Поэма памяти Сергея Есенина

Произведение было написано в 1955 г. и первоначально предназначалось для голоса и фортепиано. Окончательная редакция – для солиста (тенора), хора и оркестра.


Свиридов: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».

Первые четыре части поэмы образуют один большой раздел. Здесь показана ушедшая в прошлое старая, крестьянская Русь с её привычным, устоявшимся укладом жизни.

1 часть – «Край ты мой заброшенный». Ощущение простора и щемящая грусть. Это песня, родственная народным и по языку, и по строению (на основе 5-ти строф стихотворного текста Свиридов создал 2 песенных куплета – 4 строфы – с дополнением). Её истоки в старой крестьянской песенности, а также в более современной городской. Когда вступает голос, в оркестре появляются плачущие секунды у альтовой флейты. Эта интонация стона пронизывает всю 1 часть.

2 часть – «Поёт зима». Другой облик России. Часть почти целиком посвящена изображению вьюги – удалой, богатырской, полной здоровья, «ядрёной» силы. С самого начала слушателя неудержимо увлекает ритм бега гигантских саней.

3 часть – «В том краю, где жёлтая крапива». Бесконечная дорога в Сибирь. По этой дороге бредут каторжники, герои поэмы провожают их взглядом. Ощутимы смутная тоска и неудовлетворённость жизни. «О людях в кандалах» поёт деревенский юноша, крестьянский сын. Его печальная песня проста и безыскусна. По интонационному складу она близка русским городским напевам, таким тюремным песням, как «Ах ты, доля, моя доля», а по типу развития – крестьянским протяжным: напев всё время варьируется мелодически и ритмически (чем достигается ощущение свободы, импровизационности развёртывания), оплетается подголосками.

4 часть – «Молотьба». Предстаёт картина благодатного, хотя и тяжёлого крестьянского труда. Композитор создал здесь русскую «Песнь о хлебе». Верный своему пристрастию к живописной конкретности изображения, Свиридов воспроизводит не только ритм, но и звуки молотьбы – стук цепа (ударные инструменты). Картина молотьбы залита светом. Лишь ненадолго набегает тень, происходит отклонение в минор.

Между собой объединены и две следующие части. Они имеют общее название – «Ночь под Ивана Купала».

5 часть – картина ночи. Своеобразие этого ноктюрна в том, что он рисует не только ночную природу, но и развёртывающееся на её фоне языческое действо. В третьем куплете Свиридов добавляет к пейзажу сцену девичьего хоровода.

6 часть – показ образа поэта. Из эпического рассказа народного сказителя, из картины таинства летней ночи вырастает песня поэта.

7 часть – «1919...». Далее рамки событий раздвигаются: приходит революция. Здесь нарисована картина разрухи и запустения в родимом краю. Завершается часть вопросом, вырывающимся подобно воплю: «Где теперь, мужик, ты приют найдёшь?». Окончание вопроса покрывается набатным гулом.

8 часть – «Крестьянские ребята». Мужской хор запевает лихую песню с прибаутками. В ней многое идёт от «Яблочка», от красноармейских частушек гражданской войны. Чередуются частушка и короткие маршевые эпизоды.

9 часть – «Я последний поэт деревни». Без надрыва, скорбно и отрешённо отпевает себя герой поэмы. (Есенин с особенной остротой чувствовал обречённость старой деревни. Ему казалось, что с ломкой и гибелью патриархального крестьянского уклада умолкнут его песни, что они будут не нужны «стальной», «машинной» Руси). Прощальная песня народного певца по-народному проста, искренна и строга. И интонационный склад (склад крестьянского и городского), и метрика (переменная), и детали оркестровки (стонущая альтовая флейта), и даже отдельные мелодические обороты – всё роднит эту часть с 1-ой.

10 часть – «Небо как колокол». Финал поэмы торжественного характера. Оркестр и хор сливаются в одном мощном высказывании. На протяжении всей части звучит колокольный звон (использованы колокола в оркестре). Все голоса хора сливаются в одном ритме перезвона. Это обеспечивает чёткость произнесения слов, их «ударную подачу». Скандированная патетическая манера пения связана и с острой ритмической акцентировкой.

Основная тема этого произведения – судьба поэта в переломную эпоху истории его страны, поэт и родина, поэт и революция. Произведение основано на последовательном развитии не сюжета, а темы и идеи (родина поэта – его рождение – поэт и революция). Части связаны сквозными образами. Это, прежде всего, герой – поэт. Это – и образы русской земли, природы. Ещё одним объединяющим образом являются колокольные звучания как музыкальный символ есенинской Руси. Это – доносящийся издалека монастырский звон (1 часть), бубенцы саней (2 часть), позвякивание кандалов (3 часть), хрустальные колокольчики (5 и 6 части), тревожный набат (7 часть), гармошечные колокольцы (8 часть), похоронные удары колокола (9 часть), величавый перезвон (10 часть). Наконец, способствует единству поэмы цельность её муз. языка – русская песенная стихия.

Свиридов поднимает широкие пласты русской песенности: крестьянской, городской, частично – солдатской.

В целом поэма Свиридова – оригинальное, необычное по жанру произведение. Это не традиционная оратория, так как в ней нет сюжета, драматического действия без сцены. Это и не традиционная кантата, поскольку цикл объединён фигурой одного героя. Необычно также отсутствие в произведении с участием оркестра сколько-нибудь развитых, самостоятельных по значению симфонических эпизодов. Фактически композитор создал новый жанр – жанр вокально-симфонической поэмы, тем самым проложив новый путь для развития жанра оратории.

Слушание музыки: Г.Свиридов , поэма «Памяти Сергея Есенина» (2, 4, 5, 6, 9 чч.)

Концерт для хора «Пушкинский венок» (1979)

Хоровое творчество Георгия Васильевича Свиридова, безус­ловно, можно считать классическим. Совершенство и своеобра­зие стиля, поэтическая красота и содержательность музыки, ее истинная современность и народность — эти качества присущи большинству произведений композитора. Во многом, благодаря новизне и образному богатству хоровой музыки Свиридова, в на­шей стране, начиная с 60-х годов, произошло подлинное воз­рождение хорового пения без сопровождения: концертные залы, где выступает хороший хор, никогда не пустуют. И каждый раз кульминационной точкой в репертуаре многих певческих коллек­тивов оказываются произведения Свиридова.

Концерт для хора «Пушкинский венок» — произведение, по­жалуй, самое значительное, воистину самое достойное памяти любимейшего на Руси поэта из всего, что было создано в совет­ском музыкальном искусстве к его 180-летнему юбилею. Добрый и светлый гений Пушкина отразился в хоровом творчестве Г. В. Свиридова, воссияв свежими, яркими красками, которые не только умножили поэтическую мощь пушкинских стихов, но по-новому, современно раскрыли неисчерпаемую глубину их содер­жания.

Первое исполнение концерта состоялось 5 апреля 1979 года в Большом зале Московской консерватории в год празднования 180-летия со дня рождения А.С.Пушкина.

В концерте использованы стихотворения разных лет. В нем 10 частей:

1. Зимнее утро

2. Колечушко, сердечушко…

3. Мери

4. Эхо

5. Греческий пир

6. Камфара и мускус

7. Зорю бьют…

8. Наташа

9. Восстань, боязливый…

10. Стрекотунья белобока…

Части концерта как будто не связаны единым сюжетом, а скорее чередуются по принципу контраста, который подчеркивается не только сменой тональностей, хоровой и вокально-инструментальной фактуры, но контраст усиливается и резким сопоставлением образного содержания и стилистических форм в стихах Пушкина, которые отобрал композитор. Восторженно-романтичный пафос «Зимнего утра» — и лирическая крестьянская песня «Колечушко, сердечушко»; светский мадригал «Мери» — и драматическая, философски мудрая метафора о судьбе поэта «Эхо»; античная звонкость «Греческого пира» — и томная лукавость «Камфары и мускуса»; многозначная, стереоскопически зримая зарисовка «Зорю бьют...» —и трепетно-юношеская акварельность «Наташи»; наконец, грозная стихия обета «Восстань, боязливый...» — и по-народному веселая прибаутка «Стрекотунья-белобока...».

