Художественная культура арабо-мусульманского мира
Азан (араб.) – призыв мусульман на молитву, совершаемый пять раз в день муэдзином, взывающим с минарета.
Айван - зал без передней стены.Колонный айван – навес, терраса или галерея с плоским балочным перекрытием на колоннах или столбах. Сводчатый айван – сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены
Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.
Арабо-мусульманская эстетика -совокупность эстетических идей, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших ислам и пользовавшихся арабским как осн. литературным языком. Эстетика мусульманского средневековья развивалась в русле теологических, философских, естественнонаучных, филологических, литературно-критических и искусствоведческих теорий. Прекрасное определялось в ней как качество, вызывающее к себе влечение, очищенное от утилитарных соображений, а также как проявление соответствия предмета своему идеальному, совершенному образу. Наслаждение красотой видимых форм и звуков объяснялось их особой близостью «человеческой природе»; специально рассматривались ассоциативные механизмы тяготения людей к определенному кругу объектов эстетического созерцания, психофизиологические основы восприятия видимых форм. Философы и поэты писали о красоте мироздания (Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, ок. 1048— ок. 1123; Ибн Рушд, 1126—98), к-рая иногда толковалась в пифагорейском духе и усматривалась в гармонии космоса, пластических форм, цветов и звуков (авторы энциклопедических трактатов «Чистых братьев»). Бог, отождествляемый с бытием, становился предметом эстетической оценки в качестве средоточия всего прекрасного и возвышенного у мыслителей и поэтов мистико-пантеистического направления (Ибн аль-Араби, 1165—1240; Руми, 1207—73; и др.). В человеке выделялась внешняя, физическая красота и внутренняя, интеллектуально-нравственная, к-рой неизменно отдавалось предпочтение. Разрабатывалось учение об «адабе»— требованиях, предъявлявшихся всесторонне развитой личности. Отсутствие утилитарного интереса служило критерием и при выделении среди всевозможных «искусств» (ремесел) тех, что связаны с худож. творчеством. Следуя античной традиции, философы утверждали, что в основе худож. творчества лежит подражание, к-рое вместе с сохранением и произвольным сочетанием воспринятых образов считалось функцией воображения. Спецификой поэзии поэтому объявлялась «ложь», т. е. худож. вымысел, имитирующий, но не воспроизводящий в точности реальную действительность. В поэтике выделились два направления: одно, следуя «Поэтике» Аристотеля, рассматривало поэтическую речь как вызывающую эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную) безотносительно к ее истинности или ложности (Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд); др. акцентировало внимание на разработке и классификации поэтических троп и фигур. В литературоведении большое место занимали вопросы соотношения формы и содержания («слова» и «идеи») стихов, традиции и новаторства, субъективности и объективности эстетических оценок, проблемы поэтического творчества, изменения худож. вкусов и норм. Музыкальная эстетика развивалась путем обобщения музыкальной практики в свете музыковедческих теорий античных ученых — Аристотеля, Аристоксена, Птолемея, пифагорейцев. Характерное для средневековья деление музыки на небесную и земную было принято только в трактатах «Чистых братьев» и подверглось критике Фараби и Ибн Синой. Специфика эстетического воздействия музыки усматривалась в том, что она трогает душу непосредственно, не будучи запечатлена в вещественном субстрате, и в том, что присущая ей гармония раскрывается во временной последовательности. Разрабатывались также вопросы происхождения музыки, классификации наук о ней и ее влияния на настроения, нравы и физическое состояние людей. Ограничения, наложенные в исламе на изобразительное искусство, были одной из причин недостаточной теоретической разработанности проблем данной области худож. творчества (они рассматривались гл. обр. попутно при анализе творчества знаменитых художников и каллиграфов). Высшим критерием оценки произв. художника было его правдоподобие. К достоинствам технического исполнения относили чистоту и яркость красок, утонченность, гармонию, легкость, изысканность, законченность и твердость рисунка. Полагали, что изящные рисунки, изображающие влюбленных, сады, цветы, подобно музыке, способны вызвать приподнятое настроение, разогнать тоску, укрепить духовные и физические силы. Высоко ценилось иск-во каллиграфии, что нашло отражение в концепции двух одновременно созданных богом калемов — тростникового пера каллиграфа и кисти живописца.
Аят (араб. знак, чудо) - раздел суры (главы) Корана.
Газель (араб.) – стихотв. форма в лирич. поэзии народов Востока. Состоит обычно из 5-12 двустиший. В суфийской поэзии жанр газели использовался для выражения религиозных переживаний, связанных с любовью человека к Всевышнему.
Джами - соборная (или пятничная) мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей мусульманской общиной в полдень пятницы.
Зикр (араб. – упоминание, память) – в практике ислама поминание как прославление имени Аллаха, в суфизме – особый обряд поминания имен Аллаха с целью вызвать у суфия состояние транса. Изображения зикра как ритуального экстатического танца встречаются в иранских миниатюрах 16-17 вв.
Имам (араб. - стоящий впереди) - глава мусульманской общины, руководящий общей молитвой в мечети.
