Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку
Другая тенденция, которая начинает охватывать все большее количество наук – это распространение в науке принципа глобального эволюционизма. Идея эволюции впервые была выдвинута в биологической науке еще в XVIII веке, в XX в. она проникает в социальные и гуманитарные науки. Однако в науках физико-химического цикла вплоть до второй половины XX в. господствовала концепция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играл роли. Глобальный эволюционизм выступил интегративным направлением, учитывающим динамику развития неорганического, органического и социального миров. К концу XX века. в естествознании сформировались теоретические и методологические предпосылки для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. Вся история Вселенной – от момента сингулярности до возникновения человека – предстает как единый процесс эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.
Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важных современных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, идеи синергетики. В начале XX века разработанная отечественным ученым А.А. Фридманом теория расширяющееся Вселенной (теория «Большого взрыва») положила начало появлению идеи исторического изменения Вселенной, включив в научную картину мира идею космической эволюции. Теория Фридмана позволила говорить о том, что историческое развитие (эволюция) присуща не только живым организмам, но и Вселенной в целом.
В понимании глобального эволюционизма важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней разумного начала. Следствие слабой версии антропного принципа, предложенной Б. Картером, следующее: «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». Действительно, в известной нам области мира – нашей Вселенной – основные параметры её существования согласованы настолько «ювелирно», что только при этом наборе фундаментальных характеристик, возможно появление и развитие жизни, и разума. Так что человек не есть случайное явление. Он лишь результат направленного мирового процесса самоорганизации.
Развитию идеи универсальной эволюции способствовало учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, обосновывающих идею неразрывной связи планетарных и космических процессов. По Вернадскому, жизнь – это целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию. В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделяется эволюции биологической. В XX веке возникла синтетическая теория эволюции, в которой был предложен синтез теории Дарвина, современной генетики и ряда новейших биологических обобщений.
Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется её основным законам. Этап медленного постепенного изменения общества назван эволюцией социальной. Эволюция человеческого общества происходит при сохранении генетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимосвязанные процессы развития социальных структур, общественного сознания, производственных систем, науки, техники, материальной и духовной культуры. Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становится проблема «коэволюции», обозначающей согласованное существование природы и человечества. Механизмы «врастания» человечества в природу включают биологические, технические и социальные аспекты. Коллективный разум и коллективная воля человечества должны быть способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества.