Анаксимен
Анаксимен (ок. 570—500 до н. э.) был учеником Анаксимандра. О нем практически ничего кроме этого неизвестно. Из его работы «О природе» сохранился только отрывок.
Августин de civ. dei VIII2. [Анаксимен] все причины вещей свел к беспредельному воздуху.
Симплиций Phys. 2426. Милетец же Анаксимен... ставший другом Анаксимандра, как и последний, говорит, что существует некое лежащее в основании всего единое начало, но оно не столь неопределенно, как у того, а имеет определенную [природу]. И называет он это начало [воздухом].
Псевдоплутарх Strom. 3. Говорят, что Анаксимен назвал началом всего воздух, по величине беспредельный, но по своим качествам определенный.
Августин de civ. deiVIII2. Анаксимен богов не отри-
цал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха.
Аэций I 7,13- Согласно Анаксимену, воздух [есть Бог]. Следует же под этим понимать силы, пронизывающие стихии и тела.
Симплиций Phys. 24,26. Движение же Анаксимен считает вечным. Благодаря ему все вещи превращаются [друг в друга].
Симплиций Phys. 24,26. А различается [воздух] по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого [возникает] все прочее.
ИпполитRefut.17,4. Земля, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же солнце, луна и другие небесные с >п ici и 1ыс тела благодаря плоской форме держат-С'м i и не )идухс... ('.истина произошли из земли через испаряющуюся и:> псе iwiaiy, которая, разрежаясь, порождает огонь. А поскольку огонь поднимается в воздух, то таким образом и рождаются светла.
Псевдоплутарх Strom. 3- [По Ai 1аксиме1 г/], и солнце, и луна, и все остальные светила ведут свое происхождение от земли... Солнце — это земля, воспламенившаяся вследствие своего быстрого движения и на-февания.
Аэций II 13,10. По Анаксимену, огненная природа звезд заключает в себе какие-то землеподобные тела, невидимые и вращающиеся вместе с ними.
Аэций II143- По Анаксимену, звезды наподобие гвоздей воткнуты в хрусталевидный [небосвод].
Фипопон de anima9&- Другие же [считают душу] воз-дуип юй, как Анаксимен и некоторые из стоиков.
Анаксимен (поАэцию13,4). Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют все мироздание.
ГЕРАКЛИТ
Расцвет творческих сил Гераклита, или, как говорили древние греки, акме (примерно 40 лет), приходится приблизительно на 504—501 гг. до н. э. Гераклит происходил из царского рода Кодридов, который правил в родном городе Гераклита — Эфесе (в Ионии), но был лишен власти победившей здесь демократией. Сам Гераклит уступил царский сан своему брату, удалился в храм Артемиды Эфесской, где проводил время, демонстративно играя с детьми в кости. Однако он отказался от предложения персидского царя переселиться в Персию, как это делали некоторые греческие аристократы. В конце своей жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником.
Такова судьба Гераклита как человека. Однако как мыслитель он поднялся над обстоятельствами своей жизни, продолжив линию стихийного материализма милетских философов и развив ее наивную диалектику. Его основное, а может быть, и единственное, сочинение «О природе», дошедшее до нас в отрывках, отличалось сложностью изложения и трудностью восприятия. Недаром Гераклита еще при жизни прозвали «темным».
Фрагменты из названного сочинения Гераклита, сохранившиеся в произведениях античных авторов, за исключением отмеченных особо, даются в переводе В. С. Соколова. Они подобраны А. Н. Чанышевым из «Приложения» к книге Э. Н. Михайловой и А. Н. Ча-нышева «Ионийская философия» (М., 1966), где содержится полное их собрание.
Климент Strom. V105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.
Плутарх de ei delf.8p. 388. Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото обменивается на товары, а товары — на золото.
Максим ТирскийХ114. Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды.
Марк Антонин IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рождение] огня, и обратно.
Ипполит Refut. IX10. Грядущий огонь все обой-мст и пссх рассудит.
Ли(Ш117,22, Гераклит [учит], что вечный круговра-щающийс и огонь есть Бог, судьба же — логос (разум), бшидакэщий сущее из протшюположных стремлений, 127- /.Гераклит: нес происходит но определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью. /28, /. Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пр< )i шэьшющий субстанцию вселенной. Это эфирное тело, сперма рождения вселенной и мера назначен-i к >го круга времени.
(Пер. А О. Маковельского)
Ипполит Refut. IX10. Всем управляет молния.
АрийДидимуЕвсевияРгаер. evang.XV20. На входящих в ту же самую реку набегают все новые и но-ныс поды.
llntiwutm Refut. IX 10. Морская вода и чистейшая, и фжшейшая: рыбам ома питье и спасение, людям же гибель и справа.
Платон Hipp. maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим.
Цец Schol. ad exeg. H. Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется.
Плутарх Cons. adApoll. 10. Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и ста-
рое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом.
Гераклит Alleg. Homer. 24. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.
Ипполит Refut. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А из тех одним — рабами, а другим — свободными.
Ориген contra Cels. VI42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости.
Ипполит Refut. IX9- Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры.
Аристотель Eth. Nic. VIII 2. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.
Ипполит Refut. 1X9. Скрытая гармония сильнее явной.
nop0upuuQaest.Homer.IV4-J^^ Бога все прекрао-но, хорошо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, а другое — за несправедливое.
ТеофрастМеШрЬ. 15- Подобен беспорядочно рассыпанному сору самый прекрасный космос.
Ипполит Refut. IX9- Вечность — дитя, переставляющее шашки, царство ребенка.
Стобей Flor. 1174- Из учений, в которые я вникал, ни одно не допшо до осознания, что мудрость отрешена от всего.
Арий Дадим у Евсевия Praep. evang. XV 20. И души из влаги испаряются.
Климент Strom. VI16. Душам смерть — воде рождение. Воде смерть — земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды — душа.
Стобей Flor. V8. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая.
Стобей Flor. V 7- Всякий раз, как человек опьянеет, [его] ведет ребенок, а он шатается и не видит, куда идет, имея влажную душу.
HyjueHuufr.35 (уПорфирия de antr. nytnph. 10). Для душ наслаждение или смерть стать влажными.
Климент Strorn.IV 143. Человек, [умирая] в ночи, сам себе огонь зажигает: хотя его глаза померкли, жив он.
Климент Strom. IV 146. Людей после смерти то ожидает, на что они не надеются и чего себе не представляют.
Арий Дидил; у Евсевия Praep. evang. XV 20. Зенон подобно Гераклиту называет душу одаренным способностью ощущения испарением.
Стобей Flor. 1 180 а. Душе присущ самообогащающийся логос.
Секст adv. math. VII 126. И по мнению Гераклита, кажется, человек обладает двумя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом.
Itmiwinin Refut. IX9- Чему нас учат зрение и слух,