Периодизация и особенности развития русской философии.

Основные периоды:

1. XI - XVII вв.

Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. Крупными общественными и культурными деятелями были киевский митрополит Илларион, князь Владимир Мономах. Начиная с древнейших памятников философской мысли центральное место занимали антропологические и этические проблемы. В этот период большое внимание уделялось философскому анализу религиозно-православного учения и осмыслению места русского народа в мировой цивилизации. В посланиях старца Филофея (15 – 16 вв.) была сформулирована концепция «Москва – третий Рим». В Византии возникла идея «странствующего царства», согласно которой мировым центром является православный Константинополь («второй Рим»). Исторически вполне естественно, что в период кризиса Византийской империи, а затем её падения (1453 г.) на Руси возникает взгляд на Московское православное царство как наследующее историческую миссию Византии. Философская мысль Руси всегда сочеталась с художественным освоением мира, с искусством.

2. XVIII в.

Под воздействием западных идей в России в XVIII в. формируется светская философская культура.. К религиозно-философским и художественно-философским проблемам добавились проблемы философского осмысления природы (М. Ломомосов) и человека (А. Радищев). Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765 гг.). Рационалист: «…приписывать… физическое свойство тел божественной воле или чудодейственной силе мы не можем». Радищев (1748 – 1802 гг.) – автор «Путешествия из СПб в Москву» - символ борьбы за духовную и социальную свободу. Признавал неразрывность природного и духовного начал в человеке.

3. XIX в. - начало XX вв.

В первой половине XIX в. в России сохраняется интерес к европейской философии. В центре внимания находятся сочинения Канта, Гегеля и др. представителей немецкой классической философии. В XIX в. складываются крупные философские течения и школы, учения и концепции, представленные всемирно известными именами: С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П,Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и др. Философская тематика обогатилась учениями о культуре и цивилизации, о русском менталитете и особых путях развития России, о роли народных масс и личности в истории, о способах и формах познания природы, о человеке и его месте в мире. Особое место в философском осмыслении природы, общества и человека занимают произведения великих художников-мыслителей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Философская мысль России особенно бурно развивалась в конце XIX - начале XX вв. Она представлена работами Н. Бердяева, В. Розанова, С, Франка, П. Флоренского, Л. Шестова, И. Ильина, С. Трубецкого. Большое внимание уделялось вопросам познания смысла и цели жизни человека, свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке. Разрабатывались проблемы освоения Космоса и роли разума человека (ноосферы) во Вселенной (К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский).

4. XX век.

После революции 1917 г. советская философия развивалась в рамках марксизма-ленинизма и сталинизма. В конце 1990-х гг. происходит отход от догм марксистско-ленинской философской доктрины. Появляется возможность знакомится с работами ранее запрещенных философов.

Особенностями развития русской философии являются:

- космическое осмысление человека, его ответственность за мировые вселенские процессы;

- анализ смысла жизненных ценностей человека, его бытия и небытия: его судьбы, смерти или бессмертия;

- развитие мировой цивилизации и ее типов, взаимодействие западных и восточных культур, место культуры в системе мирового сообщества;

- проблемы соотношения философии и религии, согласования философского и религиозного понимания мира;

- проблемы соотношения философии и искусства, отображения в художественных образах философско-мировоззренческой тематики.

2. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

Для русской социальной философии XIX - XX вв. традиционной является полемика западников и славянофилов.

На протяжении многих десятков лет велись споры о том, к какому типу отнести Русскую культуру – к восточному или к западному. Особенно усилились эти споры в 40-е гг. XIX в., накануне освобождения крестьян от крепостной зависимости, что привело к появлению западников и славянофилов.

Западники:

Западники утверждали, что механизмы социальной жизни в России, такие же, как в Европе. Они считали, что России необходимо как можно скорее усвоить все успехи развития Запада, его технику, общественные отношения, его демократию, всю духовную культуру.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – философ и публицист. Родился в Москве, получил домашнее образование. В 1809 г. поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. Уйдя в 1821 г. в отставку, он занимался самообразованием, обратился к религии и философии.

Славянофилы:

Славянофилы подчеркивали идею исторического своеобразия России, её самобытности, принципиально особого пути развития и предназначения. Они считали, что русский народ живет по законам христианской веры, что русские традиции в культурной жизни сами могут быть образцом подражания.

Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860 гг.) родился в Москве в знатной дворянской семье. В 1822 г. выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. Лидер славянофилов был на редкость разносторонней личностью: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывающий проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт, драматург, живописец, врач.

Спор западников и славянофилов продолжается и в новых исторических условиях, вспыхивая и разгораясь под влиянием актуальных проблем, возникающих в процессе развития российского общества.

Наши рекомендации