По курсу «История мировой литературы. Античный период.
Вопросы к экзамену
Средние века и эпоха Возрождения»
1. Общие особенности античной литературы как литературы «древней» (традиционализм, стихотворная форма, мифологизм). Место античной литературы в системе античной культуры.
2. Понятие мифа и мифологии. Теории мифа. Категории мифов. Типы мифологических героев. Миф и литература. Основные мифологические циклы и их содержание. Общекультурное значение греческой и римской мифологии; фразеологизмы, возникшие на ее почве, их происхождение и употребление.
3. Понятие эпоса, возникновение героического эпоса. Историческая и мифологическая основа гомеровского эпоса.
4. «Одиссея» Гомера, содержание и композиция поэмы. Образ Одиссея. Жанр. Художественное своеобразие гомеровских поэм («гомеровское искусство»), русские переводы. («Обращение к музе» – наизусть). «Гомеровский» вопрос.
5. Дидактический эпос в греческой литературе. Гесиод и его поэмы «Теогония» и «Труды и дни». Тематика и авторская позиция в поэме Гесиода «Груды и дни». Способ композиционного объединения поэмы. Поэтическое мастерство Гесиода. ( Отрывки «Басня о Соловье и Ястребе» и «Отношение к женщине» – наизусть).
6. Греческая лирика VII – VI вв. до н. э., ее основные виды, жанры и представители.
7. Декламационная лирика. Элегия, определение жанра. Идеология элегии в сравнении с эпосом. Эпический идеал Тиртея. Элегии Солона. Ямб, определение жанра. Ямбы Архилоха, отношение к эпическому идеалу. Лирический герой поэзии Архилоха.
8. Сольная мелика. Политическая направленность лирики Алкея, его художественный метод, тематика «сколий» Алкея. Личность и творчество Сапфо. Связь лирики Сапфо с фольклором. Тематика лирики. Художественные открытия лирики Сапфо.
9. Время, исторические и культурные условия возникновения древнегреческого театра. Религиозный исток жанра трагедии и комедии. Греческий театр как синтетическое искусство. Функции хора в трагедии. Античный актер, особенности актерского искусства в греческом театре. Структурные элементы древнегреческой трагедии.
10.Время и общественно-культурные условия творчества Эсхила. Сценические преобразования Эсхила. Проблематика трагедий Эсхила. Трагедия «Персы» Эсхила: идеология, жанр, характеры, художественный стиль.
11.Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила: идеология, связь с мифологией, жанр, характеры, особенности стиля. Вопрос об авторстве.
12.Софокл. Сведения о жизни Софокла, его мировоззрение. Драматургические нововведения Софокла. Проблематика его трагедий. Трагедия «Эдип-царь» Софокла: сюжет и связь с мифологией: идеология трагедии («трагическая ирония»); композиция, мастерство использования драматургических приемов ретардации, перипетии.
13.Характеристика драматургии Еврипида в сопоставлении с творчеством Софокла. Проблематика трагедий Еврипида. Новаторство как драматурга. Трагедия «Медея» Еврипида: связь с мифологией, проблематика, основные образы, психологическое мастерство.
14.Происхождение комедии. Религиозный исток комедии, особенности жанра и комедийных характеров. Общая характеристика творчества Аристофана, периодизация и проблематика комедий. Критика философии в комедии Аристофана «Облака». Сюжет. Образ Сократа. Отражение эстетического кредо Аристофана в комедии «Лягушки». Сюжет. Образы. Средства выражения авторской позиции.
15.Греческая проза V – IV вв. до н.э. ее основные виды и представители. Историческая проза. Геродот «История». Материалы для «Истории». Тематические части. Стиль.
16.Философская проза. «Диалоги» Платона. Особенности философии Платона. Художественные особенности «Диалогов». Отношение Платона к поэзии.
17.Греческая литература позднего эллинизма. Античная биография и Плутарх. «Сравнительные жизнеописания». Особенности структуры. Морализм.
18.Греческая литература позднего эллинизма. Греческий роман II – III вв. до н.э. Сюжетная схема романов. Персонажи романов. Композиция романов. Роман «Дафнис и Хлоя» Лонга.
19.Плавт как «плебейский» драматург. Отношение к греческой драматургии. Влияние народного римского театра. Смешивание греческих и римских элементов. Особенности композиции и сюжетов комедий Плавта.
20. «Комедия о горшке» Плавта, отражение в ней римских реалий. Тема скупости и образ скупого в мировой литературе. Комедия «Хвастливый воин» Плавта. Осмеяние римской военщины в ней. Сюжет. Средства создания комических характеров («имена-характеристики», гротеск).
21.Поэты республиканского Рима (сер. II в. – до 30 г. I в. до н. э.). Цицерон, его личность, гуманистический идеал, вклад в создание латинского литературного языка. Политическая тема в творчестве («Речи против Каталины»). Произведения Цицерона как образец ораторского искусства.
22.Философская поэзия Рима. Лукреций и его поэма «О природе вещей». Структура, замысел, идеология поэмы (философская позиция Лукреция – эпикуреизм), композиционное своеобразие, наглядность.
23.Лирика Катулла. Новизна лирического переживания (цикл, посвященный Лесбии).
24.Римская литература периода принципата Августа, основные представители.
25.Вергилий, его жизненный и творческий путь, идейные позиции. Ранние произведения. «Энеида» Вергилия – «национальная» героическая поэма римлян. Содержание, композиция, отличие от гомеровского эпоса («Обращение к музе» (вступление) – наизусть).
