Натурфилософия возрождения, развитие нового естествознания
Идеи гуманистов с их верой в неограниченные возможности человека я способность познать себя и окружающий мир получили свое естественное продолжение в натурфилософии и новом естествознании.
Ряд оригинальных идей содержится в работах видного натурфилософа Возрождения Николая Кузанского (Кребса) (1401-1464). Следуя теологическим традициям. Н.Кузанский видел в Боге универсальный объединяющий принцип. Но вместе с тем в своем главном труде "Об ученом незнании" Н.Кузанский стремился не противопоставлять Бога-творца и мир - его творение, как того требовало религиозное мировоззрение. но объединять их. Таким образом. Н.Кузанский являлся сторонником пантеизма, отождествлявшего Бога и природу. Отступая от неоплатонизма, Кузанский снимает противоположность единого и "иного". Согласно его взглядам, "единое есть всё". Оно тождественно бесконечному, то есть "абсолютному максимуму". Само же единое становится "минимум". "Максимум" и "минимум", таким образом, совпадают. Патеисги-ческие взгляды отодвинули на второй план вопрос о сотворении мира Богом, Бог в единстве с миром.
Замечательной идеей Кузанского было представление о человеке как микрокосмосе, то есть миниатюрном повторении всей природы. Философ ясно выразил главную идею Возрождения - человек стоит выше всех остальных творений, являясь центральным звеном природы.
Вопрос о познании, достижении истины, тесно связан у Кузанского с учением о "совпадении противоположностей". Суть состоит в том, что истина неотделима от заблуждения (своей противоположности). Для разума постижение истины означает все большее приближение к абсолюту, хотя и не завершение этого процесса. Таким образом, вывод из этого рассуждения Кузанского таков: способность человеческою ума к бесконечному углублению своих знаний важнее попыток рассудка получить окончательную истину.
В понимании природы, истолковании ее тайн, философия Ренессанса сделала значительный шаг вперед. В первую очередь это касалось астрономии. Это означало совершенно иной взгляд на мироздание, чем тот. что имел место в средневековье. Ари-стотелевско-птодемеевское понимание космоса было основано на представлении о Земле как центре Вселенной.
Великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) опроверг геоцентрическую систему, господствовавшую более 1500 лет. Свои взгляды польский астроном изложил в главном своем труде "Об обращении небесных сфер", вышедшем в год его смерти - в 1543 году. Система Коперника была гелиоцентрической, то есть прямой противоположностью уже известной и имела огромное мировоззренческое значение. Она показала, прежде всего, неисчерпаемые возможности человеческого разума, могущего осмыслить сложные вопросы мироздания, и во многом предопределила решение вопроса о том, что истолкование природы может быть дано без ссылок на философские и религиозные авторитеты.
Философские идеи Н.Кузанского и Н.Коперника, а также идеалы итальянского гуманизма оказали благотворное влияние на одного из выдающихся представителей пантеистической философии Возрождения - Джордано Бруно (1548-1600).
Судьба Бруно трагична. Доминиканский монах, он, вступив в конфликт с церковью, отказывается от сана и покидает Италию. По возвращению на Родину по доносу предстает перед судом инквизиции, а затем мужественно принимает смерть на костре. Это случилось в Риме в 1600 году.
Ряд плодотворных идей, высказанных еще Н.Кузанским, получили свое логическое продолжение в работах Д. Бруно. Одна из них - мир не имеет фиксированного центра, поскольку центром мира является Бог. Земля, следовательно, не есть центр мира, а значит не противопоказано движение. Вторая идея - земной и- небесный миры не имеют принципиального различия, поэтому возможно существование множества миров. Вселенная не имеет границ. Однако идею бесконечности Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного сознания, которое формируется на основе опыта. Здесь необходим философский разум.
Бруно - крупнейший представитель пантеизма - стремился устранить Бога, стоящего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей. В своих основных работах: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах" Бруно видит основу в Едином, материи, являющейся причиной, началом всего сущего. А существующая внутри материя и господствующая над ней мировая душа слиты воедино. В конечном итоге философ приходит к идее всеобщей одушевленности материи.
Выдающимся ученым и мыслителем эпохи Ренессанса был Галилео Галилей (1564-1642), основная заслуга которого состоит в обосновании экспериментально-математического естествознания. Путем экспериментальных исследований (он изобрел телескоп в 1609 г. и мог наблюдать планеты) и математических расчетов он подтвердил справедливость открытия Коперника, его гелиоцентрической системы. Галилей наглядно показал, что природные явления, как бы не были они сложны для понимания, могут быть постигнуты человеческим разумом, если применить для этого эксперимент и математику. Природные процессы возможно измерить и математически описать на основании существующих законов.
Мысли Галилея. изложенные им в основных его работах: "Звездный вестник". "Пробирщик", "Послание к Франческе Инголи" и др. имели в мировоззренческом плане далеко идущие последствия для дальнейшего развития естествознания. Не случайно католическая церковь преследовала Галилея, вынудив его отречься от своих взглядов.