Йатра йогешварах кришно, йатра партхо дханур-дхарах татра шрир виджайо бхутир, дхрува нитир матир мама
йатра — Где бы ни присутствовал; йогешварах — Господь Кришна, Повелитель всех мистических сил; йатра — и где бы ни присутствовал; дханух-дхарах-партхах — Арджуна, носящий лук, завоеватель богатств; татра — конечно же в этом месте; шрих — богиня удачи; виджайах — богиня победы (Джайашри); бхутих — растущее процветание; нитих — и справедливость; дхрува — прочно установлены. (ити) — Конечно же это; мама — моё; матих — убеждение.
То место, где присутствует Верховный Повелитель всех мистических сил, Сам Господь Шри Кришна, и где присутствует славный завоеватель богатств, Арджуна, носящий лук Гандива, благословляется великой удачей. Это подлинная земля божественной победы, её ждет процветающий успех и на этой земле, несомненно, воцарится высшее торжество божественности. Таково мое окончательное убеждение.
ити шри-махабхарате шата-сахасрйа= са=хитайа=
ваийасикйа= бхишма-парвани шримад-бхагавад-
гитасупанишатсу брахма-видйайа= йога-
шастре шри-кришнарджуна-са=ваде
мокша-його намаштадашо
’дхйайах
Конец восемнадцатой главы
Высшая Цель Духовной Свободы
святой беседы между
Шри Кришной и Арджуной
Святого Писания Веданта Йоги
Шримад Бхагавад-гита Упанишад из Бхишма
Парвы Шри Махабхараты – Священных Законов –
записанных Шрилой Вйасадевой в ста тысячах стихов.
Шримад Бхагавад-гита-махатмйам
СЛАВА ШРИМАД БХАГАВАД-ГИТЫ
из Шри Ваишнавийа-тантра-сары
(1) Мудрецы сказали:
— О Сута, пожалуйста, повтори нам славу Шри Гиты, как она была поведана на Нарайана-кшетре великим мудрецом Шрилой Вйасадевой.
(2) Сута Госвами сказал:
— О достопочтеннейшие, конечно же, вы задали самый славный из всех вопросов. Воистину, кто может описать величественную, грандиозную славу Шри Гиты, самого сокровенного из всех сокровищ?
(3) Конечно же, Господь Шри Кришна знает всё об этой славе; Арджуна, сын Кунти, знает что-то из этого сокровища; а Вйасадева, Шукадева, Йаджнавалкйа и святой царь Джанака тоже что-то знают об этом.
(4) Также есть множество других, которые услышав о ней, поют хвалу мельчайшей доли её величия.
(5) Все Упанишады подобны корове, а Господь Шри Кришна, сын Нанды, доит её. Сын Притхи — подобен телёнку, а нектар Шри Гиты — сверхпрекрасное молоко. И в высшей степени разумные и добродетельные души вкушают и наслаждаются этим молоком.
(6) В самом начале я предлагаю свои почтительные поклоны Господу Шри Кришне, который принял положение колесничего Арджуны лишь чтобы распространить эту амброзию Шри Гиты ради высшего блага всей вселенной.
(7) Человек, желающий пересечь ужасный океан материальных страданий может сделать это очень легко, приняв прибежище на корабле Бхагавад-гиты.
(8) Тогда как глупец, стремящийся достичь освобождения благодаря постоянству в практике йоги, пренебрегая слушанием мудрости Шри Гиты, вправе быть осмеян даже ребёнком.
(9) Тот, кто днем и ночью слушает и читает Шри Гиту никогда не должен рассматриваться как простой смертный. Без сомнения, его подлинный облик божественен.
(10) Для просвещения Арджуны в знании Шри Гиты Господь Кришначандра воспел хвалу наивысших принципов преданности Господу, как относительных, так и абсолютных.
(11) Это дарующее все благословения знание Шри Гиты, изложенное в восемнадцати главах, опровергающих все догматы о ценности чувственного наслаждения и освобождения (бхукти-мукти), полностью очищает сердце. Так, шаг за шагом, постепенно приходит квалификация оказывать любовное преданное служение Всевышнему Господу.
(12) Омывшись в священных водах Шри Гиты преданные Господа освобождаются от загрязнения этого материального мира. Однако такие усилия полностью бесполезны для того, кто не верит в её высшую славу, и похожи на купание слона (и катание в пыли сразу же после этого).
(13) Человек, ничего не знающий об учении Шри Гиты безуспешен во всех обязанностях в человеческой жизни.
(14) Поэтому нет никого более опустившегося, чем тот, кто не знает поучений Шри Гиты. Его семья, его практики, понимание жизни и всё его человеческое рождение ни на что не годны.
(15) Не существует никого более опустившегося, чем тот, кто не знает смысла Шри Гиты. Его красивое тело, индивидуальность и семейная жизнь признается ни на что не годным.
(16) Не существует более падшей личности, чем тот, кто ничего не знает о Писании Бхагавад-гите. В его словах нет силы, и его репутация, поклонение, благотворительность и хорошие качества также ни на что не годны.
