Философия Древней Индии. Буддизм
В древнеиндийской философии выделяются два направления или две группы школ:
1) Ортодоксальные школы, опирающиеся на авторитет Вед[11]: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;
2) неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм, локаята, чарвака.
Подробнее об одной из школ, оказывающих влияние на мировоззрение людей и по сей день: Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии в VI - V вв. до н.э. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший в последствии имя Будды, то есть пробужденного, просветленного. Появление буддизма в древней Индии можно, сравнить с духовной революцией, имевшей ярко выраженный гуманистический характер: в стране, где “... человеческая личность поглощена внешней средой. ... Понятие о человечности, то есть о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек из низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали; и вся судьба человека исключительно зависела и заранее, предопределялась случайным фактом рождения в той или иной касте.
И вот в этой - то стране рабства и разделения несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и различия суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, самого себя”[12].
В буддизме отчетливо проявились характерные черты восточной философии: иррационализм и этическая направленность. Будда считал, что бессмысленно отвечать на вопросы неопределенные и бесполезные с этической точки зрения, так как для их разрешения и ответов нет достаточных возможностей; это такие вопросы как:
Вечен ли мир? Или он не вечен?
Конечен ли мир? Или он бесконечен?
Отличается ли душа от тела?
Тождественна ли душа с телом? и т.п.
Будда сказал: “Лишь подобные младенцам стараются узнать: вечен ли мир или нет, ограничен ли он или бесконечен; он же - если они не брамины, озабоченны благосостоянием алтарей - говорят о природе Драхмы, которого не видали никогда. Единственное, что имеет значение, это борьба со страданием, поиск пути ведущего к освобождению от страдания, пребывание в пути с восьмью разветвлениями. Остальное умозрение, игра ума, умственная забава”[13].
Прежде чем читать текст дальше напишите в своей тетради восемь главных правил, которыми Вы склонны руководствоваться в жизни.
Четыре Благородные Истины составляют суть просветления:
1. “Вот, монахи, благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, не достижение желаний – страдание и, словом вся пятеричная привязанность к земному – суть страдания.
II. Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания, это Тришна (желание, жажда), ... жажда бытия, жажда тленности.
III. Вот, о монахи, благородная истина об уничтожении страдания: полное освобождение от этой Тришны (желаний), конечная победа над страстями, их уничтожение, отвержение, оставление.
IV. И вот, о монахи, благородная истина о пути ведущем к прекращению всякой скорби: это поистине священный восьмеричный путь”:
Правильное понимание (самма – дитихи) – это не значит искать постоянно в мире преходящем, красоту в уродстве, счастье в том, что приносит страдание.
Правильная решимость (самма – сангана) – решимость преобразовать свою жизнь и выполнять три правила:
отказ от привязанности к материальным “ценностям”,
отказ от дурных намерений,
отказ от вражды к людям и всему живому, не причинение им зла.
Правильная речь (самма – вага) – воздержание ото лжи, клеветы, жестоких слов, оскорбления, сплетен, пустой болтовни, фривольных разговоров.
Правильное поведение (самма – команта) – отказ от уничтожения живого (от человека до комара), от воровства; пьянства, обжорства, разврата, распущенности, мести.
Правильный образ жизни (самма – аджива) – нельзя поддерживать свою жизнь, принося страдания другим – нельзя торговать оружием, людьми, спиртными напитками, ядом; быть охотником, птицеловом, рыбаком, грабителем, тюремщиком палачом.
Правильное усилие (сама – ваяла) – отрешиться от соблазнов, стараться смотреть на жизнь спокойно, хладнокровно – так рождается мудрость.
Правильное направление мысли или внимание, или бдительность (сама – кати) убеждение, что тело, чувства, ум – непостоянны, временные драгоценности.
Правильное сосредоточение (самма – самадхи) – медитация – переживание целостности бытия, полная самоуглубленность.
А теперь сравните Ваши правила, с правилами буддистов и еще раз вернитесь к таблице сравнения восточного и западного типов философствования. Если есть желание, можете дополнить ее таблицей сравнения Ваших правил (скорее человека западной цивилизации) и правил буддизма.
Человек, освободившийся от страданий – Архат (святой), а состояние освобождение – Нирвана. Достичь Нирваны – значит “умереть”, “исчезнуть”, “идти дальше”, “перейти в другое состояние”, “продолжить свое существование”, “соединиться”, “слиться”, “вернуться”.
