Наука эпохи Просвещения (17 – конец 18 вв.).
Этот этап характеризуется огромным влиянием на весь корпус науки идей И. Ньютона (1643 – 1727 гг.). Классический труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1677 г.). В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, которая наблюдается в земных условиях является той же силой, которая удерживает Землю на орбите и все другие планеты. Эта сила пропорциональна массе взаимодействия тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними: F = m / s ².
Многие ученые до Ньютона подходили к мысли о всеобщем начале (Галилей), однако заслуга Ньютона в том, что он четко сформулировал фундаментальную роль сил тяготения в картине мира. Закон Всемирного тяготения был незыблемым до конца 19 в. Он был поколеблен открытиями А. Эйнштейна (1879 – 1955 гг.) и Н. Бора. А. Эйнштейн доказал, что при больших скоростях движения тел, достигающих скорости света, и огромных расстояниях, свойственных мегамиру, время и пространство, а также масса тел не подчиняются законам классической механики Ньютона, обнаруживая ранее неизвестные свойства относительности. Н. Бор (1885 – 1962), исследуя явления микромира, доказал, что элементарные частицы также не подчиняются законам Ньютона, а их поведение может быть предсказано только на основе теории вероятностей. Он говорил: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной».
В современной науке все же существует мнение, что современная квантовая физика является не завершенной и некоторые ее положения могут быть пересмотрены.
Вторая особенность эпохи Просвещения заключалась в прочном утверждении в сознании ведущих ученых рационалистического мировоззрения в противовес религиозному (основанному на догмах). Поэтому этот период стали называть веком разума. Считали, что Вселенная развивается по собственным присущим ей законам. Наиболее глубокое обоснование идея самодостаточности Вселенной нашла отражение в труде Лапласа «Небесная механика». Заменителем Библии стала знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» - основатели Дидро, Вольтер, Руссо.
Третья особенность состоит в том, что самым престижным занятием стала считаться в это время наука. Основанием стал лозунг Ф. Бэкона «Знание – сила». Утвердилось мнение, что человеческое познание имеет огромные возможности, а также в огромных возможностях социального прогресса – умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма. На этой почве возникли многочисленные социальные утопии. Вслед за «Утопией» англичанина Томаса Мора (1516) появились книги итальянца Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1602) и утопическая повесть английского философа Ф. Бэкона «Новая Атлантида» (1627), в которой впервые излагался проект государственной организации науки. Задачей научно-технического центра, именуемого «Домом Соломона», по мысли Ф. Бэкона должно стать не только планирование и организация научных исследований, но и введение их в хозяйство и быт. Несколько позднее, в XIX в. социальная утопия развита англичанином Р. Оуэном, французами Ш. Фурье, Р. Сен-Симоном, ставшими непосредственными предшественниками марксизма.
Начался активный процесс институционализации науки, появились институты, которых раньше не было. Именно в это время сложилась классическая система организации науки, просуществовавшая до настоящего времени. Стали появляться особые учреждения, которые стали объединять профессиональных ученых – академии наук. В 1603 г. появилась первая – Римская – академия наук. Одним из первых академиков стал Галилей, академия вскоре стала защищать его от нападок церкви.
В 1622 г. была создана английская Королевская академия наук. В 1703 г. ее руководителем стал И. Ньютон. В 1714 г. в качестве иностранного члена этой академии наук был избран русский князь, приближенный Петра I, Александр Меньшиков. При избрании отмечалось, что он создал в Россию первую обсерваторию, а также одну из крупнейших библиотек в Петербурге. Уведомил его об избрании сам И. Ньютон.
В 1666 г. создана французская академия наук – ее членов избирали только с согласия короля. Король (Людовик XIV) лично интересовался деятельностью академии. Именно во Франции государство стало впервые платить деньги за членство в академии. В качестве иностранного члена в 1714 г. был избран Петр I.
В 1725 г. при активной поддержке Петра I была создана Российская Академия наук. Первыми членами академии стали иностранцы: математик Л. Эйлер, математик и биолог Д. Бернулли, а позднее М.В. Ломоносов. В качестве иностранных членов в академию были избраны И. Кант, Д. Дидро, Ф. Вольтер, И. Гете.
В это же время стал повышаться уровень научных исследований в университетах. Появляются специальные высшие учебные заведения: Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др. Появились кафедры как центры организации внутривузовских исследований. Возникло понятие «научная и учебная дисциплина».
Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых направлений исследований – специализированных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки И. Лакатоса (1922 – 1974), в этот период сформировались следующие шесть основных направлений научных исследований: исследование различных видов энергии; металлургическое производство; направление, связанное с электричеством; химическое направление; биологическое направление; астрономическое направление.
Наиболее яркими представителями науки этой эпохи были: Ф. Бэкон, И. Ньютон – в Англии, Лейбниц (участвовал в создании Российской Академии наук), И. Кант, И. Гете – в Германии, М.И. Ломоносов, Н.Новиков, А. Радищев – в России; Р. Декарт, Паскаль – во Франции.