(17) Человек, пренебрегающий святой Гитой известен как неудачник во всех отношениях. Его учеба, обеты, убеждения, аскетизм и слава признаются ни на что не годными.
(18) Не существует никого более падшего, чем тот, кто не изучает заключения Шри Гиты; а то знание, что не основано на этих заключениях признается бессмысленным, безбожным, оскорбительным по отношению к Святым Писаниям, как Веды и Веданта, и демоничным.
(19) Поэтому следует предлагать всё свое почтение Бхагавад-гите в любое время и в любом месте, как раскрывающей всю духовную мудрость и безупречной сути всех святых Писаний.
(20) Человек, изучающий Шри Гиту во время святых дней, особенно в дни поста, известные как Экадаши, независимо от того, бодрствует ли он или спит, движется или неподвижен, никогда не будет побежден своими врагами.
(21) Тот, кто читает Шри Гиту в присутствии Божества Шалаграм-шила, или в храме Всевышнего Господа, или в храме Господа Шивы, на святой земле или на берегу святой реки, становится достоин обрести всю божественную удачу.
(22) Сын Деваки, Всевышний Господь Шри Кришна, не может быть удовлетворен изучением Вед, благотворительностью, жертвенностью, поломничеством или обетами так сильно, как Он удовлетворен чтением Шри Гиты в преданности.
(23) Вне всех сомнений, что изучающий Шри Гиту с преданностью обретает всё благо, которое он мог бы получить от изучения Вед, Пуран или других Писаний.
(24) Благодаря чтению Шри Гиты в месте для йога медитации, на святой земле, перед Шалаграм-шилой, во время жертвоприношения и, особенно, в обществе преданных Господа, человек достигает высшего совершенства жизни.
(25) Благодаря ежедневному слушанию и чтению Шри Гиты обретаются всё благо и все плоды таких великих жертвоприношений, как Ашвамедха.
(26) Тот, кто внимательно слушает и читает славу заключений Шри Гиты, или излагает эти заключения другим, достигает высочайшего предназначения.
(27-28) Тот, кто с почтением и преданностью, и согласно наставлениям Писаний дарит эту святую книгу, Шри Гиту, получит преданную жену, и, без сомнения, обретет славу, удачу и прекрасное здоровье. Кроме того он станет возлюблен теми, кто близок и дорог ему, и насладится великим счастьем.
(29) Несчастья, возникающие от проклятия или черных ритуалов, никогда не войдут в дом, где поклоняются Шри Гите.
(30) В таком доме никогда не будет страданий от тройственных напастей, и не будет даже страха перед болезнями, оскорблениями или неудачами.
(31) В этом доме никто и никогда не родится с телесными или психическими недостатками; и живущие там обретут исключительную и постоянную преданность в настроении служения лостосным стопам Господа Шри Кришны.
(32) Человек, с преданностью изучающий Шри Гиту, обретет дружеское расположение всех живых существ, несмотря на приобретенные в прошлом последствия своей деятельности в этом мире.
(33) Такой человек свободен и счастлив. Хотя и совершая деятельность в этом мире, он он не запутывается в ней. Даже если человеку, изучающему Шри Гиту случится совершить чрезвычайно ужасный проступок, он не будет страдать от его последствий, в точности как лист лотоса не смачивается и каплей воды.
(34-35) Благодая чтению Шри Гиты в преданности тотчас же искореняются все грехи, возникающие из оскорбительного поведения или слов, от приема запретных продуктов, и от греховной деятельности, побуждаемой чувствами и совершенной сознательно или несознательно при выполнении ежедневных обязанностей.
(36) Хотя читающий Шри Гиту с преданностью может принимать пищу в разных местах и пожертвования в различных ситуациях, он всегда остается полностью не затронутым этим.
(37) Даже если человек, нарушая наставления Писаний, принимает в качестве пожертвования множество драгоценных каменьев, способных покрыть всю поверхность Земли, вместе с океанами, всё равно он остается кристально чистым благодаря тому, что лишь один раз с преданностью прочитал Шри Гиту.
(38) Человек, чье сердце всегда поглощено Шри Гитой, должен быть признан как величайший эксперт в совершении жертвоприношений и постоянном повторении святых имен или мантр (джапа). Все его поступки правильны, и он истинно мудр (пандит).
(39) Конечно же он обладает духовным видением и подлинно богат. Он йог и истинный ученый. Он — знаток жертвоприношений, он в совершенстве совершает жертвоприношения и знает все Веды.
(40) Все святые места в этой вселенной, такие как Прайаг, вечно присутствуют там, где присутсвует Шри Гита, вечная песнь Бога.
(41) Все защитники тела в облике богов, Риши и йоги присутствуют в теле того, кто постоянно изучает Шри Гиту; они даже присутствуют в его теле во время смерти.
(42) Там, где присутствует Шри Гита, появляется мальчик пастушок Господь Шри Кришна, окруженный Своими спутниками, такими как Нарада и Дхрува, как хранитель и защитник.
