Возникновение и основные стадии исторического развития науки.
Структура знания в гуманитарных науках
Структура знания в гуманитарных науках - характеристика внутреннего строения научного знания в гуманитарных науках; имеет тенденцию к уровневой организации и состоит из следующих видов знания: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, интерпретативное, семиотика (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Структура знания в гуманитарных науках
Знание:
чувственное - множество наблюдений и восприятий из жизни культуры и человека, стратегий их поведения и адаптации к меняющимся условиям;
эмпирическое - обобщенное описание чувственной гуманитарной информации, его рациональная и логическая репрезентация и систематизация;
теоретическое - частные и общие гуманитарные теории, разрабатывающие модели культуры и человека, ценностную и нормативную шкалу оценки их эволюции и поведения;
ценностное - философская аксиология и антропология, рефлексирующие и конструирующие общие ценности и смыслы человека и культуры;
интерпретативное - множество интерпретационных предложений, связывающих и идентифицирующих понятия близлежащих уровней знания;
семиотика - общее знание о знаках, языке, их возможностях и применении.
Возникновение и основные стадии исторического развития науки.
В 16-18 веках, в новое время, зарождается естествознание. Но другая концепции - наука возникла раньше. Мыслитель Древней Греции заложили основу современной науки.
Этапы развития науки:
1. Античный. Приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит не было науки. Изучались то, с чем человек сталкивался в своей повседневной практике это накапливалось. Геометрия - измерения земельных участков. Торговля - арифметика.
Основные особенности античного типа научности.
1. Созерцательность,
2. Склонность к абстрактному, умозрительному теоретизированию,
3. Принципиальный отказ от опытного (экспериментального) познания (опыт и практика - удел рабов, а умозрительное - самое престижное),
4. Признание превосходства универсального (всеобщего) над уникальным, частным, единичным. Знает всё о мире тот, кто знает общее, из него дедукцией выводится частное (Аристотель).
6. Превращение в объект трикритического исследования самих научных (математических) идеализаций.
2. Средневековый. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии. Достижения в математике: создали основы арифметики на основе индийских чисел, создали основы тригонометрии. Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков. В химии: парфюмерия, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта.
Стала развиваться алхимия. Центром духовной жизни, схоластической логики были средневековые университеты. Там преподавалась рационалистические науки: логика, риторика.
3. Классический 16-18 века.
Можно разделить на два (под)периода:
1. Период механического естествознания до 30 годов 19 века.
2. Период формирования эволюционных идей до конца 19 века.
Особенности:.
1. Создание и систематическое развитие экспериментально-теоретических исследований
2. Стремление учёных к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде и отражающей неизменный мир.
3. Стремление расчленить природу на отдельные участки и подвергнуть анализу каждые из них.
4. Признание независимости друг от друга субъекта и объекта познания, абсолютизация объективности научного знания, исключающего субъективные факторы.
4. Неклассический.К концу 19 века учёные были убеждены, что физическая картина мира почти построена и осталось уточнить только некоторые детали. Особенности. 1. Теоретические объекты стали иметь принципиально более сложное содержание. 2. Радикальное вхождение субъекта познания в сам познавательный процесс, в способ его проведения. Субъект познания выступает в качестве внутреннего, необходимого компонента процесса познания. 3. Переход от аналитической стадии научного познания к синтетической. Междисциплинарные исследования - биохимия, геофизика, ...
5. Постнеклассический. К середине 20 века, к 50 гадам НТР.
Характеристики эпохи.
1.Открытие новых источников энергии.
2.Открытие полупроводниковой технологии.
3. Новые химические вещества с заранее предугаданными свойствами.
4.Создание ракетно-технической индустрии.
5.Создание нового поколения информационно-вычислительной техники.
6.Новые биотехнологии.
В сер 70-х годов началась новая фаза НТР.
Характерными чертами пост индустриальной стадии является:
1. Широкое распространение гибких автоматизированных производств (ГАП)
2. Переходд к материало- и трудо-сберегающим процессам (от трудоёмких).
3. Образование новых комплексных отраслей научного познания
4. Общенаучные понятие алгоритм, система...
5. Развивается сфера услуг.
6. Переход к инновационной технологиям.
В 1980г. Даниэль Бэлл обращает внимание, что новый социальный способ жизни связан с телекоммуникационными системами и интеллектуальными технологиями. Он ставит информационный фактор в центр своей концепции, заявляет о наступлении информационного века.
6. Наука современного периода.
Характерные особенности (развития) науки на современном этапе её развития
1. Компьютеризация науки - революция в области получения, хранения, обработки и передачи знания.
2. Интеграционные процессы, ими охвачена вся система современного развивающегося знания.
3. Развитие молекулярной биологии и генетики. Клонирования, конструирования новых генов
4. Прогресс в области химии.Эволюционная химия-самопроизвольный переход низших химических соединений к высшим, а далее к жизни.
5. Дальнейшее усиление математизации естествознания и повышение уровня его абстрактности.
6. Широкое распространение методов синергетики. Синергетику называют теорией самоорганизации и развития сложных систем. Закономерности от строения атома до строения вселенной.
7. Идея построения общенаучной картины мира на основе принципа глобального эволюционизма. Принцип глобального эволюционизма основывается на единстве синергетики и системного подхода. Хаосо́мность - возникновение под действием внешних детерминированных сил, в неравновесной открытой системе, детерминированного хаоса, т.е. состояния кризиса, предшествующего бифуркации.
Бифурка́ция - точка ветвления в неустойчивом состоянии системы, когда открывается ряд возможных путей становления порядка из хаоса.