Кааба (араб. - куб) - главная святыня мусульманского мира, кибла мусульман. Находится в Мекке (Саудовская Аравия), в центре построенной вокруг Каабы «Запретной мечети» - Масджид аль- Харам. Кааба включает древний домусульманский фетиш «чёрный камень»; вокруг Каабы - каменная вымостка с павильоном над священным колодцем Земзем. Кааба – почти кубическое здание (12 х 10 м, высотой 15 м) с каменными стенами и плоским перекрытием на трех деревянных столбах. Здание ориентировано углами по сторонам света. В восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован «черный камень» – важнейшая святыня ислама (состоит из оправленных в серебро трех черновато- красных кусков, вероятно, метеоритного происхождения). Согласно преданию, первоначально это был белый яхонт из рая, посланный Аллахом в Мекку низвергнутому на землю Адаму, который соорудил над камнем первую Каабу, разрушенную после потопа и вновь построенную по приказу Аллаха Ибрахимом (Авраамом); со временем из-за человеческих грехов камень почернел. В северо-восточной стене Каабы на высоте около 2 м. расположена резная, с серебряными накладками дверь, к которой в дни посещений приставляется лестница. Внутри пол и нижняя часть стен выложены мрамором, выше стены и потолок обиты красным шелком. Снаружи Кааба покрыта черной с золотым и серебряным шитьем тканью – кисвой. Доисламская Кааба была языческим святилищем, сначала в форме замкнутой ограды из четырех неравных по длине стен, сложенных из грубого камня. В 608 г. была построена собственно Кааба из оштукатуренных рядов камня и дерева с крышей. По свидетельству мекканского историка Азраки (ум. в 838 г.), внутри находились росписи с изображениями пророков, ангелов, Авраама и Марии с Младенцем на коленях.
Каллиграфия - искусство изображения слова.
Караван-сарай - тип постоялого двора в городе или на торговом (караванном) пути.
Кибла (араб.) – в мусульманском ритуале направление молитвы. Первые мусульмане обращали свои взоры на восток, затем к Иерусалиму; со 2 г. хиджры (623/624 г.н.э.) Мухаммедом была установлена кибла на Каабу в Мекке.
Кисва - черная шелковая ткань с вышитыми золотом и серебром сурами (главами Корана), которой покрывают Каабу. На кисве вышиты 7 сур Корана. Кисва первоначально изготовлялась в Йемене, а с 640-х гг.– в Египте. Кисва меняется каждый год. Новую кисву привозят с египетским караваном паломников, совершающих хаджж.
Куфи (араб.) – общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями букв. Отсюда нередко определение к. как прямоугольного или геометрического письма.
Мавзолей (греч. Mausoleion) - монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (середина IV века до н. э., ныне в Турции). Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке.
Мавританское искусство, мавританский стиль - условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV вв. в странах Северной Африки и в Южной Испании. Претерпело сложную эволюцию. Характерны мечети с внутренним двором и открытым в него многонефным молитвенным многостолпным залом, квадратные в плане минареты-башни, живописные по планировке дворцы. Применялись многолопастные, стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, сталактитовые купола, фризы, карнизы, а также настенная резьба по стуку и дереву, облицовка колонн изразцами, керамическая и стеклянная мозаика, витражи, цветной мрамор. Для декора построек и предметов прикладного искусства характерен повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими и эпиграфическими мотивами.
Масджид (араб. место поклонения) - небольшая мечеть для индивидуальной молитвы.
Медресе (араб. место учения) – здание с функциями религиозной школы, теологического института или университета.
Медина - город в Саудовской Аравии, священный город мусульман. Слово «Медина» используется в арабской культуре и в более широком значении: городское ядро или старый город, обнесенный стенами с укрепленными воротами, бастионами и прямоугольными в плане башнями.
Мекка - город в Саудовской Аравии, священный город мусульман. Сложился в V веке. В центре мечеть Харам, или Бейт-Уллах (галереи 3-4 рядами мраморных и гранитных колонн вокруг обширного двора, обнесена стенами с многочисленными воротами, 7 минаретов), окружающая древнее святилище Каабу
Мечеть (араб. масджид - место поклонения) - мусульманское культовое сооружение. С VII-VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной. Позднее сложился тип айванной мечети, с айванами по осям двора и монументальными порталами на главном фасаде. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько молитвенных ниш - михрабов. Обычно украшались резьбой по стуку, камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью.
Минарет - башня, с которой муэдзин призывает к молитве.
Минбар - кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь. Устанавливается справа от михраба, имеет вид высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.
Михраб - важнейший элемент мечети джами - ориентированная на Каабу священная ниша, перекрытая аркой (или полукуполом) и вставленная в раму. Сверху михраб имеет стрельчатое завершение. Михраб должен быть ярко освещен (естественным светом - через окна в куполе перед ним, или искусственным светом - лампой, свисающей до центра ниши).
Мусалла - загородная мечеть, открытая площадка с единственной стеной, обращенной к Каабе.
Сура ( араб. - ряд, ранг) - глава Корана (всего сур 14).
Тадж-Махал - широко известный памятник индийской архитектуры периода Великих Моголов, сооруженный на берегу р. Джанма, близ Агры. Построен около 1630-1652 гг. (архитектор, вероятно, Устад-Иса и др.) как мавзолей жены Шах-Джахана, в котором позже был похоронен он сам. Тадж-Махал - 5-купольное здание (высота с центральным куполом около 74 м) на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж-Махалу примыкает регулярный сад с фонтанами и бассейном.