(43) С великим счастьем Всевышний Господь Шри Кришна вместе со Своей божественной супругой Шри Радхикой милостиво присутсвуют там, где обсуждаются, изучаются или прославляются заключения Шри Гиты.
(44) Всевышний Господь сказал:
— О Партха, Шри Гита неотлична от Моего сердца, Гита — это Моя высшая сущность, и Гита — это Моё глубочайшее и нетленное знание.
— (45) Гита — это Моё высшее прибежище, Гита — это Моя Обитель, Гита — это Моё самое сокровенное таинство, и, самое главное, Гита — это Мой высший Гуру.
— (46) Я присутствую в Шри Гите, Гита — это Мой вечный дом. Лишь благодаря знанию Гиты Я поддерживаю всю вселенную.
— (47) Знай, что вечная и неописуемая Гита, как Моё второе Я, является высшей мудростью олицетворенного Абсолюта.
— (48) О Пандава, сейчая Я назову святые имена Шри Гиты, благодаря воспеванию которых уничтожаются все грехи. Услышь же сейчас о этих сокровенных именах от Меня:
— (49-51) Ганга, Гита, Савитри, Сита, Сатйа, Пативрата, Брахмавали, Брахмавидйа, Трисандхйа, Мукта-гехини, Ардхаматра, Чидананда, Бхавагхни, Бхранти-нашини, Ведатрайи, Парананда и Таттвартха-джнана-манджари. Человек, в здравом рассудке постоянно повторяющий эти сокровенные святые имена, обретает совершенство божественного знания и, в заключении, достигает наивысшего назначения.
(52) Если нет возможности прочитать всю Гиту сразу, то следует процитировать как минимум половину. Так, без сомнения, человек приобретает благочестие, приходящее от раздачи коров в качестве пожертвования святым личностям.
(53) Человек обретает плод жертвоприношения Сома прочитав одну третию Шри Гиты, а результат омовения в святых водах Ганги достигается цитированием одной шестой этой книги.
(54) Регулярно читающий две её главы с полным убеждением, без сомнения, достигнет жизни в мире Господа Индры на одно тысячеление (калпу).
(55) Человек, читающий с преданностью одну главу ежедневно, вскоре станет равным богам, таким как Рудра, и затем достигнет обители Господа Шивы.
(56) Человек, который регулярно читает половину или четверть главы достигнет мира бога Солнца на время, равное жизни сотни Ману.
(57) Человек, который с верой читает десять, семь, пять, три, два, один или даже лишь половину стиха Шри Гиты, достигнет мира бога Луны на десять тысяч лет.
(58) Тот, кто в момент смерти вспомнит половину Шри Гиты, четверть, одну главу или даже один стих, достигнет высшего предназначения.
(59) Благодаря чтению или слушанию Шри Гиты в момент смерти даже чрезвычайно греховные люди становятся достойны освобождения.
(60) Тот, кто имеет связь в преданности с этим Писанием, Шри Гитой, в момент смерти, достигнет Ваикунтхи и жизни с Всевышним Господом Вишну в великом счастье.
(61) Тот же, кто концентрируется на смысле лишь одной главы Шри Гиты получит возвышенное рождение после смерти. Затем, снова изучая Шри Гиту, он достигнет конечного освобождения.
(62) Даже если в момент смерти человек произнесет слово из Гиты, то будет огражден от всего зла и получит благоприятное рождение.
(63) Вся деятельность, совершаемая вместе с чтением Шри Гиты, полностью очищается и, впоследствии, становится совершенной.
(64) Человек, цитирующий Шри Гиту во время совершения погребальной церемонии (шраддха) удовлетворяет своих предков. И если даже они отправлялись в ад, то после этого они возвысятся до высших планет.
(65) Предки, освобожденные от бремени грехов благодаря цитированию Шри Гиты, даруют своему потомку все благословения и достигнут райского плана, известного как Питри-лока.
(66) Подарив Писание Шри Гиту вместе с косичкой из хвоста яка, человек обретает полный успех в эти дни.
(67) Тот, кто одарит ученого брахмана Шри Гитой, украшенной золотом, никогда не родится в материальном мире снова.
(68) Тот, кто подарит в качестве благотворительности сто копий Шри Гиты, достигнет плана Абсолюта, с которого повторное рождение очень редко достижимо.
(69) Благодаря принесению в дар Шри Гиты такая душа обретает место на планете Господа Вишну на семь тысячалетий, получив общение со Всевышним Господом Вишну в божественном экстазе.
(70) Человек исполнит все свои устремления благодаря удовлетворению Всевышнего Господа, если после слушания заключений Шри Гиты он поднесет в качестве дара эту книгу брахману.
(71) Человек, никогда не читавший и не слушавший Шри Гиты, олицетворения чистой амброзии, подобен тому, кто выплескивает нектар из своих ладоней чтобы испить яд.
