Эллинистическая философия.
Последний период называют эллинистически-римская философия. Начало - эллинистическая философия. Первый период связан со стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом, перипатетиками (4-1 вв.до н.э.).
Стоицизм. Эта школа получила название от слова «стоя» — название портика — открытой галереи, которая поддерживается коллонадой. Основана около 300 г. до н.э. в Афинах Зеноном из Китиона (ок.333 262 до н.э.). Согласно стоицизму, мир ест единое, одушевленное, сферическое тело, целесообразно устроенное и разумное. Мир проходит ряд циклов в своем развитии. Каждый цикл завершается превращением всего в огонь, затем — новое рождение.
Все в мире зависит от разума, поэтому надо принять его и следовать его законам, жить «по природе». Это означает: «не противься судьбе: глупого судьба тащит, а умный сам идет».Человек не в силах противостоять судьбе. Мы беззащитны перед возможными случайностями, болезнью, смертью. Люди несчастны потому, что стремятся овладеть благами, которое не в их власти.
Единственное, что в нашей власти — это воля поступать согласно разуму.
Скептицизм.Как философская школа скептицизм (от греч. «скептикос» - критикующий) возник в 4-3 вв. до н.э. Представители: Пиррон (365-275), и далее, в след.периоде развития секптицизма Секст Эмпирик (200-250 гг.н.э.) и др. Скептики утверждают, что нельзя доверяться ни показаниям органов чувств, ни доводам разума. Мы судим о вещах не по тому, какие они в действительности, а по тому, как они воспринимаются органами чувств. Из этого миропонимания, они делают следующий вывод: надо воздерживаться о любых суждениях о вещах. Воздержание, ставшее в философии скептиков основополагающим нравственным принципом приводит к невозмутимости, душевному покою, равновесию (апатия и автаркия) — только так достигается высшее блаженство.
Эпикуреизм.Основателем школы был Эпикур (342-270 гг. до н.э.). Сам отказывался признать себя чьим-либо учеником и называл себя самоучкой. В 306 г. он переселяется в Афины, где покупает дом с садом, основал там свою школу, которую назвал «Сад Эпикура». Он — последователь атомистического учения Демокрита. Все явления природы он объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу.
Философия же — путь к счастливой жизни, логика и физика – часть флософии. Эпикур считает, что, не зная природы вселенной, нельзя уничтожить в душе человека страх. Именно страх смерти мешает человеку жить счастливо. От этих страхов избавляет учение о природе. Вселенная состоит из бессмертных атомов и пустоты. Она вечна. Смерть — ничто. Когда мы есть, смерти нет, когда смерть есть , нас нет. Поэтому смерти не надо бояться.
Счастье, по Эпикуру — это ничем неомраченное удовольствие. Источником блага Эпикур считает наслаждение, при этом понимая его как отсутствие страдания. Путь к постоянному наслаждению — обуздание желаний. Необходимо различать:
— желания естественные и необходимые (не испытывать голода, холода и т.д.);
— желания естественные, но не необходимые (роскошная одежда, изысканные блюда);
— желания неестественные и ненеобходимые (богатства, славы, бессмертия и т.п.).
Важнее всего — практиковать строгое ограничение желаний, умеренность во всем. Главная жизненная задача человека — достижение атараксии (душевной невозмутимости).
Перипатетики (греч. совершаемый во время прогулки) - последователи философии Аристотеля. Название происходит от того что в философской школе Аристотеля (ликее), основанной в Афинах в 333 до н. э., обучение обычно происходило во время прогулок. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529 н. э.) и была крупнейшим центром античной науки. Наиболее выдающимися ее руководителями (схолархами) после смерти Аристотеля были: Теофраст из Эфеса (372-287 до н. э.), особенно известный своими работами по ботанике; Стратон из Лампсака (ок. 305-270 до н. э.), развивавший материалистическую тенденцию философии Аристотеля; Андроник Родосский (1 в. д» н. э.), издавший соч. Аристотеля; Александр Афродизийский (конец 2 - начало 3 в. н. э.), комментировавший философию Аристотеля в духе материализма.
Древнеримская философия.
Средний эллинизм или римская философия. К ее ярким представителям относятся: Луций Анней Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э. – 2 в.до н. э.),: поздний эллинизм - неоплатонизм, Плотин, Порфирий (3-6 в. н.э.).
Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) - младший происходил из сословия "всадников" \ Сословие всадников" было вторым привилегированным сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни.
В теории познания Сенека подчеркивает, что разум имеет свое начало в чувствах. Сенека исходит из того, что все в мире и во вселена ной подчинено власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога как правящей силы, властвующей над разумом (логосом).
Как основной выделяется принцип согласия с природой (жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. Сенека отвергает стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям: "Чем выше кто взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими усилиями должен он удерживать". Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в своих трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.
Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно
Тит Лукреций Кар(ок. 95-55 до н.э.), написавший философскую поэму "О природе", которая является также и ценным художественным произведением тогдашней литературы.
Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем произведении он объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения представителей атомистического учения, последовательно защищает основные принципы атомизма как от более ранних, он во многих случаях разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим Лукреций считает атомы, и пустоту. Материя, прежде всего, это первичные тела вещей, во-вторых, все, что есть совокупность названных элементов. Ни одна сила, однако, атомы уничтожить не может, они всегда побеждают своей непроницаемостью. Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.
Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние годы республики и в первые годы империи закономерно отражается и в философии. неоплатонизм развивается в III-V столетиях н. э; в последние столетие существования Римской империи. Он является последним цельным философским направлением, возникшим в период античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианство. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее видным представителем Плотин (205-270) \ Аммоний Саккас не разрешал своим ученикам издавать в письменном виде его взгляды. Поэтому и Плотин, как его ученик, начинает писать только в позднейшие годы. Его труды в большинстве были изданы после его смерти одним из его учеников - Порфием.
Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем, что он непознаваем. "Это бытие есть и остается богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность". Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет).
Душа - это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению к ним. Подлинным познанием является познание подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь духовным усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.