Антропологический метод Фейербаха. Марксистская философия
Людвиг Фейербах – современник Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра и других немецких философов. Фейербах – материалист, атеист.
1)Антропологический метод Фейербаха:
Рассматривать все вопросы философии через человека.
Философия религии Фейербаха.
Религия – вера в Бога, идея Бога – человеческая идея. Бог наделен совершенными качествами, которые являются идеальными для человека. В религии происходит отчуждение идеальных качеств человека в пользу Бога. Атеизм – прогресс человечества.
2) Марксистская философия
Диалектический и исторический материализм (экономический материализм). В основе прогресса общества – развитие экономики, т.е. производительных сил общества.
Теория познания (гносеология) в марксистской философии
Теория познания – теория отражения в марксистской философии. Единая первооснова или субстанция для марксистской философии – материя.
Сознание есть продукт высокоорганизованной материи – мозга. Сознание отражает материальный мир, объективную реальность в субъективной (человеческой) форме (религия, наука, философия и др.).
Общественное сознание – отражение общественного бытия.
Социальная философия марксизма – исторический материализм.
В марксистской философии основой существующего общества и его развития является материальное производство.
Смена способов производства и есть прогресс общества.
Учение Маркса об общественно – экономических формациях.
Общественно-экономическая формация – общество с присущим ему экономическим базисом м государственно-правовой надстройкой. Всего пять формаций (от первобытнообщинной до коммунистической). Коммунистическая формация - возвращение к бесклассовому обществу на новом уровне развития производительных сил общества.
Критерий истинности в марксизме – практика (как и в американском прагматизме).
Практика –целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных благ (труд) и преобразование социальной действительности.
Материальное производство имеет две стороны:
1. производительные силы (рабочая сила, машины, оборудование, технологии, инфраструктура, наука);
2. производственные отношения. Отношения между работниками и работодателями, отношения распределения. В основе революции – противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. После революции общество переходит к другой формации.
Учение о классовой борьбе – основа социальной философии марксизма
Класс – большая социальная группа людей, характеризующаяся отношением к собственности и средствам производства. Классы собственников и неимущих (эксплуататоров и эксплуатируемых).
Концепция отчуждения человека в социальной философии марксизма.
Частная собственность – первооснова отчуждения.
1. экономическое отчуждение (то, что создал человек, ему не принадлежит);
2. социальное отчуждение людей — проявляется в индивидуализме, классовой борьбе, войнах;
3. самоотчуждение - люди утрачивают свои человеческие качества - социальные пороки общества. Согласно марксистской философии, для устранения причин отчуждения необходимо упразднить частную собственность.
2.Неклассическая иррациональная философия.
Представлена учениями субъективного идеализма (отсюда неклассическая философия).
Важнейшее качество человека не разум, а другие способности (отсюда иррациональная философия):
1. воля;
2. жизнь;
3. вера;
4. интуиция;
5. бессознательное;
6. существование.
7.
Философия воли. А. Шопенгауэр – немецкий философ, автор книги «Мир как воля и представление». Оппонент Гегеля.
В основе мира лежит Мировая воля, которая в человеке проявляется в форме индивидуальной воли. Воля отличается иррациональным, стихийным характером. Эти качества характеризуют и человека.
Философия жизни. Ф. Ницше (1844-1900). Ницше — автор книг «Рождение трагедии из духа музыки», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и др. Много взял из Шопенгауэра. Связал понятия «жизни» и «воли». Жизнь – воля к власти. Воля к власти – критерий добра и зла. «Переоценка ценностей» Ницше — критика европейского гуманизма (антигуманизм). Воля к власти противоположна жалости, состраданию. Ницше выступил против христианства и христианской морали как морали рабов. В его творчестве появляются антисемитские и антиславянские мотивы. Считал, что в Европе необходимо возрождение рабовладения, которое по его мнению было основой процветания античного общества. Социальный идеал Ницше — государство Спарта в Древней Греции.
Воля к власти основана на индивидуализме, антидемократизме. Ницше - учение о сверхчеловеке. «Сверхчеловек» - воплощение воли к власти. В дальнейшем положения Ницше были использованы нацизмом.
Философия веры. С. Кьеркегор. Философия веры С. Кьеркегора, отличаясь глубоко иррациональным характером, оказала влияние на формирование экзистенциальной философии.