(72) Раскрыв знание Шри Гиты и вкусив этой амброзии люди, обеспокоенные несчастьями этого бренного мира принимают прибежище в преданности у Всевышнего Господа и становятся истинно счастливыми.
(73) Многие святые цари, такие как царь Джанака, приняли прибежище в знании Шри Гиты и, став безгрешными, достигли высочайшего назначения.
(74) При чтении Шри Гиты не принимается в расчет высокое или низкое рождение. Лишь вера является квалификацией для чтения Шри Гиты, ибо из всего знания Шри Гита — олицетворение Абсолюта.
(75) Тот же, кто из эгоизма или гордости оскорбляет Шри Гиту, попадет в ужасные ады плоть до окончательного разрушения вселенной.
(76) Этот глупец, который из эгоизма низводит заключения Шри Гиты, будет вариться в масле в аду, известном как Кумбхипака, вплоть до конца этого дня Брахмы.
(77) Если услышав о высшей славе заключений Шри Гиты, человек всё равно не желает слушать её возвышенную суть, то он будет постоянно рождаться из утроб свиней.
(78) Человек, который обретает Писание Шри Гиту в результате воровства, обрекает себя на неудачи в дальнейшей жизни; и даже его изучение и цитирование этой книги это лишь пустая трата времени.
(79) А усилия того, кто не испытывает божественного экстаза даже после слушания Шри Гиты, полностью бесполезны, подобно тяжкому труду сумашедшего.
(80) Чтобы удовлетворить Всевышнего Господа человек после слушания Шри Гиты должен предложить золото, изысканные угощения и шелковые одежды Ваишнаву брахману.
(81) Для трансцендентного наслаждения Всевышнего Господа Хари следует поклоняться объясняющему смысл Шри Гиты с преданностью, предлагагая ему одежды и множество других подношений.
(82) Сута Госвами сказал:
— Тот, кто после слушания или чтения Шри Гиты, воспевает её вечную Славу, как она была поведана Всевышним Господом Шри Кришной, обретет высший и полный плод такого поклонения.
(83) Однако тот, кто после слушания или чтения Шри Гиты не вспоминает о её возвышенной Славе, теряет плод такого воспевания. Такие усилия приносят столько же пользы, как и бесмысленный и тяжкий труд.
(84) Тот, кто с верой читает и слушает Шри Гиту вполном осознании её божественной Славы, конечно же, достигает высочайшего трансцендентного назначения.
Любой, кто с подлинной и возвышенной верой слушает Шри Гиту, эту Божественную Песнь, полную глубокого смысла, его чистый и святой плод вознесет всю его жизнь на план всеохватывающего счастья, радости и очарования.
Гитамахатмйам
гита шастрам ида= пунйа=, йах патхет прайатах пуман
вишнох падам авапноти, бхайа шокади варджитах
гитадхйайана-шиласйа, пранайама парасйа ча
наива санти хи папани, пурва джанма критани ча
маланир мочана= пу=са=, джала-снана= дине дине
сакрид-гитамбхаси снана=, са=сара-мала-нашанам
гита сугита картавйа, ким анйаих шастра вистараих
йа свайа= падманабхасйа, мукта-падмад винихсрита
бхаратамрита сарвасва=, вишнор вактрад-винихсритам
гита-гангодака= питва, пунар джанма на видйате
сарвопанишадо гаво, догдха гопала-нанданах
партхо ватсах судхир бхокта, дугдха= гитамрита= махат
ека= шастра= деваки-путра-гитам, еко дево деваки-путра ева
еко мантрас тасйа намани йани, кармапй ека= тасйа девасйа сева
Словарь
Абхидхейа — практика достижения преданности Господу.
Агни — бог огня.
їдити — мать їдитьев и других деват; дочь Дакши и жена Кашйапы, мать Господа Вишну в Его инкарнации как карлика Ваманадева.
їдитйа — Ваманадева; боги солнца.
їдхйатмика, адхибхаутика и адхидаивака — тройственные несчастья, а именно телесные и ментальные страдания, страдания, причиняемые другими существами и страдания от природных явлений и деятельности деват.
Адхокшаджа — Всевышний Господь, находящийся вне чувственного восприятия.
Ананйа-бхакти — исключительная преданность, не смешанная с кармой, джнаной, йогой и т.д.
їрйан — человек, следующий благородным, теистическим идеалам Вед. Этот термин обычно ошибочно приписывают лишь исторической народности, следовавшей ведической культуре.
Аштанга-йога — йога медитации, состоящая из восьми ступеней: йама, нийама, асана, пранайама, пратйахара, дхарана и самадхи, то есть самоконтроль, контроль ума, позы, контроль дыхания, контроль чувств, ментальное погружение, медитация и медитационный транс на Господе Вишну. Обычно неисполнимая для современного человека и ненужная для практики преданного служения Господу.
Ашвини-кумары — сыновья близнецы Ашвини, жены бога солнца.
Бабаджи — отреченный уклад для уединенного поклонения Господу, выше саннйасы.
Брахма (Господь) — бог-творец вселенной и управляющее божество гуны страсти. В другом качестве он выступает как ачарйа.
