Системный подход и эффективность философского творчества
Философия представляет собой сложное, системное образование, в котором можно выделить множество различных уровней. Явно прослеживаются два аспекта системности философии: философии как системы знаний (категорий, законов, принципов, методов) и философии как системы деятельности по получению, обучению и применению этих знаний. Как система знаний философия есть часть совокупной системы человеческих знаний. Как система деятельностей она есть часть всей системы деятельности людей (как научной, так и практической). Кроме того, философия обладает специфической чертой — она является объектом собственного исследования, в отличие от других областей практики и познания.
Философия должна строиться как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, изменение которой происходит как под влиянием внутренних причин (собственно саморазвитие), так и под влиянием внешних причин. Реальное развитие философии есть единство внутреннего и внешнего.
На наш взгляд, чтобы повысить эффективность философии сегодня, к ней самой надо применить системный подход во всей совокупности его средств и методов, с тем, чтобы системность философии выступила в явном виде, а сам системный подход стал бы тем, чем он и должен быть — одним из философских методов, или совокупностью таковых.
От применения системного подхода к самой философии можно ожидать повышения ее эффективности за счет устранения препятствий в осуществлении ею своих естественных системных функций. Первыми шагами в таком системном осмыслении философии может и должно стать переосмысление всех традиционно фиксируемых признаков, сторон, функций философии. Переосмысление, скорее, не по содержанию (хотя там, где это необходимо, нужно разбираться и с содержанием), а по тем системно-структурным характеристикам, которыми философия и как система знаний, и как система деятельности обладает. Задача состоит в том, чтобы все эти элементы философии привести в действительно системную взаимосвязь, с тем, чтобы все они работали в единстве, выдавая в качестве конечного результата всесторонний анализ той или иной философской проблемы.
Начальный этап системного изучения философии состоит в максимально полной фиксации элементов философии и различных отношений между ними. На следующем этапе эти данные должны привести к созданию ряда системных моделей философии и выработке на их основе наиболее приемлемых вариантов системных образцов философии. Применение получившихся образцов философских систем для анализа различных проблем будет проверкой правильности основных системных вариантов философии, а также даст материал для последующей корректировки этих вариантов. Это должны быть варианты саморазвивающейся (открытой) системы, т.е. в них изначально должны быть заложены параметры дальнейшего саморазвития, но должны быть именно системные параметры, и осознаваться они должны именно как таковые.
Особое внимание должно быть уделено анализу системных характеристик философии на стадии возникновения и последующих стадий развития философии вплоть до современной, т.е. на материале истории философии, изученной под углом систематического подхода. При этом большое внимание должно быть уделено анализу системных характеристик современной немарксистской философии, и особенно современной марксистской философии.
Думается, что имеется своя логика и в том, что задача системного анализа философии возникает именно сейчас, когда философия перестала быть системой в старом, метафизическом смысле слова, когда каждая отдельная философская система стремилась стать единственной, отрицая, как ничтожные, все другие системы. Сейчас ставится задача системного изучения философии именно и, прежде всего с учетом преемственности философских систем, с целью проследить их последовательное, диалектическое отрицание друг друга, переходы друг в друга.
Особое внимание при системном подходе к философии должно быть уделено выявлению системных характеристик взаимодействия философии со всей системой конкретных наук и различных практических сфер общества. Не исключено, что понадобится использовать различные средства кибернетического подхода к философии с целью выявления и тщательного изучения тех управляющих воздействий, которые философия оказывает на все другие подсистемы общества, а значит и с целью получения всех тех системных характеристик, которые характеризуют философию как систему сбора и обработки информации о состоянии различных сфер общества, на основе чего философия и вырабатывает свои рекомендации. Понадобится и изучение системно-знаковых характеристик философии.
1989 г.