Вопросы философии. 2006. № 5.
Человек – философия – гуманизм. Тезисы докладов и выступлений участников первого российского философского конгресса
(4–7 июня 1997 г.). СПб., 1998.