Брахмалока — (i) обитель Господа Брахмы, Сатйалока; (ii) единообразный план Брахмана, выше материального мира, однако ниже духовных планет, где служат Господу в преданности.
Брахман — имперсональный аспект Абсолюта; Высший Дух.
Брахман — священослужитель.
Брахмачари — давший обет безбрачия и изучающий духовную науку.
Бхагаван — личностный аспект Абсолюта; всевышний Господь.
Бхаджана — сокровенное поклонение Господу.
Бхакти-йога — раскрытие взаимоотношений со Всевышним Господом на основе чистого преданного служения. Высочайшая из всех йог.
Бхишма — сын Сантану, который стал хранителем как Кауравов, так и Пандав. В битве на Курукшетре был великим главнокомандующим, возглавив армию Кауравов.
Бхишма-парва — шестая книга Махабхараты.
Буддхи-йога — воссоединение с Господом благодаря разуму, очищенному посредством бхакти-йоги.
Ваикунтха — планеты духовного мира (трансцендентные к райским планетам, Вирадже и Брахмалоке). На планетах Ваикунтхи Господу поклоняются как Нарайане.
Ваитарани — адская река или река смерти. Те, кто попадают в адские миры, вначале падают в эту реку.
Ваишнава — преданный Всевышнего Господа.
Ваишйа — фермер, купец.
Ванапрастха — удаление от дел; статус жизни, следующий после семейной жизни.
Варнашрама (даива) — Богоцентричная социально-религиозная система, состоящая из четырех варн (брахман, кшатрий, ваиш и шудр) и четырех ашрамов (брахмачарийа, грихастха, ванапрастха и саннйаса). Когда эта система извращается от вмешательства атеистов, то становится известной как асура-варнашрама.
Варуна — бог океана и запада.
Васудева — отец Господа Кришны, когда Он явился в Матхуре.
Васудева — Кришна как сын Васудевы.
Ватсалйа (раса) — божественные родительские взаимоотношения с Господом.
Веда — (i) знание; (ii) Святые Писания (Риг, Йаджур, Сама и Атхарва Веды), которые изошли непосредственно от Всевышнего Господа и учат религии и знанию о Высшем Духе.
Ведавйаса — великий вечный мудрец, уполномоченный Всевышним Господом составить Веды, Пураны, Махабхарату, Веданта-сутру, Шримад Бхагаватам и т.д.
Веданта — конечные заключения Вед; Упанишады.
Веданта-сутра — афоризмы философии Веданты, составленные Шрилой Вйасадевой.
Вибхути — (i) высшая власть, величие, божествоенность, могущество; (ii) экспансия; (iii) несметное богатство, сокровище.
Виджнана — наука; осознанное знание; сверхглубокое божественное восприятие.
Вираджа — пассивная река сразу над материальным возбуждением и ниже Брахмана.
Вишну — Всепроникающий Господь — (i) полное четырехрукое проявление Господа Кришны которое пребывает в каждой из бесчисленных планет Ваикунтхи, которые расположены в духовном небе выше имперсонального Брахмана; (ii) Каранарнавашайи Вишну или Маха-Вишну; (iii) Гарбходакашайи Вишну, который исходит из Маха-Вишну и входит в каждую вселенную; (iv) Кширодакашайи Вишну, который исходит из Гарбходакашайи Вишну и входит в сердце каждого живого существа как Высшая Душа, и поддерживает вселенную благодаря модусу благости.
Вйасадева — Ведавйаса.
Враджа, Вриндаван (Дхама) — Высочайшая Обитель Господа Шри Кришны. Нивысшая обитель в духовном мире, известная как Голока Вриндавана, превыше планет Ваикунтхи; она проявлена в этом мире как (Гокула) Вриндавана в округе Матхура, Уттар Прадеш, Северная Индия.
Гандхарвы — небесные певцы и музыканты.
Гандхари — жена Дхритараштры.
Гаудийа Сампрадайа — божественная преемственность последователей Шри Чаитанйи Махапрабху.
Гайатри — сокровенная мантра, воспеваемая брахманами; ведический размер.
Госвами — контролирующий чувства аскет.
Гауранга (Шри) — золотой Господь, Шри Чаитанйа Махапрабху.
Говинда — Господь Кришна: цель Вед, Господь коров, Земли и чувств; пастушок.
Грихастха — домохозяин.
Гуна — качество (материальной природы), веревка.
Гуру, гурудев — духовный учитель.
Гухйа-гухйатара-гухйатама — скрытое, более сокрытое и самое сокровенное — приводится в Бхагавад-гите относительно Брахмана, Параматмы и Бхагавана соответственно. Сарва-гухйатама, самое сокровенное из всех скрытых истин, относится к исключительно=му самопреданию Господу Кришне (18.66).
Дасйа (раса) — преданные взаимоотношения со Всевышним Господом в служении.
Деваки — мать Кришны в Матхуре.
Деваты, боги — небожители, от имени Всевышнего Господа управляющие законами вселенной.
