Школы и течения западной постклассической философии XIX – XX вв
Позитивизм:
| Конт, Спенсер, Милль Мах, Авенариус Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел, Витгенштейн |
Неотомизм | Жильсон, Маритен, Мерсье |
Философия жизни | Шопенгауэр, Ницше, Бергсон |
Экзистенциализм | Кьеркегор, Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер |
Психоанализ | Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм |
Неортодоксальная религиозная философия | Тейяр де Шарден, Бубер, Генон, Бультман, Тиллих, Кокс |
Прагматизм | Пирс, Джемс, Дьюи, Хук |
Персонализм | Бердяев, Шестов, Боун, Ройс, Мунье, Лакруа |
Феноменология | Гуссерль и последователи |
Философская антропология | Шелер, Гелен, Плесснер |
Неокантианство | Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт |
Неогегельянство | Стерлинг, Кэрд, Брэдли. Ройс |
Марксизм | Маркс, Энгельс, Хоркхаймер, Маркузе, Лефевр, Адарно и др. |
Философия науки | Поппер, Кун, Лакатос |
Философия истории | Шпенглер, Сорокин, Ясперс, Тойнби |
Структурализм | Леви-Стросс, Фуко, Деррида, Лакан, Альтюссер |
Сциентизм | Ростоу, Белл, Тофлер, Масуда, Нэсбит |
Теософия | Блаватская, Синнет, Безант, Ла Дью, Дауэр, Мэнли-Холл |
Антропософия | Штейнер |
Синергетика | Хакен, Пригожин |
Политическая философия | Ролс, Нозик, Новак, Бжезинский, Киссинджер, Пиментел |
Русская религиозная философия западного зарубежья | Бердяев, Шестов, Булгаков, Франк |
Если рассматривать различные школы и течения современной философии, с точки зрения их отношения к характерным умонастроениям эпохи, к различным формам общественного сознания, а не просто в плане их концептуального содержания (отношение к разуму, ощущениям и т.д.), можно сказать, что все они или большинство их них тяготеют к одному из двух типов, моделей построения теоретических концепций – к сциентизму или к антропологизму.
К первому направлению, а точнее, тенденции чаще всего относят позитивизм, неопозитивизм (аналитическую философию), философию науки, структурализм.
Второе направление представлено «философией жизни», экзистенциализмом, персонализмом, психоанализом и т.п.
Имеются течения, которые не поддаются однозначной классификации, например, концепция Д. Дьюи и Э. Гуссерля. Различие сциентистской и антропологической концепции в философии позволяет выявить не только связь ее отдельных течений с другими формами общественного сознания, но и социальную ориентацию.
Даже в целом, философия XX в. не однородна, так как она меняется в зависимости от времени и культурно-политических событий.
С середины XX в. с ее научно-технической революцией делает акцент на науке и технике, и делает их предметом философского исследования (сциентизм и философия техники).
Во второй половине XX в. вместе с вхождением в эру информации, делает человека-автора, текст, смысл главными объектами философствования.
I. Сциентизм (от лат. seintia и англ. science – наука) исторически возник в XIX – начале XX в. большинство его форм отзывалось на реальные проблемы науки, обусловленные ее бурным развитием. Пафос сциентизма в философии состоит в ориентации на позитивную науку (в первую очередь) на естествознание.
Истоки сциентизма восходят к позитивизму (от лат. positivus – положительный). Его основоположник Огюст Конт (1798 – 1857) утверждал, что настоящее, «позитивное» знание дают только специальные науки или их синтез. Философия же невозможна как область научного познания. Теоретико-познавательные и мировоззренческие проблемы О. Конт объявил «метафизическими».
II. Объект исследования антропологических школ и направлений – человек. В методологии их представители выступили против классического рационализма XVII – XVIII вв. и сциентических школ западной философии XIX – XX вв. Они не только попытались противопоставить абсолютизации притязаний разума нерациональные детерминанты самоопределения человека, но и во многих случаях впадали в другую крайность: абсолютизировали «витальные» измерения и нерациональные формы постижения человека. Следствием этого явился иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный). Но говорить о глобальном иррационализме антропологических направлений нет оснований. Вопрос этот решается конкретно, применительно к особенностям каждой школы или философа, либо путем постановки и решения отдельных философских проблем.