Кант заканчивает анализ эстетической способности суждения рассмотрением эстетически возвышенного, основывающегося на чувственном восприятии предметов природы
Социальная философия. В этой области Кант написал следующие работы: "Идея всеобщей истории во всемирногражданском плане" (1784), "Ответ на вопрос: что такое "Просвещение"?", "К вечному миру" (1795), "Метафизика нравов" (первая часть).
Кант исходил из выдвинутого идеологами Просвещения идеи прогресса в историческом развитии человечества. Он пытался выявить сущность закономерности, которая направляет этот прогресс, полагая, что история развивается по определенному плану. При этом Кант придавал решающее значение деятельности самих людей в создании этого прогресса.
Заслуга Канта состоит в том, что он поставил проблему противоречий в общественном прогрессе, источником которых выступает конфликт между людьми, порождаемый эгоизмом, честолюбием, властолюбием, корыстолюбием, хотя Кант трактовал эти страсти чисто натуралистически. Он полагал, что главной проблемой человечества является достижение правового гражданского общества. Идеалом же государственного устройства считал республиканский строй, хотя и полагал, что лучше всего, если этот республиканский строй будет возглавлять монарх, руководствующийся общей волей граждан, выражаемой философами. Республиканский строй "есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной" [Соч. Т. 6. С. 269]. Для Канта философы были истинными представителями народа перед государственной властью. Концепция философии истории Канта направлена против феодализма и абсолютизма.
Большое значение придавалось Кантом вопросам войны и мира. В работе "Идея всеобщей истории..." он высказывает мысль о вечном мире, который должен быть заключен между государствами, иначе войны могут уничтожить все достижения цивилизации. Он разработал проект договора о вечном мире, который подробно изложен в произведении "К вечному миру". Сначала у Канта идут шесть предварительных статей проекта: 1) по договору уничтожаются все имеющиеся причины будущей войны, например, территориальные притязания; 2) ни одно государство не может быть приобретено другим государством по наследству, в обмен, посредством купли, дара; 3) со временем постоянные армии должны полностью исчезнуть; 4) государство не может использовать займы для подготовки войны и ее ведения; 5) "ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств"; 6) ни одно государство не должно использовать такие враждебные действия, которые подрывали бы взаимное доверие (например, засылка убийц, подстрекательство к государственной измене). Основные статьи проекта Канта предусматривали создание всемирной федерации государств, которые отвергают войны и проводят принцип гостеприимства, гарантирующий чужестранцу, прибывшему в другую страну, чтобы с ним обращались подобающим образом. Для Канта вечный мир -это "высшее политическое благо", которое достигается только при наилучшем строе, "где власть принадлежит не людям, а законам" [Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 283].
Большое значение имел сформулированный Кантом принцип о примате морали над политикой. Этот принцип был направлен против аморальной политики власть имущих. Главные положения безнравственной политики Кант определяет следующим образом: 1) захватывание чужих земель, а затем поиск оправдания этим действиям; 2) отрицание своей причастности к преступлениям; 3) проведение принципа "разделяй и властвуй". Главным средством против безнравственной политики Кант считает публичность, гласность всех политических действий. Он полагал, что "несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью", при этом "все максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой" [Соч. Т. 3. С. 303, 308]. Кант утверждал, что "право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти" [Соч. Т. 6. С. 302].
Карнап
Рудольф Карнап (1891-1970) - один из главных представителей логического позитивизма. Он родился в Роннедорфе, в Германии. Изучал физику, математику и философию в университетах Фрейбурга и Вены. В своей философии испытал влияние Готтлиба Фреге. В первой мировой войне служил в армии. Его докторская диссертация о сравнительном анализе понятий пространства, которые используются в физике, математике и философии, направлена на подчеркивание важности логического рассмотрения понятий.
Карнап был ведущей фигурой в Венском кружке. В 1929 г. опубликовал работу "Логическая конструкция мира". В том же году вместе с Отто Нейратом и Гансом Ханом создал манифест Венского кружка:
"Венский кружок: научное понятие о мире", в котором провозглашались цели и методы Венского кружка. Вместе с Гансом Рейхенбахом создал "Эркеннтнис" - журнал, посвященный философии науки. С 1931 г. он назначается заведующим кафедрой естественной философии в германском университете в Праге. Здесь Карнап опубликовал свой "Логический синтаксис языка". В 1935 г., не выдержав нацистских порядков, переехал в США, где преподавал в разных университетах.
Логический позитивизм еще часто называют логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником Давида Юма, который отвергал претензии на знание таких метафизических вопросов, как существование Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям, являющимися их источником. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны.
В манифесте Венского кружка было записано: "Если кто-либо утверждает: "Существует Бог", "Первоначальной причиной мира есть бессознательное", "Существует энтелехия, которая является основой жизни существ", то мы не должны говорить: "То, что вы говорите, ошибочно", а должны скорее спросить: "Что вы имеете в виду под этими предложениями?" По-видимому существует четкое разделение между двумя типами утверждений. Один из типов включает утверждения в том виде, как они высказаны в эмпирической науке, их значение может быть определено логическим анализом, или, более точно, сведением к простым предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, включая вышеупомянутые утверждения, оказываются полностью бессмысленными, если мы берем в том смысле, в котором использует их метафизик".