Джаганнатха Пури — святой город в Ориссе, Индии, где Господу Кришне поклоняются как Господу Джаганнатхе, повелителю вселенной. Духовно равен Двараке.
Джанака — отец Сита Деви, супруги Господа Рамачандры.
Джива, дживатма — душа, внутреннее “я”.
Джива Госвами (Шрила) — один из великих апостолов Шри Чаитанйи Махапрабху. Он неопровержимо доказал в своих произведениях сверхвысшую природу Господа Кришны, основываясь на авторитете явленных Писаний.
Джнана — знание; знание Брахмана; иногда, знание о всемогущей верховной власти Всевышнего Господа; иногда, знание преданного Господа о его божественных взаимоотношениях с Господом (самбандха-джнана).
Джнана-йога — попытка обрести связь с Божественным с помощью знания. В отсутствии самбандха-джнаны она приводит лишь к монизму.
Джнана-шунйа бхакти — лишенная расчетливости преданность или влечение к Господу и служению Ему благодаря естественной склонности и вкусу.
Джнани — ученые мужи.
Драупади — дочь Друпады, жена Пандав.
Дроначарйа, Дрона — сын мудреца Бхарадваджа, и военный наставник Кауравов и Пандав.
Друпада — царь страны Панчалы и отец Дхриштадйумны и Драупади.
Дхама — святая обитель Всевышнего Господа.
Дхарма — религия, долг, природа.
Дхйана — медитация.
Дхритараштра, царь — брат Панду. Он не мог стать императаром из-за своей слепоты и пытался короновать своего старшего сына Дурйодхану. Отец ста сыновей (Кауравов).
Дхриштадйумна — сын Друпады и брат Драупади; выступал как военачальник в армии Пандав.
Дурйодхана — старший сын Дхритараштры.
Икшваку — царь солнечной династии, сын Ваивасвата Ману.
Индра — бог, занимающий положение царя высших райских планет (материального вселенной).
Йашода — Мать Господа Кришны во Вриндавана-лиле.
Йога — (i) союз, воссоединение, связь; (ii) путь, курс, способ, метод; (iii) аштанга-йога; (iv) путь восстановления связи с Божественным, состоящий из стадий: нишкама карма-йога, джнана-йога, дхйана-йога и бхакти-йога. Обычно карма-йога практикуется теми, кто хочет возвыситься, а джнана-йога — теми, кто стремится к освобождению. Они обе приводят к осознанию души и Брахмана, а также к абстрактной медитации. На своей высшей стадии, с началом бхакти-йоги, дхйана-йога приводит к осознанию Параматмы. Благодаря привязанностью к садху-санге и сукрити человек приходит к бхакти-йоге, которая является сверхпрекрасной, высочайшей стадией, так как только с помощью бхакти-йоги можно осознать Верховную Личность Господа, Бхагавана Шри Кришну. Не зависимо от положения в йогической практике, человек сразу же превосходит все другие стадии йоги, когда у него пробуждается стремление к бхакти. Таково совершенное заключение Шримад Бхагавад-гиты, Шримад Бхагаватам, Шри Чаитанйа Чаритамриты и всех других Писаний, представляющих полноразвитый теизм.
Йога-майа — внутренняя энергия или сладостная воля Всевышнего Господа.
Йуга — эпоха. Есть четыре йуги: Крита или Сатйа, Трета, Двапара и Кали, протяженностью 1728, 1296, 864 и 432 тысячи лет соответственно. Также они известны как зототой, серебрянный, медный и железный века, в виду того, как моральные и религиозные качества людей постепенно убывают. Четыре йуги вместе составляют одну чатурйугу.
Йудхиштхира — старший из Пандав, законный наследник трона, который стал царем после поражения Кауравов в битве на Курукшетре.
Йукта-ваирагйа — внутреннее самоотречение или отречение в преданности — непроизвольное отстранение от мирского, которое приходит благодаря погруженности преданного в служение Хришикеше, Господу чувств всех живых существ.
Кали-йуга — век ссор, нынешний век. Настоящая Кали-йуга началась на 28ойчатурйуге Ваивасвату Ману (5000 лет назад). Битва на Курукшетре состоялась приблизительно в то время.
Каранарнавашайи Вишну — Каранодакашайи Вишну, Маха-Вишну. Четырехрукое полное проявление Господа Кришны, из пор которого изходят бесчисленные вселенные.
Карма — материалистичная деятельность; хорошие или плохие поступки, совершаемые ради собственного наслаждения; корыстная деятельность; нравственные обязанности; последствия деятельности, совершенной в этой или предыдущей жизни.
Карма-йога — попытка обрести связь с Божественным благодаря исполнению мирских обязанностей; путь сознательного исполнения своего долга.
Карма-канда — раздел Вед, описывающий внешние церемонии и жертвоприношения, приводящие к благочестию и райским мирам.
Карми — корыстный труженик; корыстный религиозный человек; активист.
Карна — сын Кунти от бога солнца. Позднее он стал близким другом Дурйодханы.
