Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им рас­плачиваться за Эзопову смерть.

Иван Шамякин*

Иван Шамякин — выдающийся писатель современности, чье имя широко известно за пределами Беларуси. Его произведе­ния переведены более чем на тридцать языков мира, издавались многотысячными и миллионными тиражами.

Известным писатель стал после выхода в свет романа «Глубо­кое течение». Ивану Шемякину не было и тридцати лет, когда к нему пришла литературная слава. Более полувека писатель работал в национальной литературе. Начиная с послевоенного времени, он заметно обогащал духовный мир белорусской про­зы, наращивал ее художественные возможности. Произведения мастера слова вызвали отклик у миллионов читателей у себя на Родине и за ее рубежами.

Жизнь Ивана Шемякина была чрезвычайно насыщенной. В ней всегда главное место, безусловно, занимало литератур­ное творчество. Первые его произведения посвящены Великой Отечественной войне, которая существенно повлияла на форми­рование мировоззрения молодого писателя. Гуманистическое осмысление войны как всенародной трагедии нашло воплоще­ние в романе «Глубокое течение», созданном на обширном жиз­ненном материале. Он раскрыл весь драматизм военных собы­тий, показал изломы человеческих судеб в условиях жесткого времени. Но вопреки суровым испытаниям простые белорусы оставались людьми, стремились сохранить свою истинную че­ловеческую природу.

В повести «Огонь и снег» из пенталогии «Тревожное сча­стье», романе «Снежные зимы» и других произведениях, в ко­торых писатель возвращается в военное прошлое, убедительно проводится мысль о духовной и нравственной силе человеческой личности.

Шамякина называют писателем современной темы. И это не случайно, поскольку он всегда был тесно связан с современно­стью, обществом и его социально-нравственными исканиями. На протяжении многих десятилетий Иван Шамякин был ху­дожественным летописцем народной судьбы, исследователем духовной жизни социума.

Конфликт в романе «Сердце на ладони», как и в других про­изведениях Ивана Шамякина, выносится в морально-этическую плоскость, приобретает острое гуманистическое звучание.

В некоторых своих произведениях Иван Шамякин соединил современность с военным прошлым с целью выяснить важные нравственно-философские моменты человеческого существова­ния. Так, в основе романа «Возьму твою боль» лежит необычай­но сложный гуманистический вопрос: есть ли оправдание злу? Писатель показывает, что память — трудное и ответственное бремя души.

События и потрясения девяностых годов XX века (перестрой­ка, Чернобыль, распад СССР) вызвали в душе писателя взвол­нованные, тревожные чувства. Его художественная реакция была незамедлительной и быстрой, о чем свидетельствуют книги прозы «Драма», «Злаязвезда», «Сатанинскийтур», «Полесская мадонна».

Иван Шамякин видит жизнь, судьбу личности и народа, бу­дущее общества «из глубины своего дня». В книгах прозы, вы­шедших за последнее десятилетие жизни и творчества писателя, предложена художественная концепция мира на основе четко сформулированной этической и гуманистической позиции ав­тора.

К любому значимому явлению действительности, особенно негативному, писатель подходит, руководствуясь категориями совести и нравственности, самой высокой мерой — мерой чело­вечности. Тревогой за судьбу народа, родного края наполнены страницы «Злой звезды» — первого романа в белорусской прозе, в котором отражена трагедия Чернобыля и ее последствия. Это произведение написано со страстной публицистичностью, ярко выраженным гуманистическим пафосом. То же самое можно сказать и о повести «Зона повышенной радиации», посвящен­ной чернобыльской теме. В ней Шамякин осмысливает сущ­ность своей эпохи через судьбу конкретного человека, семьи. Произведение написано от первого лица. Это исповедь человека, который, пережив глубокие страдания, приходит к пониманию жизни как большой и непреходящей ценности.

Наши рекомендации