Особенности религиозного мышления.
1. Догматизм, креационизм, теизм. Под этой особенностью понимается представление об истине как о результате божественного откровения. Истина есть не результат наблюдений, экспериментов, она не представляет собой нечто общее, понятное для всех, а это результат личностного переживания, которое не зависит не от чего иного, кроме как от Бога. Поэтому источником истины могут быть только религиозные тексты (Библия, Коран, Веды), задачей ученого является постижение загадочного смысла этих текстов и перевода их на более понятный язык.
Некоторые особенности догматизма имели конкретные проявления:
1) Чем древнее та или иная книга, текст (священная книга, Библия, Коран), тем она достовернее.
2) Важнейшим признаком истинности того или иного суждения является авторитет автора, излагающего те или иные мысли (пророк
и: Христос, Мухаммед и др.).
3) Признавалось, что источником познания является не чувства, разум, а наши внутренние переживания, состояния вдохновения (экстаза), просветления, озарения. Эта особенность догматизма резко отличала средневекового ученого от античного, который основывал суждения на логике, рассуждениях, наблюдениях.
4) Интровертность религиозного мышления – все мысли средневекового ученого были повернуты к самому себе, направлены внутрь. С точки зрения религиозного познания, процесс познания рассматривался как путь к Богу, который находится внутри нас – самопознание.
3. Природа является дополнительным, второстепенным источником познания, но дело это не столь важное, как познание Бога в самом себе. В природе, среди вещей, мы ищем нечто божественное, в этих вещах тоже есть частица Бога. Все знания, сведения, накопленные в средние века, были результатом средневекового типа мышления.
Структура: важную роль в системе средневекового знания играли физические, астрономические, математические знания, которые базировались на достижениях античной науки, на аристотелевской картине мира. Важнейшее свойство мира, каковым является движение, трактовалось так, что источником этого движения является Бог (такой концепции придерживался и Аристотель). Таким образом, в некоторых моментах античная наука неплохо пересекалась с средневековым типом мышления. Поэтому Аристотель считался великим философом прошлого.
4. В структуре средневекового знания выделяется учение о живых организмах. Учению о свойстве живого присуще учение о присутствии души, это свойство было сообщено Творцом. Этим свойством наделялся весь мир растений, животных и человек.
5. Средневековое знание включало комплекс алхимических и астрологических знаний с присутствием определенных компонентов эмпирического знания.
6. Философия. В средние века в университетах изучались следующие дисциплины: тривиум: грамматика, риторика и логика; квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эта система знаний просуществовала в Европе вплоть до 18 в., когда в результате развития механики привело к появлению новой дисциплины – физики. А в 19 в. сформировалось новое представление о системе наук, которое базировалось на работах Гегеля.
Для получения знаний в средние века была создана следующая система учебных заведений:
1) Монастыри.
2) Первые средневековые университеты (первый – Болонский – университет появился в 11 в.), поэтому часто система преобразований в образовании называется болонским процессом.
Вскоре, вслед за итальянскими университетами появились университеты во Франции, в Англии (Оксфордский университет). Это были прекрасно отстроенные здания с прекрасной архитектурой, они имели свои земли, свой язык (латинский), свой суд. Они ввели разные ученые степени.
Впервые степень доктора наук стала присваиваться преподавателям Болонского университета, при этом некоторые из них добились таких успехов, что им вынуждены были присваивать высшие церковные титулы (святого Петра).Таким образом, формируется троевластие (папская, королевская власть и власть ректора университета).