Каунтейа — Арджуна, сын Кунти.
Кауравы — сыновья Дхритараштры, или все потомки Куру.
Кевала-бхакти — ананйа-бхакти.
Киртана — воспевание или повествование о славе Господа.
Кришна — Всепривлекающий Всевышний Господь, Прекрасная Реальность, Бог любви.
Кришна-катха — трансцедентные повествования о Кришне.
Кшатрийа — воин.
Кшетра — поле; сфера деятельности (i) души и (ii) Высшей Души.
Кубера — бог богатства, управляющее божество севера. Брат Раваны, царь Йакш и Киннаров, друг Рудры. Он живет на Каиласе.
Кунти — Притха, первая жена Панду, и мать Йудхиштиры, Бхимы, Арджуны. Мать Карны.
Куру — (i) место в современном Дели; (ii) царь этой земли.
Курукшетра — святая равнина около Дели, место великой битвы между Кауравами и Пандавами.
Лила — божественные игры Бога.
Лока — планета, мир, бытиё.
Мадхура (раса) — величайшее из всех божественных взаимоотношений с Господом, божественне супружество.
Мадхусудана — Кришна, убивший демона Мадху.
Майапур — святая земля в центре Навадвипы, Западной Бенгалии, где родился Господь Шри Чаитанйа Махапрабху.
Мантра — сокровенная молитва.
Ману — четырнадцать прородителей человечества, которые последовательно приходят в течении одного дня Брахмы. Нынешнего Ману зовут Ваивасвата Ману.
Махабхарата — великое Писание, описывающее историю Кауравов и Пандав, составленное Шрилой Вйасадевой в восемнадцати парвах или томах.
Навадвипа (Дхама) — святая обитель лил Шри Чаитанйи Махапрабху, милостиво проявленная на этой планете в Западной Бенгалии.
Нанда Махарадж — отец Кришны во Вриндавана-лиле.
Нарайана — полное величественное проявление Господа Кришны, которому поклоняются в благоговении, строго следуя наставлениям Писаний (ваидхи-бхакти).
Нимаи — имя Шри Чаитанйи Махапрабху, благодаря Его рождению под деревом нимба.
Нишкама — отсутствие эгоистичных или чувственных желаний.
Нишкама карма-йога — попытка обрести связь с Божественным благодаря совершению бескорыстной деятельности или долга.
О=, О=кара — односложный звук, представляющий Абсолютную Истину.
Панча маха-йаджна — пять видов ежедневных жертвоприношений, совершаемых брахманами, как это упоминается в Ману-са=хите: (i) Брахма-йаджна — изучение Вед; (ii) Птри-йаджна — совершение погребальных обрядов, посвященных предакам; (iii) Дева-йаджна — предложение очищенного масла богам во время ведического огненного жертвоприношения; (iv) Бхута-йаджна — предложение пищи другим существам и (v) Нри-йаджна — гостеприимство.
Панча-суна — пять грехов, совершаемых в семейной жизни из-за неумышленного убийства живых существ при (i) приготовлении пищи; (ii) измельчении (специй и т.д.); (iii) уборке; (iv) очистке зерна и (v) стирке.
Пандавы — сыновья Панду: Йудхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева.
Парабрахман — Всевышний Господь, превыше Брахмана.
Параматма — Кширодакашайи Вишну, ипостась Всевышнего Господа, находящаяся в сердце всех живых существ.
Парашурама — инкарнация Всевышнего Господа, уничтоживший расу кшатрийев Своей секирой.
Патанджала — система йоги, данная Патанджали.
Прайоджана — цель.
Прана — жизненный воздух тела, десяти видов: прана — выходящий; апана — нисходящий; вйана — увеличивающий (дыхание); самана — извергающий; удана — восходящий; нага — рвотный; курма — открывающий глаза; крикара — возбуждающий голод; девадатта — зевотный и дхананджайа — пронизываюший всё тело, даже мертвеца. (Шри Шридхар Свамипада.)
Према — божественная любовь к Шри Кришне.
Према-бхакти — преданное служение Господу в чистой любви.
Притха — Кунти.
Рага-марга — путь божественной любви; преданность превыше наставлений Писаний.
Раджо-гуна — материальная гуна страсти.
Радхарани (Шримати) — Всевышняя Подчиненная Половина Абсолюта, тогда как Господь Кришна является Всевышней Господствующей Половиной.
Раса — божественный экстаз; божественные взаимоотношения со Всешним Господом, пять изначальных взаимоотношений, а именно: умиротворенность, служение, дружба, родительская забота и божественное супружество.
Риши — великие божественные мудрецы, осозанющие заключения Вед.
Рупа Госвами (Шрила) — вечный спутник Шри Чаитанйи Махапрабху, признанный в Гаудийа Сампрадайе как ачарйа принципа абхидхейа.
Садхана — практика, благодаря которой человек может достичь желаемую цель.
Садху-санга — общение в преданностьи с истинными святыми, без которого не возможно вступить на путь преданности Господу.
