VII. Персей, или Война
Говорят, что Персей был послан Палладой обезглавить Медузу, котораяприносила неисчислимые страдания множеству народов, живших на западе, накраю Иберии. Это чудовище было столь страшным и ужасающим, что одним тольковидом своим обращало людей в камни. Медуза была одной из Горгон,единственной смертной среди них, тогда как остальные были неуязвимы. И вотПерсей, готовясь совершить столь славный подвиг, получил от трех богов дары:крылья к ногам -- от Меркурия, шлем -- от Плутона и щит и зеркало -- отПаллады. Но, несмотря на такое снаряжение, он не направился прямо противМедузы, а сначала завернул к Грайям; а они были сестрами Горгон от другойматери. Эти Грайи были от рождения седыми и старыми. У них на всех былтолько один глаз и один зуб. Когда кому-нибудь из них нужно было выйти издому, они по очереди брали этот зуб и глаз, а вернувшись домой, вынимали их.И вот этот-то глаз и этот зуб Грайи отдали Персею. Только теперь, считаясебя вполне снаряженным для свершения предстоящего подвига, он на крыльяххрабро помчался к Медузе. Он напал на нее в то время, когда она спала;однако, боясь встретиться с ее взглядом, если она вдруг проснется, он,отвернувшись и глядя в зеркало Паллады, нанес удар и отрубил ей голову. Изее крови, пролившейся на землю, сразу же родился Пегас. Отрубленную головуМедузы Персей прикрепил к щиту Паллады. Даже отрубленная, голова Медузысохранила свою страшную силу, так что при взгляде на нее все цепенели, какпораженные громом. Миф, как мне кажется, повествует о мудром способе ведения войны. Онпредлагает три разумных и важных совета, как бы подсказанных мудростьюПаллады, относительно того, как следует начинать войну и как обдуманновыбирать способ ее ведения. Во-первых, не следует слишком настойчивостремиться к покорению соседних народов: ведь пути расширения империи непохожи на пути увеличения собственного состояния. Когда речь идет о частныхвладениях, имеет главное значение то, что они расположены по соседству; вделе же расширения империи соображения соседства уступают место удобствуслучая, легкости ведения войны и ее результатам. Во всяком случае, римлянеза то же самое время, в течение которого они на Западе с трудом прониклидальше Лигурии, на Востоке подчинили своему господству земли вплоть доТаврских гор. Так и Персей, хотя он и жил на Востоке, однако же ни намгновение не поколебался предпринять долгий поход на крайний Запад.Во-вторых, следует подумать о том, чтобы причина для войны была справедливаи достойна, ибо это поднимает дух и воинов, и самих народов, на которыхложатся все издержки войны, помогает организовывать и привлекать к себесоюзников, да и вообще несет с собой множество преимуществ. Нет болееблагочестивой причины для войны, чем свержение тирании, под гнетом которойстрадает обессиленный и измученный народ, как бы оцепеневший под взглядомМедузы. В-третьих, весьма разумно говорится также, что, хотя существовалитри Горгоны (а они олицетворяют собой войны). Персей выбрал ту, которая быласмертной, т. е. такую войну, которую он мог совершить и довести допобедоносного исхода, не гонясь за бесплодными и неосуществимыми надеждами.Исключительно важно для ведения войны снаряжение Персея, от него зависитчуть ли не сама удача. Ведь Персей получил быстроту от Меркурия, возможностьскрывать свои замыслы от Орка и предусмотрительность от Паллады. Не лишеноглубокого аллегорического смысла и то, что крылья, дающие быстроту,прикреплены не к плечам, а к ногам, потому что быстрота действий требуетсядаже не столько при первых военных столкновениях, сколько в последующихоперациях, которые должны поддержать первоначальный успех, и нет на войнеболее распространенной ошибки, чем неумение развивать наступление ипреследование противника в том же темпе, в каком начата была операция. Точнотак же представляется весьма удачным разделение мудрости (ибо смысл параболыо шлеме Плутона, делавшем людей невидимыми, весьма прозрачен),символизированное в щите и зеркале; ведь на войне необходима не только тамудрость, которая выражается в осторожности, т. е. щит, но и другая,помогающая узнать силы врагов, его передвижения и планы, т. е. зеркалоПаллады. Но Персею, как бы он ни был вооружен и силен духом, прежде чемначнется война, остается исполнить еще одно во всех отношениях чрезвычайноважное дело -- зайти к Грайям. Грайи же воплощают собой измены,предательство, являющиеся сестрами войн, правда не родными, а несколькоболее низкого происхождения. Ведь войны благородны, предательство же низко иомерзительно. Изображение их седыми и старыми уже от рождения весьма удачнои символизирует беспрерывные тревоги и страхи предателей. Сущностьпредательства (до тех пор пока оно не превратилось в открытую измену) можетбыть выражена в символических образах глаза и зуба, поскольку любаяобособившаяся политическая группировка старается все подглядеть и укусить. Иэтот глаз, и этот зуб могут быть представлены как общие, ибо то, что имудается узнать и выведать, переходит от одного участника заговора к другому.Единственный же зуб означает, что они кусают как бы одной пастью и поют однуи ту же песню, так что если слышишь одного, то слышишь их всех вместе. Такимобразом, Персею необходимо убедить этих Грай уступить ему глаз и зуб --глаз, чтобы подглядывать, зуб, чтобы сеять слухи, раздувать ненависть ивызывать волнения среди людей. После того как все эти приготовлениязавершены, наступают сами военные действия. Он застал Медузу спящей, потомучто любой благоразумный человек, начинающий войну, почти всегда нападает наврага, когда тот не готов к отпору и считает себя в безопасности. И воттеперь, наконец, нужно зеркало Паллады. Весьма многие способны передсражением внимательно и глубоко изучить положение врага, но и во времясамого сражения прежде всего необходимо зеркало, для того чтобы распознатьхарактер опасности и не поддаться страху (что символизируется образомповернутой головы, смотрящей в зеркало). Завершение войны имеет дварезультата. Во-первых, рождение и взлет Пегаса, что достаточно ясно означаетмолву, разлетающуюся повсюду и прославляющую победу. Во-вторых, прикреплениеголовы Медузы к щиту: ведь никакой иной вид обороны не может сравниться сним, потому что даже единственный выдающийся и знаменательный подвиг,счастливо завершившийся, способен парализовать все действия врагов и сделатьбессильной даже саму злобу.