Ранние формулировки критерия для определения осмысленности приводят к трудностям, которые связаны с проверкой простых предложений посредством опыта людей, так как опыт может быть различный у разных людей. Карнап выдвинул свое решение этой трудности в отличие от решения, выдвигаемого Шликом. Он полагал, что некоторое утверждение проверяемо, если оно находится в определенном отношении к утверждениям наблюдения. Это говорит о логической возможности проверки утверждения. Он называет утверждения наблюдения "протокольными предложениями". Хотя протокольные предложения связаны с данным и описывают данный опыт или явление, они делают это, по словам Карнапа, только в виде материального способа речи, т.е. способа, посредством которого мы связаны с фактами, явлениями, объектами, в отличие от формального способа речи, при котором мы имеем дело лишь с лингвистическими формами.
Таким образом, решающая проверка какого-либо утверждения состоит в том, что существует логический эквивалент между утверждением и рядом проверяемых предложений наблюдения. Это требование вызывает критику, так как любое универсальное утверждение, например, утверждение о законах, является бессмысленным посредством критерия проверяемости, потому что какое-либо предложение, относящееся к неограниченному числу случаев, не может быть логически эквивалентно ограниченному числу предложений наблюдения. В силу этого Карнап отказывается от этого критерия и обращается к понятию подтверждаемости. В 1936-37 гг. в статье "Проверяемость и значение" он писал: "Если под проверяемостью иметь в виду определенное и окончательное установление истины, тогда ни одно синтетическое предложение не является проверяемым... Мы можем только подтверждать предложение снова и снова. Поэтому мы будем говорить о проблемах подтверждаемости, а не о проблеме проверки".
Карнап отличает между проверяемыми и подтверждаемыми предложениями. Некоторое предложение проверяемо, если мы знаем экспериментальный метод для проверки его и подтверждаемо, если мы знаем, при каких условиях оно должно быть подтверждено. Таким образом, предложение может быть подтверждаемо без проверки, так как мы можем знать, какие процедуры подтверждают ее, но не способны осуществить их.
Карнаповское понятие подтверждения было начальной точкой для его работы по теории вероятности. Он дает описание двух различных значений термина "вероятность". Первое относится к степени подтверждения и имеет дело с логическим отношением между гипотезой и предложениями наблюдения, которые ее подтверждают. Второе значение имеет дело со статистической вероятностью, выводимой из вычисления относительной частоты.
В 1950 г. Карнап опубликовал свою главную работу "Логические основания вероятности", в которой он исследует возможность формального подобия между индуктивными и дедуктивными процедурами. В то же' самое время он развил свои исследования в модальной логике. Важным выводом этой работы Карнапа было утверждение, что семантика - изучение значений в языке - теперь приобретает важность для всех отраслей логики.
Карсавин
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - русский философ. Родился в семье артиста балета, сестра - всемирно известная балерина Тамара Карсавина. Окончил Петербургский университет, в 1922 г. был выслан Советским правительством вместе с другими представителями интеллигенции из России. Был профессором в Вильнюсе до 1946 г.
Основные работы Карсавина: "Культура Средних веков" (1914), "Введение в историю" (1920), "Восток, Запад и русская идея" (1922), "Философия истории" (1923), "О началах" (1925), "О личности" и др.
Свою философию Карсавин создает на основе концепции абсолюта, понимая его как всеединство и следуя в этом отношении за Вл. Соловьевым. Карсавин пишет, что "абсолютность выше всякого разумения, выше нашего понятия об относительном, полагаемом в необходимом противостоянии относительному" [Философия истории. С. 351].
Карсавин различает четыре значения всеединства: "I) божественное как абсолютное совершенное всеединство; 2) усовершенствованное или обожествленное (абсолютизированное) тварное всеединство, отличное от Бога тем, что когда оно есть, Бога нет, а оно само есть ставшее Богом "ничто"; 3) завершенное или стяженное тварное всеединство, стремящееся к своему усовершенствованию как идеалу или абсолютному заданию и через него к слиянию с Богом- к становлению Богом и гибели в Боге; 4) незавершенное тварное всеединство, т.е. относительное многоединство, всеединство, становящееся совершенным через свое завершение, или момент всеединства в его ограниченности" [С. 358].
В своей религиозной метафизике Карсавин рассматривает вопрос о сотворении мира и полагает, что его позиция отличается как от теизма, так и от пантеизма. По его мнению. Бог сотворил мир из ничто, однако это не означает, что это сотворенное нечто отличается от него самого.
Карсавин развивает свою систему сотворения мира в книге "О началах". Он пишет, что сотворение мира есть теофания, т.е. проявление Бога в нечто, и прежде всего - в человека. Человек есть тварь, созданная Богом из "ничто". "Сотворение меня Богом из ничего вместе с тем есть и мое собственное свободное самопорождение" [С. 37].
Таким образом, согласно Карсавину, все, что сотворено, это проявление Бога, Бог самоотчуждается и создает сотворенное содержание всего того, что существует. "Наш гнев, зависть и ненависть божественны; не только блаженство, но и страдание тоже божественны. Иначе Бог не был бы всеединством и существовало бы некоторое иное злое Божество, что является абсурдным, нечистивым предположением" [Там же. С. 21]. Таким образом, в основе системы Карсавина лежит принцип всеединства, которым является Бог, тварь же представляет собой "ничто".