Тема 28. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

Общие понятия экзистенциализма.

2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.

Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

4. Философия Сьорена Кьеркегора – зарождениеэкзистенциализма.

5. Философия К. Яспера.

Б. Философия Ж.Ц. Сартра.

Философия А. Камю.

Философия М. Хайдеггера.

Будущее экзистенциализма.

1. Экзистенциализм- направление философии, главным предметом изу­чения которого стал человек, его проблемы, трудности, существова­ние в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е - 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способ­ствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пу­леметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе бое­вых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 милли­онов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря

распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полно­стью подавляющих человеческую личность;

бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

3.Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти яв­ления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внима­ние философы-экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, пережива­ний, тревог, надежд, жизни в целом;

разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

проблема отчуждения человека (общество, государство стали для че­ловека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью принебрегает человеком, подавляет его "Я");

проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в ок­ружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

проблема бессмысленности жизни;

проблема внутреннего выбора;

проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внеш­него - места в жизни.

4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор(1813-1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим коли­чеством всевозможных вопросов •- сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания - и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Философом были выделены понятия:

неподлинное существование- полная подчиненность человека обще­ству, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

подлинное существование- выход из состояния подавленности обще­ством, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к под­линному существованию человек проходит три стадии: эстетическую, этическую, религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полнос­тью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особо­го значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момен­та и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были: Карл Ясперс (1883 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Альбер Камю (1913 - 1960), Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

5. Карл Ясперс(1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из пер­вых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Пси­хология мировоззрений", вышедшей в 1919 году - после окончания пер­вой мировой войны).

Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей боль­шого смысла жизнью - "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возмож­ностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации-между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судь­бы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностъю - высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энер­гию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального:

эротику, секс;

единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

свободу;

смерть - конечность бытия.

6. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра(1905 - 1980) - проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие"."Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако пол­ностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" -различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспри­нимает себя через отношение к нему "другого".

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание ак­тивности - свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе,но не про­стом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (воп­росы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциаль­ным выбором.Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь - цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна(то есть безотносительна). Че­ловек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности.Че­ловек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, - мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое соб­ственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

7. Альбер Камю(1913 - 1960) сделал главной проблемой своей экзистен­циональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тра­тят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд(в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безоснователь­ности жизни:

соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, осо­бенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомо­щен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни,по Камю, находится не во внешнем мире (успе­хах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

8. Мартин Хайдеггер(1889 - 1976) занимался разработкой самих основэкзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция,по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется филосо­фом "бытие в мире").В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:

• "бытия с другими";

• "бытия самого себя".

"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ас­симиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".

"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен проти­востоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом слу­чае он будет свободен.

Отстоять свою идентичностьв поглощающем человека окружающем мире - главная проблема и забота человека.

9. Философия экзистенциализма очень популярна в современной Запад­ной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденция смещения центра тяжести фи­лософских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план про­блему первичности и отношений материи и сознания.

Основная литература.

1. Гуревич, П.С. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2004. – 438 с.

2. Лешкевич, Т.Г. Философия [Текст]: учеб. Пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 192 с.

3. Моисеева, Н.А. Философия [Текст]: краткий курс: учебно-практическое пособие для вузов / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.: ил.

4. Основы современной философии [Текст]: учебник для вузов / М.Н. Росенко [и др.]. – Изд. 3-е, доп. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.

5. Рычков, А.К. Философия [Текст]: учебник для вузов / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Владос, 2002. – 384 ч.: ил.

6. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 731 с.

7. Скирбекк, Г. История философии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с англ. В. И. Кузнецов; под ред. С.Б. Крымского. – М.: Владос, 2003. – 800 с.

8. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 736 с.

  1. Философия [Текст]: учебник для вузов / Г.И. Иконникова [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – изд. 2-е, испр. Доп. – М.: Юристъ, 2004. – 520 с.

Дополнительная литература.

1. Бучило, Н.Ф. Философия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 428 с.

2. Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: [краткий курс] / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 363 с.

3. Найдыш, В.М. Философия мифологии [Текст]: от античности до эпохи романтизма / В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 2002. – 556 с.

4. Философия [Текст]: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для вузов / В.Г. Кузнецов [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 519 с.

5. Философия [Текст]: учеб. пособие для вузов. Ч.1: История философии / Н.Ф. Бучило [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юритъ, 2004. – 375 с.

6. Философские науки [Текст]: философский Петербург: спец. вып. / М-во образования РФ, Акад. Гуманит. Исслед. – М.: Гуманитарий, 2004. – 640 с.

Наши рекомендации