Модуль II. Основные проблемы теории философии
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Б.1.Б.12«Философия»
Направление 44.03.01Педагогическое образование
профиль: образование в области русского языка и литературное образование
Квалификация (степень) «бакалавр»
Утверждено на заседании кафедры «20» сентября 2016 г.
Протокол № 1
Модуль II. Основные проблемы теории философии
Тема 1. Альтернативные концепции взаимосвязи и развития мира (2 часа)
Форма проведения: семинарское занятие
1. Понятие о диалектике, её структуре и формах. Диалектика и её альтернативы. Синергетика.
2. Принцип всеобщей противоречивости. Законы и категории: тождества и различия, противоположности и противоречия, конфликта и гармонии.
3. Принцип всеобщей связи. Законы и категории: единичного и общего, части и целого, элемента и системы, структуры и функции.
4. Принцип всеобщего изменения. Законы и категории: качества и количества, меры, скачка, отрицания и преемственности, повторяемости и неповторяемости, нового и старого, развития, прогресса и регресса.
Дискуссия на семинаре: Устарела ли сегодня диалектика как универсальное учение о развитии мира?
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект по теме «Диалектика и синергетика» (Абдеев Ф.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994, глава 6).
Основная литература
- Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия [Текст]: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.
- Батурин, В.К. Философия [Текст]: учебник для бакалавров. Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для бакалавров – М.: Юнити-Дана, 2016. – 343 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
- Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учеб. для бакалавров, для студентов вузов /П.С.Гуревич.- М : Юрайт, 2012. – 573 с.
- Ратников, В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 671 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009, по паролю.— ЭБС «IPRbooks».
Дополнительная литература
- Бессонов, Б.Н. История философии [Текст]: учеб. для студентов вузов нефилос. специальностей, [для подгот. бакалавров, для подгот. специалистов] / Б.Н. Бессонов. – М.: Высшее образование, 2009. – 278, [1] с.
- Гриненко, Г.В. История философии [Текст]: учеб. для бакалавров, студентов вузов по дисциплине «Философия» / Г.В. Гриненко. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2012. – 684 с.
- Горелов, А.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А.Горелов, Т.А. Горелова. – М.: Московский гуманитарный университет, 2015. – 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675, по паролю. – ЭБС «IPRbooks».
- Грядовой, Д.И. Философия: Структурированный учебник для вузов. [Электронный ресурс]: – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=118575, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
- Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс [Текст]: учеб. для студентов вузов по дисциплине «Философия» / В.А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2006. – 375 с.
- Основы истории философии: учеб-мет. пособие: направление подгот. 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата) / ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут гос. пед. ун-т; авт-сост. Н.Н. Свирида. – Сургут: РИО СурГПУ, 2015 – 55 с.
- Философия: учеб. для студентов вузов нефилософ. Специальностей [Текст]/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. . – 4-е изд. – М.: Трикста [и др.], 2007. – 686 с.
- Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 575 с.
- Хрестоматия по философии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 571 с.
Интернет-ресурсы
- Всё о философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intencia.ru. – Загл. с экрана.
- Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm, свободный. – Загл. с экрана.
- Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000610/st005.shtml – Загл. с экрана.
Тема 2. Бытие человека (2 часа)
Форма проведения: семинарское занятие в интерактивной форме (учебная конференция).
1. Проблема человека в философии.
2. Сущность и содержание антропосоциогенеза.
3. О смысле жизни человека: философские варианты ответов.
Дискуссия на конференции:Совместим ли гуманизм общества со смертной казнью?
Задание 1. Подготовьте доклады и сообщения, презентацию (задание по выбору):
1. Б. Паскаль: таинство человеческого бытия.
2. Антропологическая концепция К. Маркса.
3. Л.Н. Толстой о сущности человека.
4. Ф.М. Достоевский о внутреннем мире человека.
5. Русские космисты о роли человека в мире (В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный,
С.Н. Булгаков и др.).
6. Фрейдизм о человеческой природе.
7. Э. Фромм: бегство от свободы.
8. Человек в философии экзистенциализма (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс).
9. «Миф о Сизифе» А. Камю.
10. Человек и его бытие в философии прагматизма (У.Джемс, Дж. Дьюи).
11. Тейяр де Шарден П. «Феномен человека».
12. «Теория органического» Г. Плеснера о человеке как эксцентрическом существе.
13. Смех и плач как формы человеческого существования.
14. Проблема агрессивности в истории философии и в учениях «инстинктивизма» (З. Фрейд, К. Лоренц).
15. Бессмертие как феномен человеческого существования.
16. Дискуссии об искусственном интеллекте человека.
Задание 2. Творческое задание
1) Эрих Фромм утверждал, что «человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться».
Почему человеческое существование является проблемным? Обоснуйте свою позицию в письменной форме.
2) В.П. Эфроимсон – крупнейший отечественный исследователь феномена гениальности в своем исследовании «Гениальность и генетика»: «Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев – в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется…зарождение потенциального гения является прежде всего,– проблемой биологической, даже генетической. Развитие гения – проблема биосоциальная. Реализация гения - проблема социобиологическая».
Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте свою позицию в письменной форме.
Задание 3. Проблемно-логическое задание
Сравните высказывания (в устной форме):
· «Человек есть лишь то, что он делает» (Ж.-П. Сартр).
· «Человек – животное, производящее орудия» (Франклин).
· «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс).
· Определите мировоззренческие и методологические позиции философов, давших понятие человеку.
Основная литература
- Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия [Текст]: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.
- Батурин, В.К. Философия [Текст]: учебник для бакалавров. Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для бакалавров – М.: Юнити-Дана, 2016. – 343 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
- Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учеб. для бакалавров, для студентов вузов /П.С.Гуревич.- М : Юрайт, 2012. – 573 с.
- Ратников, В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 671 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009, по паролю.— ЭБС «IPRbooks».
Дополнительная литература
- Бессонов, Б.Н. История философии [Текст]: учеб. для студентов вузов нефилос. специальностей, [для подгот. бакалавров, для подгот. специалистов] / Б.Н. Бессонов. – М.: Высшее образование, 2009. – 278, [1] с.
- Гриненко, Г.В. История философии [Текст]: учеб. для бакалавров, студентов вузов по дисциплине «Философия» / Г.В. Гриненко. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2012. – 684 с.
- Горелов, А.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А.Горелов, Т.А. Горелова. – М.: Московский гуманитарный университет, 2015. – 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675, по паролю. – ЭБС «IPRbooks».
- Грядовой, Д.И. Философия: Структурированный учебник для вузов. [Электронный ресурс]: – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=118575, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
- Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс [Текст]: учеб. для студентов вузов по дисциплине «Философия» / В.А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2006. – 375 с.
- Основы истории философии: учеб-мет. пособие: направление подгот. 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата) / ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут гос. пед. ун-т; авт-сост. Н.Н. Свирида. – Сургут: РИО СурГПУ, 2015 – 55 с.
- Философия: учеб. для студентов вузов нефилософ. Специальностей [Текст]/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. . – 4-е изд. – М.: Трикста [и др.], 2007. – 686 с.
- Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 575 с.
- Хрестоматия по философии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 571 с.
Интернет-ресурсы