26.Эподы и сатиры Горация. Новизна жанра и темы. Поэтическое мастерство. Оды и послания Горация. Мораль «середины». ( Ода «К Помпею Вару» (в переводе А.С. Пушкина) – наизусть).
27.Творчество Овидия. Периодизация. Ранние произведения (сборник любовных элегий, сборник любовных посланий «Героини», три дидактические поэмы).
28.«Метаморфозы» Овидия: новеллистический характер поэмы, ее композиция, отношение к мифологии. Содержание одной из новелл.
29.Произведения Овидия периода ссылки («Скорбные элегии», «Письма с Понта»). А.С. Пушкин и Овидий.
30. Апулей и его роман «Метаморфозы» («Золотой осел»): сюжет, религиозно-мистическая идейная концепция, вставные новеллы (новелла-сказка об Амуре и Психее, ее символическое значение).
31.Жанр басни в творчестве Федра и Бабрия (сопоставительный анализ).
32.Периодизация средневековой литературы. Основные этапы литературной эпохи Средних веков и их краткая характеристика. Роль античности и христианства в развитие литературы Средних веков.
33.Литература распада общинно-родового строя и зарождения феодальных отношений (ирландский эпос – уладский цикл о Кухулине, англосаксонский эпос – «Беовульф», скандинавский эпос – «Старшая Эдда» – характеристика одного эпического памятника по выбору).
34.Общая характеристика литературы периода Реформации в Германии и Нидерландах. Деятельность гуманистов и их произведения (Мартин Лютер «Басни», Ульрих фон Гуттен «Письма темных людей», Эразм Роттердамский «Похвала глупости»).
35.Памятники народного героического эпоса периода средневековья. «Песнь о Роланде»: историческая основа, сюжет произведения. Художественные особенности «Песни о Роланде».
36.«Песнь о Нибелунгах». Национальное своеобразие немецкого эпоса. Народные этические представления и жизненная практика феодального мира. Система образов. Художественный язык поэмы.
37.Средневековый рыцарский роман как жанр. Подходы исследователей к проблеме жанра рыцарского романа. Циклы рыцарских романов. Роман о Тристане и Изольде, его содержание, отражение в нем древнейших исторических пластов и противоречий феодального мировоззрения.
38.Городская литература средних веков, ее антифеодальная и антиклерикальная направленность. Фабльо и шванки.
39.Клерикальная литература средних веков, основные жанры.
40.Лирика трубадуров как новый этап в развитии лирической поэзии. Основные жанровые формы. Характер проблематики и основные образные средства лирики трубадуров.
41.Поэзия вагантов, ее антиаскетические мотивы. Традиции Овидия в поэзии вагантов.
42.Франсуа Рабле и его книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». Жанр, композиция книги. Природа смеха. М. Бахтин о смехе Рабле. Основные идеи и образы I и II книг «Гаргантюа и Пантагрюэля».
43.Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Источники произведения и его структура.
44.Художественное своеобразие романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.
45.Предвозрождение в Италии. Данте. Биография. Краткая характеристика «Новый жизни» и трактатов Данте.
46.Общая характеристика творчества Данте. Периодизация творчества.
47. «Божественная комедия» Данте. Идейное содержание поэмы, основные эпизоды части I «Ад», части II «Чистилище», части III «Рай». Композиция поэмы, поэтическое мастерство. Русские переводы поэмы.
48.Петрарка – родоначальник итальянского гуманизма. Лирика Петрарки и ее ренессансный характер.
49.Боккаччо и его книга «Декамерон». Построение «Декамерона». Боккаччо как создатель новеллы нового типа. Концепция человека в «Декамероне». Композиция, сатирические новеллы. Тема любви и раскрепощения человека в «Декамероне».
50.Литература эпохи Возрождения во Франции. Поэзия «Плеяды». Творчество Ронсара и новый этап французского гуманизма. Поэтический манифест «Плеяды» и лирика Ронсара.
51.Поэзия Ф. Вийона.
52.Особенность Возрождения в Германии. Реформация и Великая Крестьянская война и немецкий гуманизм. Литература немецкого Возрождения. (Письма темных людей. Ульрих фон Гуттен). Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово глупости».
53.Предшественники литературы английского Возрождения. Общая характеристика содержания и художественных особенностей произведений Джеффа Чосера «Кентерберийские рассказы» и «Видение Уильяма о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда.
54.Общая характеристика творчества Шекспира. «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества Шекспира.
55.Сонеты Шекспира. Тематика. (Два сонета наизусть).
56.Комедия Шекспира. Эволюция шекспировской комедии. Основные темы, природа смеха. Анализ одной из комедии Шекспира («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь»).
57.Трагедии Шекспира («Король Лир», «Отелло»: содержание, основные образы, проблематика. Трагедия «Ромео и Джульетта»: построение, основные образы, комическое и трагическое.
58.«Гамлет» Шекспира: идейное содержание, основные образы. В.Г. Белинский о трагедии.
59.Трагедия Шекспира «Отелло». Философская основа конфликта Яго и Отелло. Отелло как трагический характер. Величие героя и его трагическая вина. Смысл финала.
60.Историческая хроника как жанр. Специфика шекспировской исторической хроники (проблемы, конфликт, человек и время) на примере «Ричарда III» и «Генриха IV».
61.«Дон Кихот» и современный ему испанский роман. Роман Сервантеса как роман нового типа. Построение и содержание I части романа. Идейное содержание. Понятие «донкихотства». Художественные особенности романа. В.Г. Белинский о «Дон Кихоте».
62.Драматургическое творчество Лопе де Вега, жанровые истоки героической драмы «Овечий источник».