Интуитивизм. А. Бергсон. Философ — интуитивист считал, что иррациональная интуиция ближе к познанию сущностей вещей, нежели разум.
Философия бессознательного — психоаналитическая философия. З. Фрейд. Фрейдизм. Фрейд считал, что структура психики человека состоит из трех компонентов: 1. сверхсознание – социально-моральный компонент, суперэго; 2. сознание – рассудок, интеллект, эго; 3. бессознательное, оно. Основа психики человека и его деятельности – бессознательное.
Теория Фрейда – пансексуализм. В основе бессознательного лежит половой инстинкт (инстинкт продолжения рода). Этот инстинкт – скрытая пружина мотивации поведения человека. Либидо – половой инстинкт. Сублимация – преобразование энергии либидо в деятельности человека, например, в творчестве.
У позднего Фрейда появляется учение о двух инстинктах, как основе человека. Эрос – половой инстинкт, продолжение рода (любовь, соединение). Танатос – инстинкт разрушения (смерти). Фрейдизм – философская основа массовой культуры.
Ученики Фрейда:
К.-Г. Юнг. Учение о коллективном бессознательном. Содержание коллективного бессознательного — архетипы (образы, образцы, имеющие в основном древнее происхождение) – основа творчества, искусства, деятельности.
Э. Фромм. Неофрейдизм. Книга «Иметь или быть». Противопоставлены два смысла жизни. Быть – самореализация. Иметь – обладать. Фромм — автор книги «Бегство от свободы».
Философия существования (экзистенциализм). Экзистенциализм – гуманистическая философия, носящая ярко выраженный антитоталитарный характер.
В центре – индивидуальное бытие человека. Направление развития экзистенциализма – персонализм (философия личности). Личность – высшая ценность в персонализме.
Экзистенциализм (фр. существование) – философия существования. Переживание человеком своего бытия в мире. Переживание охватывает все сферы – эмоции, чувства, разум. Экзистенциализм изучает человека в экстремальных, «пограничных» ситуациях.
«Свобода», «ответственность», «одиночество», «любовь», «смерть» - важные понятия (экзистенциалы). Человек — абсолютно свободное, самоопределяющееся (самодетерминирующееся) существо, несущее полную ответственность за свою свободу и свой выбор.
Именно в экстремальных ситуациях раскрывается сущность (глубина) человека. Пример: творчество Ф.М. Достоевского. Все его герои находятся в пограничных ситуациях – ситуациях морального выбора, аффектов, сильной страсти, ситуации между жизнью и смертью. Экзистенциализм оказал существенное влияние на современное искусство.
Представители: Н.А. Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр.
А. Камю: «Бунтующий человек». Бунт против смерти, несвободы. Оказал влияние на формирование молодежной субкультуры.
3.Философия науки 19 – 20 вв.
1)Позитивизм (вторая половина 19 в). Основатель: О. Конт. Отрицает традиционный предмет философии, её познавательную ценность. Позитивизм: философия – служанка позитивных наук (естественные науки и математика). Позитивное знание — опытное, проверяемое, естественнонаучное знание. Философия должна быть методологической основой естествознания.
2)Неопозитивизм (первая половина 20 в). Представитель: Б. Рассел.
Анализ языка науки. Научные работы – статьи, диссертации, монографии. Все предложения в научных работах делятся на: утвердительные, отрицательные, нейтральные. Утвердительные и отрицательные предложения должны быть доказуемы (опытным или математическим способом). Неопозитивизм выдвинул первый критерий научности знаний — критерий верификации — критерий проверяемости знаний. Научное знание — это проверяемое, доказуемое, верифицируемое знание.
3)Постпозитивизм (вторая половина 20 века). Представитель — Фейерабенд. Постпозитивизм выдвинул второй критерий научности знаний - критерий фальсификации — критерий опровержения. Научное знание – это неопровергнутое, нефальсифицируемое знание. Такое знание может быть в форме научного предположения — гипотезы. Критерий фальсификации в постпозитивизме, допустив в науку гипотезы, смелую научную мысль, тем самым дал огромный толчок развитию науки во второй половине 20 века, современным научным революциям.
Научная революция — смена парадигм. Парадигма – способ постановки и решения научной проблемы. Теоретик научной революции — американский философ Т. Кун.
Тема 7.
Отечественная философия
1.Средневековый период в отечественной философии.
2.Философия Просвещения в России.
3.Отечественная философия 19 - 20 вв.