В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира и признания бытия своеобразного, психологического процесса, в который оказывается вовлеченный и мир. Творческим началом, конечной причины бытия оказывается психологическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад.
Прочтите небольшой фрагмент текста: Диалог Будды с его учеником и ответьте на вопросы:
1. Как Вы поняли, что такое реинкарнация души?
2. Какая разница в решении проблем смерти и бессмертия в Восточной и Западной культурах (в частности, в Буддизме и Христианстве)?
3. Когда Вы впервые задумались о проблеме смерти и бессмертия? Как в течение Вашей жизни Вы ее для себя решали? Если Вы склонны ответить на 3 вопрос, можете начать особый раздел в своей тетради, который можно назвать: Философия моей жизниилиМоя духовная биография, или как-нибудь еще. Ваше творчество.
Диалог Будды с его учеником о душе и реинкарнации[14]
Ученик: Веришь ли ты, Учитель, что душа возрождается и эволюционирует в течение жизни и что согласно закону кармы она пожинает то, что посеяла? Я тебя спрашиваю об этом потому, что, как мне сказали, согласно твоему учению душа не существует, и что твои последователи стремятся к полному уничтожению “я”, как высшей радости нирваны. Если же “я” осталось только комбинацией элементов, то при смерти “я” должен разложится и исчезнуть. Если “я” есть только комбинация идей, мыслей, чувств и желаний, то, что же будет со мной, когда разложится мое тело? Где же есть эта бесконечная радость, о которой говорят твои последователи - просто пустое слово без всякого смысла - иллюзия. Когда размышляю над своим учением, я вижу только “ничто”, уничтожение, не существование, как конечную цель человека. Мне кажется, что ты проповедуешь высокое учение, но я не вполне понял его. Итак, разреши мне еще вопрос: Если не существует души, то как может существовать бессмертие? Если прекратить активность души, тогда прекратятся и наши мысли.
Будда: Наша способность мыслить исчезнет, но наши мысли продолжают существовать. Исчезнет размышление, но останется знание. Если человек желает ночью написать письмо, он зажигает свет, пишет письмо, а когда оно написано, тушит свет. И хоть свет потушен, но осталось написанное письмо. Так и размышление прекращается, но остается опыт, знание, и таким образом, продукт наших добрых действий не утрачивается.
Ученик: Скажи мне, Учитель, что будет с моей личностью, когда она разложится на составные части. Если мои мысли исчезнут и моя душа станет уже не моей, что же это за личность, дай мне объяснение.
Будда: Представим человек, который чувствует также, как думает, как и ты, действует, как и ты. Будет ли он тоже само, что и ты?
Ученик: Нет. В моей личности есть нечто, что ее полностью отличает от других личностей. Может быть, другой человек, который чувствует, думает, действует и даже называется, как я, но он не будет я.
Будда: Правильно, этот человек не будет тобой. Твоя личность природа не заключается в материи, из которой создано твое тело, а в форме или конфигурации твоего тела, в твоих чувствах и твоих мыслях. Твоя личность есть комбинация элементов. Ты существуешь повсюду, где находится эта комбинация. Таким образом, ты признаешь в известном смысле ты признаешь в известном смысле тождественность с собой той твоей личности, существование которой продолжается в зависимости от твоей кармы (то есть предыдущих поступков). Как же следует назвать это продолжение существования, смертью ли или уничтожением, или жизнью, или продолжением жизни?
Ученик: Должно назвать жизнью или продолжением ее, ибо это продолжение моего существования. Но что меня беспокоит, это продолжение моей личности, т.к. всякий другой человек, будет ли он тождествен со мной или нет, есть личность совершенно другая.
Будда: Насколько сильна у тебя привязанность к личности. Но это и есть твоя ошибка, которая тебе причиняет беспокойство. Кто привязан к личности, должен пройти многие рождения и смерти. Ты будешь умирать постоянно, ибо природа личности есть непрерывная смерть.
Ученик: Как это?
Будда: Где находится твоя личность? Личность, которую ты так почитаешь, меняется беспрерывно. Много лет тому назад ты был ребенком, потом юношей, а теперь ты мужчина.
Ученик: Я вижу мою ошибку, но все же для меня еще не все ясно. Мне кажется несправедливым то, что другие пожнут то, что я сейчас имею.
Будда: Неужели ты не понимаешь. Что эти другие личности есть ты сам. Ты, и никто другой, пожнешь то, что сеешь. Ни в высотах неба, ни в недрах земли ты не скроешься от результатов твоих действий.