Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия охватывает период конца XVIII -первой трети XIX вв. и представлена именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
Основные особенности:
во-первых, в ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени:
• вера в могущество разума;
• гуманизм;
• неотчуждаемые права личности;
во-вторых, главное ее достижение:
а) разработка целостной концепции диалектики;
б) обоснование мирового закона вечного развития.
в-третьих, своеобразное понимание роли философии - она призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры;
в-четвертых, исследуется не только человеческая история, но и человеческая сущность (Кант - рассматривал человека как нравственное существо; Гегель - расширил границы активности самосознания и индивидуального сознания; Фейербах - создал антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек);
в-пятых, все представители немецкой классической философии относились к философии, как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. (Кант выделял гносеологию и этику; Гегель создал систему, в которую вошли философия природы, логика, философия права, философия морали и др.; Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические, этические проблемы и др.).
Таким образом, классическая немецкая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем.
Видные представители: И. Кант, И.Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах
Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии - родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника. Рано проявившиеся способности дали возможность с блеском окончить университет, в нем же преподавать, быть профессором, а одно время - ректором Кенигсберского университета. Здесь он создал все свои философские и естественнонаучные работы. Вопросы, поставленные Кантом, были столь глубоки и оригинальны, что из поисков ответов на них выросли такие различные направления современной философии как позитивизм, феноменология, экзистенциализм. Творчество Канта обычно делят на два периода:
I - (до 70-х годов) - докритический;
II - (с начала 70-х годов) - критический.
В работах докритического периода Кант - эмпирик:
1) выдвинул гениальную гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности;
2) высказал идею о множественности миров и непрерывном процессе их возникновения и исчезновения;
3) создал теорию о замедлении вращения Земли в результате действия приливов и отливов в океане;
4) разработал систему классификации животного мира;
Суть учения.
1. В центре философской системы стоят проблемы теории познания и человека (каким нужно быть и что надо делать, чтобы быть человеком?).
2. Процесс познания состоит из трех ступеней:
Первая ступень - чувственное познание. Наше знание начинается с работы органов чувств, на которые воздействуют предметы внешнего мира. Создается хаос восприятий, который упорядочивается при помощи свойств человеческой познавательной способности (пространства, времени, причинности). Таким образом, получается явление (предмет чувственности).
Вторая ступень - рассудочное познание. Включается в действие после чувственного. При помощи присущих ему субъективных логических категорий превращает чувственное явление в понятие.
Третья ступень - разумное познание. Высшей сферой человеческого познания является разум, который под руководством субъективных идей (души как субстанции мира, как единого целого, Бога как абсолютного единства) должен дать постижение сущности.
Во-вторых, пространство и время (в котором, как нам кажется, существуют «вещи в себе») есть субъективные формы созерцания, т.е. формы чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия. Таким образом, Кант отнимает у пространства и времени их реальность, объективность и превращает в особые свойства человеческого сознания, которые существуют до опыта, a priori и составляют вторую часть знаний в душе субъекта;
знания, следовательно, состоят из двух частей:
• чувственная, даваемая путем опыта;
• априорная, существующая в готовом виде в душе субъекта (они не врожденные и откуда берутся Кант не объясняет).
в-четвертых, подчеркивая значимость в процессе познания чувств и рассудка Кант говорит: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Однако, разум является высшей ступенью познания и пытаясь выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе», неминуемо приводит к противоречиям, антиномиям ( греч. antinomia - противоречие законов). Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть и доказаны и опровергнуты. Кант различает четыре антиномии:
1) мир конечен во времени и в пространстве; мир бесконечен во времени и в пространстве;
2) все в мире просто и неделимо;
нет ничего в мире простого, все сложно и делимо;
3) в мире существует свобода; нет в мире свободы, все необходимо;
4) существует первопричина мира, Бог; не существует первопричины, Бога нет.
Таким образом, логика и разум бессильны познать «вещи в себе». Вера в Бога - это вопрос не науки, а нравственности.
4. Поскольку теоретический (чистый) разум не может постигнуть мир «вещей в себе», то человеку остается лишь одно — уповать на практический разум», под которым понимается учение о нравственности:
во-первых, нравственность есть основа человеческого существования, то, что делает человека человеком;
во-вторых, нравственность ничем не обосновывается и является единственным оправданием разумного устройства мира;
в-третьих, мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность;
в-четвертых, нравственной очевидностью является совесть, которая побуждает человека совершать тот или иной поступок;
в-пятых, в основе лежит категорический императив, означающий всеобщность и обязательность требований морали: «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»; в-шестых, нормы должного поведения Кант сводит к двум формам:
а) ты должен поступать так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого;
б) моральный человек целью своих поступков должен делать собственное моральное совершенство и счастье другого.