Десять частей концерта — это многокрасочное, виртуозное использование хорового ансамбля, но не ради чисто звуковых эффектов: здесь наполненное разнообразием мыслей, их значительностью размышление нашего современника, большого художника о жизни, о красоте, о нравственности.

Художественное единство концерта обусловлено, наконец, и характерной цельностью свиридовского хорового письма, уже давно ставшего неповторимым явлением в советской музыке. «Пушкинский венок» явился своего рода центральным произве­дением последнего десятилетия в творчестве композитора, в котором сфокусировалось все типичное, что определяет стиль Сви­ридова.

Слушание музыки:Хоровой концерт «Пушкинский венок» (1, 2, 4, 7, 10 чч.)

Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»

Сюжет "Метели", написанной Александром Пушкиным в 1830 году, который стал известен в истории отечественной литературы под названием эпохой «Болдинской осени» по сути, является ходившим в те времена анекдотом об одной провинциалке.

Семнадцатилетняя девица Марья Гавриловна Р. была влюблена в некоего молодого человека. Однако по причине своей бедности, ее избранник был отвергнут родителями девушки. Молодых людей это не остановило, и они решают наперекор воле родителей убежать из дому, чтобы тайно повенчаться. Судьба жестоко вмешивается в их планы, когда разбушевавшаяся метель мешает осуществить задуманное, в результате чего становятся несчастными три человека.

Пушкин написал этот образец лаконичной прозы всего за один день. Ну, а композитору потребовалось для создания музыки к этому произведению гораздо больше времени. В 1964 году Свиридов написал ее как музыкальное сопровождение к новому фильму В. Басова, основанному на сюжете пушкинской повести, а в 1973 году автор музыки решился на переделку и объединил отдельные музыкальные эпизоды, прозвучавшие в фильме, в одну самостоятельную сюиту. Первое исполнение произошло в 1974 году.

Новое произведение было названо «Музыкальными иллюстрациями» к одноименной повести Пушкина, и состояло из девяти частей.

Примечательно, что между отдельными номерами прослеживается связь, в том числе зеркальная структура 1-ой и 9-ой, а также 2-ой и 8-ой частей, которые связаны между собой тематически. Музыкальный материал заключительных эпизодов сюиты звучит как некое воспоминание (в частности, 2-й раздел носит название "Вальс", а 8-й так и называется - "Отзвуки вальса"). А обрамляющие всю сюиту 1 и 9 части (Соответственно, "Тройка" и "Зимняя дорога") вводят слушателя в атмосферу зимнего пейзажа, рисуя образ, на фоне которого и развиваются события повести. Возвращение образа дороги навевает ассоциации с мимолетным рассказом, услышанным в пути.

Георгий Свиридов при написании музыки задался целью воссоздать картину провинциальной России времен Пушкина и в ней отсутствует ирония, которая есть в значительной мере в литературном первоисточнике. Опоэтизированное изображение небогатых усадеб и маленьких городков с их милыми традициями и спокойной, размеренной жизнью нашли музыкальное отображение в незатейливой простоте "домашних" вальсов, романсовости и перезвоне бубенцов ямщицких лошадей.

Раздел 7-й - один из самых лаконичных в составе сюиты. Хоральная фактура без аккомпанемента передает атмосферу крошечной церквушки, в которой происходит венчание. Это нежно-таинственное звучание прерывается мощными оркестровыми ударами, напоминающими бетховенские "удары судьбы".

В качестве единственного резко контрастирующего момента введен "Военный марш" (№6). Он не только противопоставляется четкими ритмами, низким регистром и громогласным звучанием остальным лирически-романсовым и пасторальным номерам, но и выполнен в слегка пародийной форме с преувеличенными интонациями (по всей видимости, это единственный эпизод, посвященный характеристике жениха). Помимо всего вышеперечисленного, резкий контраст представляет аранжировка "Марша". В духе классических военных и парадно-маршевых произведений, он исполняется сугубо духовой и ударной группами. Практически на протяжении всего номера деревянные и медные духовые звучат tutti, что придает мощности.

Отдельно следует отметить номер третий, построенный из двух крошечных миниатюр, дополняющих друг друга по образности. «Весна и осень» поочередно рисуют картины сельской природы в соответствующие временные отрезки.

Слушание музыки: Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» Пушкина.

Наши рекомендации