Научное сознание как форма общественного сознания. Соотношение научного и политического, правового, морального, эстетического и религиозного сознания
ФИЛОС.СЛОВАРЬ:
Общественное сознание — качественно особая духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной общественной жизнью. — не зависит от сознания отдельных людей, — реализуется только в процессе деятельности отдельных людей, — не есть сумма сознаний отдельных личностей, — воплощается в различных формах — в языке, в науке, философии, искусстве, политике и праве, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп, классов, наций, человечества в целом, — обладает сложной структурой, имеет несколько уровней — начиная с обыденного массового сознания и кончая высшими формами теоретического мышления, — Взаимодействие общественного и личного сознания — —— элементы общественного сознания становятся личными убеждениями, —— личные идеи и убеждения становятся общественными ценностями — благодаря активности их носителей,. Общественное бытие и общественное сознание —категории, конкретизирующие основной вопрос философии в отношении общества, — Общественное бытие — материальные отношения людей к природе и друг к другу, существующие независимо от сознания (личного и общественного), — Общественное сознание — духовная сторона исторического процесса, представляющая собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое сознание, обыденное сознание, идеология, общественная психология) и формы (политическое, правовое, др.), — «Общественное сознание отражает общественное бытие» (Ленин) — Общественное сознание обладает относительной самостоятель-ностью — оказывает активное обратное влияние на общественное бытие — является одним из факторов и условий решения общественных проблем, — Может иметь различную полноту и точность отражения реальных закономерностей и потребностей общества, — Зависит от конкретных условий и объективных возможностей изменения различных сторон бытия, — Тесно связано с практической деятельностью — причем роль общественного сознания постоянно возрастает в практике по мере развития общества, поскольку постоянно возрастает роль познания, науки, использования открываемых наукой все новых и новых закономерностей природы, общества и личности. Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных (*???) знаний о действительности. — дает приращение нового знания, — постоянно революционизирует другие виды деятельности, — Наука — исторически обусловленный способ производства и организации знаний — в будущем преодолеет жесткие границы между отдельными отраслями, обогатится методологическими элементами, сблизится с другими формами духовного освоения мира. — От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, отличается стремлением к логическому, максимально обобщенному объективному знанию — Наука – «мышление в понятиях», искусство – «мышление в образах» — Сходно с искусством в творческо-познавательном отношении к действительности. Философия — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, — вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. — интерпретирует результаты науки, — подобна науке в своем стремлении к построению знания в теоретической форме, логической доказательности своих выводов, — связывает науку и сферу идеологии, Религия — от лат. благочестие, набожность, святыня, предмет культа — мировоззрение и также мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного — возникает в эпоху верхнего палеолита (каменный век, 40-50 тысяч лет тому назад) — параллельно с зачатками теоретического мышления (**первыми формами идеальной предметности) — Этапы: фетишизм (вещь), анимизм (духи), политеизм, монотеизм — Религиозное отчуждение как следствие реального отчуждения человека в обществе, где господствует иллюзия. — противоположность с наукой, отвергающей веру в сверхъестественные начала, — включает мифы, которые наука разрушает. Мораль (нравственность) — от лат. нравственный, обычаи, нравы, поведение — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральных); предмет этики. — регулирует поведение и сознание человека во всех сферах жизни общества, в т.ч. науке — научная мораль, научный этос, — фиксирует в себе общее и основное, что составляет культуру человеческих взаимоотношений, — требования нравственности реализуются в и через практику массового поведения, в процессе взаимного общения людей — в том числе ученых, — Моральные нормы собственно науки воспроизводятся повседневно силой массовых привычек ученых, велений и оценок мнения научной общественности, воспитываемых в индивиде, связанном с наукой, убеждений и побуждений, свойственных науке; — Как и в отношении морали вообще, требования научной морали могут контролироваться всеми представителями науки без исключения и каждым в отдельности — моральный авторитет того или иного ученого не связан с какими-либо официальными полномочиями, положением в научной иерархии, основывается только на его моральных же качествах, — Нормы морали, в том числе научной, фиксируются в соответствующих заповедях (принципах); — Научная мораль отражает целостную систему воззрений на науку, ее место в обществе, ее назначение, смысл и цель; — Моральные воззрения ученых могут оказаться в критическом отношении к фактически сложившемуся положению в науке или вокруг науки — чаще всего в лице моральной позиции наиболее видных представителей науки; — Как и вообще, требования научной морали имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной познавательной ситуации, а следование общим нормам и принципам нравственного поведения ученого — выполнение нормы научной морали отвечает некоторой потребности научного сообщества, отображенной в обобщенном виде в данной норме; — Нормы морали вообще и научной в частности являются средством оценки как особых познавательных целей, так и средств их достижения. Политическое сознание — от греческого: государственные или общественные дела — форма общественного сознания, связанная с отношениями между общественными группами, нациями по поводу различных сторон общественной жизни, и прежде всего с вопросами государственной власти; — В т.ч. с вопросами соотношения государственной власти и науки, применения научных достижений; — Обладает автономией в лице представителей различных политических институтов, что может приводить к сложным ситуациям в отношении науки, например, в виде неадекватного госрегулирования сферы науки, вплоть до применения насилия (см.: сталинские репрессии в отношении науки); — Может оказывать существенное влияние на науку, как подсистему общества, политизировать практически любые стороны науки; — Может принимать искаженные, уродливые формы в отношении науки — доводить дело до политического принуждения в отношении науки, попыток «обойти» законы развития науки — как следствие: авантюризм и субъективизм в отношении науки; — Особо о соотношении политики и науки в связи с: —— а) внешней политикой и —— б) внутренней политикой; — Влияние науки на три основные компонента политики: —— 1) в связи с постановкой принципиальных задач, перспективных целей общества, —— 2) в связи с необходимостью выработки методов, средств и форм деятельности и организации, с помощью которых цели могут быть достигнуты, —— 3) в связи с подбором и расстановкой кадров, способных обеспечить достижение намеченных целей; — Особо о научной разработке политической теории как основы серьезной политической деятельности. Право — форма общественного сознания, отражающая систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, — в том числе в отношении науки, научной деятельности, применения результатов науки; — Тесно связано с государством, политикой, а значит с деятельностью государства и политических институтов в отношении науки; — Право распространяется на все сферы жизни общества, в т.ч. научную — закрепляет отношения собственности в сфере науки — регулирует процессы, связанные с научным трудом и его продуктами — регламентирует организацию и деятельность государственных компонентов сферы науки — определяет процедуру решения конфликтов в сфере науки — воздействует на различные формы межличностных отношений в сфере науки — регулирует международные отношения в сфере науки; — Является показателем положения ученых в обществе и государстве; — Наделяет представителей науки юридическими правами и обязанностями; — Может как способствовать развитию науки, так и тормозить ее развитие — в частности правильно или неправильно оценивать меру самостоятельности науки, ученых в процессе производства и использования ими своих результатов. |
СВОЕ: