Раздел ii. основные проблемы философии
СУБСТАНЦИЯ – МАТЕРИЯ – ДЕТЕРМИНИЗМ
Таблица 1. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ
УЧЕНИЕ | ИДЕЯ | РАЗНОВИДНОСТИ | ИДЕЯ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
Монизм | Существует только одна субстанция, образующая основу бытия мира | Материалистический | Эта субстанция есть материя | Фалес, Гераклит, Д.Бруно, Т.Гоббс, Б.Спиноза,Ф.Энгельс |
Идеалистический | Эта субстанция есть сознание, дух | Августин, Фома Аквинский, Г.Гегель | ||
Диалектический | Эта субстанция находится в движении, изменении, развитии | Гераклит, Д.Бруно, Г.Гегель, Ф.Энгельс | ||
Метафизический | Эта субстанция неподвижна и неизменна | Б.Спиноза, Л.Фейербах | ||
Дуализм | Существуют две равноправные, независимые и противоположные субстанции – материя и дух | Онтологический | Исходит из противопоставления этих двух субстанций | Р.Декарт |
Гносеологический | Исходит их противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту | Д.Юм, И.Кант | ||
Плюрализм | Существует множествонезависимых друг от другасубстанций, образующих основу бытия мира | Материалистический | Эти субстанции являются материальными | Эмпедокл |
Идеалистический | Эти субстанции являются духовными | Г.Лейбниц |
Таблица 2. ПЕРЕХОД ОТ ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНОГО ПОНИМАНИЯ МАТЕРИИ
К ФИЛОСОФСКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ
СРАВНЕНИЕ | МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА | НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ |
Физические свойства материи | Материя есть вещество | Открыто поле как невещественная форма материи |
Атомы – это конечный пункт делимости материи, и сами атомы неделимы | Открытие микромира и обнаружение частиц меньше атома (электрон и др.), делимости атома и его ядра | |
Атомы неизменны | Атомы изменяются (открытие явления радиоактивности) | |
Материя непроницаема | Материя проницаема (открытие рентгеновского излучения) | |
Масса тела – величина постоянная | Масса тела – это величина переменная и зависит от скорости его движения (идея теории относительности) | |
Взгляд на мир | Действие законов механики Ньютона универсально для всего мироздания | Действие законов механики Ньютона ограничено пределами макромира |
Абсолютность пространства и времени | Относительность пространства и времени | |
Механистический детерминизм | Вероятностный детерминизм | |
Материя исчерпаема и сводится к конкретным состояниям и формам | Материя неисчерпаема и не сводится к конкретным состояниям и формам |
Таблица 3. КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
СРАВНЕНИЕ | СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ | РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ |
Отношение пространства и времени | Пространство и время не связаны между собой и существуют отдельно друг от друга | Пространство и время связаны между собой и образуют единый континуум «пространство-время» |
Отношение пространства и времени к материи | Пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе наряду с ней как самостоятельные субстанции; если материя вдруг исчезнет, то пространство и время продолжат существовать | Пространство и время неразрывно связаны с материей и не могут существовать независимо от нее, зависят от динамики материальных систем; если материя вдруг исчезнет, то и пространство-время прекратит свое существование |
Сторонники среди философов | Демокрит, Эпикур | Аристотель, Г.Лейбниц |
Сторонники среди ученых | И.Ньютон обосновал понятия абсолютного пространства как бесконечной протяженности, вмещающей в себя материю и не зависящей от процессов в ней, и абсолютного времени как текущей равномерной длительности безотносительно к изменениям материальных систем | А.Эйнштейн отверг понятия абсолютного пространства и абсолютного времени и показал в рамках теории относительности, что они представляют собой не самостоятельные сущности, а особые отношения, связанные с динамикой материальных систем |
Таблица 4. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ И ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
СРАВНЕНИЕ | МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ | ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ |
Характер детерминации | Детерминизм отождествляется с отношением причинности | Признает наличие соотношений, не имеющих прямого причинного характера |
Степень однозначности причинения | Зная состояние объекта в данный момент, можно определить любое его состояние в прошлом и будущем | Состояния объекта имеют вероятностный характер и поэтому однозначно их предсказать невозможно |
Отношение к случайности | Преувеличение роли необходимости, отрицание случайности в природе | Признает большую роль случайности в природных процессах |
Законы | Динамические: имеют характер однозначной детерминации и абстрагированы от учета случайных факторов | Статистические: имеют характер вероятностной детерминации и учитывают действие случайных факторов |
ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ
Таблица 5. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА | ТИП ОТРАЖЕНИЯ | НОСИТЕЛЬ ОТРАЖЕНИЯ | ПРИМЕРЫ |
Неживая природа | По форме движения: Механическое | Любой объект | Снег и ботинок Ручка и лист бумаги |
Физическое | Атом | Испускание ядром атома частиц | |
Химическое | Молекула | Окрашивание ткани | |
По характеру отражения: Контактное – непосредственное взаимодействие | Любой объект | Отскок мяча от стены | |
Дистантное – опосредованное взаимодействие | Любой объект | Соударения трех бильярдных шаров | |
Живая природа | Раздражимость | Растения | Реакция на свет |
Простейшие | Огибание препятствия | ||
Элементарная чувствительность нервной ткани | Насекомые, черви, моллюски и др. | Организм реагирует на изменение параметров окружающей среды | |
Психика животных | Животные, в особенности, высшие | Зачатки интеллекта, способность к научению и решению простых логических задач | |
Общество | Сознание | Человек | Чувственные и абстрактные идеальные образы и т.д. |
ПОЗНАНИЕ
Таблица 6. НАУКА И РЕЛИГИЯ
СРАВНЕНИЕ | НАУКА | РЕЛИГИЯ |
Цель | Теоретическое объяснение мира: раскрытие возникновения, структуры, причинно-следственных связей и объективных закономерностей | Постижение смысла бытия мира, ответ на вопрос, зачем мир существует, ориентируется на осмысление внутреннего духовно-нравственного опыта личности |
Возникновение мира | Мир возник в силу естественных причин, доступных познанию | Креационистская доктрина: мир сотворен, творение – это тайна, чудо |
Основание | В основе научной картины мира лежит либо одна фундаментальная теория, либо группа теорий | Религиозная картина мира опирается на догматы, не подлежащие эмпирической проверке и рациональному обоснованию |
Что отражает | Реальное, естественное | Сверхъестественное, трансцендентное, его связь с естественным, посюсторонним |
Разум и вера | Опирается на разум, логику и доказательство | Опирается на веру в сверхъестественное, его неограниченные возможности |
Ценность | Объективное знание о мире | Духовный опыт личности |
Познание | Процесс получения объективного знания о мире, содержит истины относительные и абсолютные | Опирается на получение сверхъестественного знания в откровении, претендует на обладание абсолютной истиной |
Динамика | Находится в постоянном развитии, принципиально не завершена, происходит смена картин мира | Остается незыблемой в своих догматах, которые не могут быть поставлены под сомнение, не подлежат суду разума |
Взгляд на человека | Человек – это объект среди других объектов | Человек – это образ и подобие Бога, высшая реальность земного бытия |
Регуляция поведения | Знание объективных законов природы не требует от человека придерживаться определенной модели поведения | Содержит моральные заповеди, предписывающие определенную модель поведения, регламентирует все стороны жизни и деятельности человека |
Характер | Принципы научного познания универсальны для всех ученых | Пронизана культурными традициями различных народов |
Проверка | Научные знания проверяемы | Религиозные убеждения не проверяемы |
Доступность | Наука как сознание индивидуально-теоретическое, доступна немногим | Имеет массовый характер и поэтому доступна всем |
Таблица 7. НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
СРАВНЕНИЕ | НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ |
Основа | Понятия | Художественные образы |
Абстрактность | Научные понятия абстрактны и обобщенны | Художественные образы являются типическими, но чувственно-конкретными |
Характер | Вырабатывает объективное знание о действительности | Творец отражает объективный мир, но через призму субъективного восприятия |
Рациональность | Опирается только на обоснованные разумом принципы и методы, имеет логический характер | Является в значительной степени алогичным и иррациональным |
Таблица 8. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
ТИП ПОЗНАНИЯ | ЕГО ФОРМЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Чувственное познание | Ощущение | Конкретно-чувственный образ, отражающий какое-либо одно свойство предмета, является составной частью восприятия как более сложного образа |
Восприятие | Конкретно-чувственный образ, отражающий сумму свойств предмета, является синтезом ощущений и без них не существует | |
Представление | Чувственный образ, возникающий на основе памяти и воображения без непосредственного взаимодействия субъекта с предметом в данный момент | |
Рациональное познание | Понятие | Форма абстрактного мышления, являющаяся результатом обобщения, выделения совокупности общих признаков класса объектов |
Суждение | Форма абстрактного мышления, когда с помощью связи понятий что-то утверждается или отрицается; не ведет к получению нового знания | |
Умозаключение | Форма абстрактного мышления, в которой в ходе рассуждения логически выводится новое суждение; ведет к получению нового знания |
Таблица 9. КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ
КОНЦЕПЦИЯ | ТРАКТОВКА ИСТИНЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
Классическая (корреспондентская) | Соответствие знаний объективной действительности | Аристотель |
Метафизическая | Вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов | Платон, Августин |
Субъективистская | То, что каждый человек считает истинным для себя | Софисты |
Конвенционалистская | Результат договора, соглашения между людьми | А.Пуанкаре |
Субъективно-идеалистическая | Это соответствие мышления ощущениям субъекта; наиболее простая взаимосогласованность ощущений | Д.Юм, Б.Рассел; Э.Мах, Р.Авенариус |
Когерентная | Согласие мышления с самим собой, взаимное соответствие идей друг другу | Р.Декарт |
Марксистская | Объективное и достоверное знание, обусловленное уровнем развития практики | К.Маркс, Ф.Энгельс |
Прагматистская | То, что полезно и позволяет добиться успеха в конкретной ситуации | Ч.Пирс и др. |
Неопозитивистская | Согласованность положений науки с чувственным опытом | М.Шлик и др. |
Экзистенциалистская | Особая форма психологического состояния личности | Ж.-П.Сартр |
Таблица 10. УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СРАВНЕНИЕ | ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
Цель | Сбор фактов, в которых фиксируются количественные и качественные характеристики объектов | Абстрактно-теоретическое объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов |
Способ получения знания | Опыт (эксперимент) | Абстрактное мышление |
Связь с действительностью | Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта | Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта |
Глубина познания | Ограничен сферой явлений – видимого, кажущегося | Ориентирован на движение от явления к сущности изучаемого |
Степень абстракции | Имеет дело с конкретным чувственным материалом | Создаются гипотезы, абстрактные, идеализированные модели, теории |
Законы | Устанавливаются эмпирические законы, фиксирующие устойчивую повторяемость явлений в опыте | Формулируются теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются |
Методы познания | Существуют методы, применяемые только на эмпирическом уровне | Существуют методы, применяемые только на теоретическом уровне |