Сакхйа (раса) — божественная дружба с Господом.
Самбандха — взаимосвязь, взаимоотношения.
Санджайа — возничий Дхритараштры.
Санкхйа — знание, раскрывающее природу души; Писание Веданта обучает человека в сущности этой истины.
Санкиртана — совместное молитвенное воспевание святого имени Господа Шри Кришны.
Саннйаса — статус отречения.
Саннйаси — отреченный монах.
Сатйалока — обитель Господа Брахмы.
Саттва-гуна — гуна благости, возглавляющий три гуны материальной природы.
Смаранам — памятование Господа в преданности.
Смрити — свод религиозных законов, возглавляемый Ману-смрити или Ману-самхитой.
Сукрити — заслуги в преданности Господу, приходящие сознательно (джната) или не сознательно (аджната); предварительное условие для получения шраддхи.
Тамо-гуна — материальная гуна невежества.
Три мира — адские, средние и райские планетные системы.
Упанишады — раздел Вед (сравниваемый с ожерельем драгоценных каменьев), который дает знание о Высшем Духе; Веданта.
Хануман — величайший преданный Господа, приближенный слуга Господа Рамачандры (в дасйа-расе).
Хиранйагарбха — Господь Брахма.
Хладини-шакти — Шримати Радхарани, божественная энергия экстаза Всевышего Господа.
Чаитанйа-чаритамрита (Шри) — описание деяний и учения Шри Чаитанйи Махапрабху, составленное Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами.
Чандра — бог луны.
Чандрайана — суровый метод искупления благодаря епитимьи вкушения лишь пятнадцати глотков пищи в дни полнолуния, и убавление на один глоток в последующие дни убывающей луны, пост на новолунье и последующее увеличение приема пищи на один глоток в дни прибывающей луны.
Чатурйуга — см. йуга.
Шанта (раса) — божественная умиротворен-ность.
Шачи Деви (Шримати) — божественная мать Господа Шри Чаитанйи Махапрабху.
Шива (Господь) — божество гуны невежества, отвечает за разрушение вселенной.
Шйамасундара — Господь Кришна, обладающий прекрасным, чарующим человекоподобным обликом, чьё тело темного цвета подобно черной грозовой туче.
Шраванам — слушание с преданностью о славе Господа.
Шраддха — вера в преданности Господу.
Шримад Бхагаватам (Маха-пурана) — великое Писание полноразвитого теизма, собственный комментарий Шрилы Вйасадевы на Веданту.
Шрути — Веды.
Шудра — рабочий.
Экадаши — дни поста, выпадающие на одиннацатый день лунной фазы.
[1] Рождение, существование, развитие, зрелость, увядание и разрушение.
[2] Остатки пищи, о которых здесь упоминается, не то же самое, что прасадам, или святая пища, принимаемая чистыми преданными Всевышнего Господа Шри К\ў+ы. Все чистые продукты или блюда предавшиеся души вначале предлагают Господу, и благодаря этому не накапливают ни благочестия ни греха.
[3] Смотри 4.23.
[4] Одна йуга (век) по исчислению деватов равна четырем йугам по исчислению людей, или 4320000 годам.
[5] викрё{ита= враджа-вадхЁдбхир ида= ча виш+оЇ
Ўраддх№нвито ’нуЎ\нуйад анта вар+айед йаЇ
бхакти= пар№= бхагавати пратилабхйа к№ма=
х\д-рогам №Ўв апахинотй ачире+а дхёраЇ
(Бх№г. 10.33.39)
Самоконтролирующая личность, подчинившая себе чувства, наделенная великой верой в божественные трансцендентные игры Господа Шри К\ў+ы и Гопи (Раса-лила) и услышавшая о этих играх из уст истинного Гуру, постоянно воспевает и рассказывает их славу. Такой чистая душа быстро достигает высочайшей беспримесной преданности Господу, и немедленно излечивается от сердечной болезни, именуемой вожделение.
Ѕрёла Джива Госвами в своих трудах делает ударение на слове дхёра, означающем «самоконтролирующий». Лишь тот, кто полностью контролирует чувства, может слушать о таких возвышенных темах, в противном случае гибель неизбежна.
наитат сам№чаредж дж№ту, манас№пи хй анёЎвараЇ
винаЎйатй №чаран маудхй№д, йатх№рудро ’бдхи-джа= вишам
(Бх№г. 10.33.39)
Никто не должен даже в мыслях имитировать поведение Всевышнего Господа и Гопи. Если из дремучей глупости кто-то попытается имитировать игры Господа, то мгновенно будет уничтожен, в точности как если бы он попытался имитировать Господа Шиву, выпив яд, возникший из океана. (В Ѕрёмад Бх№гаватам описывается, как полубоги и демоны вместе взбивали океан. В результате этого пахтания появился нектар и яд.)
[6] Суть божественного вдохновения в преданном служении Господу уже была прекрасно разобрана в комментариях на четыре главных стиха Шри Гиты (10.8-11).