Диалектический материализм
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;
развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса
Как всякий материализма, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. При этом основу идеального составляет природа и человек. Идеальное – это все материальное – так высказывались марксисты.
Фейербах ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств он выделяет любовь, оставаясь при этом материалистом. Любовь и весь внутренний мир К. Маркс и Ф. Энгельс отодвигают на второй план, выдвигая на первый внешний мир, который окружает человека.
Кроме того, Фейербах мечтал создать справедливое общество, поэтому вступил в ряды социал-демократической партии, где он проповедовал идеалы общественной справедливости. И как всякий материализм, фейербаховская философия указывает, что именно от материального мир двигается к идеальному. Марксизм также выступал за создание нового социально справедливого общества с помощью практики.
Намного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс в частности упрекал Фейербаха в непонимании конкретно – общественной природы человека и роли практики, особенно революционной. Ведь такая практика - основа и критерий самой истины.
Маркс понимает философию как науку и стремится построить ее строго по научному методу, а общество понимает исключительно как материалистическое. Сначала рассматривается внешний мир, а потому уже внутренняя среда человеческой души. Внешний мир – это, во – первых, природа, а во – вторых, то, что создано людьми из природы (продукты труда отдельного человека и продукты общественного труда.) Именно в общественном труде человек покидает свой собственный внутренний мир. Экономические отношения, рассуждает Маркс, определяют все другие общественные отношения – отношения прав, политики, религии и нравственности. То есть экономическое главенствует над всем, даже над внутренним миром человека. Фейербах не выделял экономические отношения людей столь значительно. Но так же высказывал мысли о необходимости справедливости общественных отношений.
Маркс отдельно выделил мир как социальный, что до него не делал ни кто. Рассматривая материализм марксизма, необходимо учитывать то, что он непрерывно связан с революционной стороной. Критикуя недостатки капиталистического общества, философы Маркс и Энгельс говорили о необходимости перехода к социализму, ведь в соревновании капиталов капиталисты будут просто вынуждены резко нарушать права рабочих, относительное обнищание которых и приведет к социалистической революции.
Материализм Людвига Фейербаха оказал огромное влияние на формирование взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но это не означает, что их философские направления тождественны. Фейербах полностью отвергал диалектику.
Кроме того, Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяющим друг друга религиям. Материализм Фейербаха – антропологический материализм. В основе всех его рассуждений выступает абстрактный человек, рассматриваемый им как биологическое существо. Фейербаху совершенно чужд исторический подход к человеку и человеческому обществу. Он хотя и говорил о «родовой» связи между людьми, но эту связь понимал как чисто природную, преимущественно как связь полов. Он был далек от мысли, что действительно социальная связь между людьми определяется их отношениями в процессе общественного производства, что люди могут существовать, лишь воздействуя с помощью созданных ими орудий производства на природу, и что в процессе этого воздействия люди сами изменяются, переживают «истинную историю».
Фейербах не видел смысла политической борьбы в общественном развитии, а марксисты видели в этом прямую связь. Энгельс и Маркс распространили материализм на познание общества, создав исторический материализм. Фейербах же не был сторонником исторического материализма.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МАРКСИЗМА
Философский материализм
Марксизм основывается на материалистическом восприятии действительности. Другими словами, марксисты убеждены, что в природе нет ничего сверхъестественного или нематериального. Реальность изначально материальна. При этом марксисты не отрицают существование разума и не сводят мышление к чисто физиологическому процессу, но полагают, что разум — продукт деятельности мозга, который прекращает существовать после смерти человека. Энгельс говорил: Реальное единство мира заключается в его материальности. ...Но если возникает... вопрос, что же такое мысль и сознание и откуда они берутся, становится очевидным, что они являются продуктом человеческого мозга и что сам человек есть продукт природы6. Таким образом, марксисты отрицают существование Творца и придерживаются дарвинистской теории эволюции. Они придают особое значение науке в деле познания окружающего мира и подчеркивают, что все идеи должны проверяться практикой.
Диалектика
Тесно связано с материализмом марксистов и их представление о том, что действительность находится в непрерывном движении и изменении — они называют это диалектикой. Георг В. Ф. Гегель сформулировал понятие диалектики на основе идеализма (полагая, что идея движет материей). Маркс и Энгельс переработали эту теорию в русле своих материалистических взглядов. Они полагали, что все в мире находится в непрерывном развитии и что это развитие происходит в результате взаимодействия противоборствующих сил. Эти силы называются «тезисом» и «антитезисом». В столкновении этих двух сил возникает новая сущность, которая называется «синтезом». Маркс и Энгельс полагали, что действие этого процесса можно наблюдать в природе (например, эволюция биологических видов или прорастание семени и превращение его в растение). Они также считали, что этот принцип действует в истории экономического и социального развития человечества. Теоретики марксизма рассматривали это развитие как процесс неизбежных изменений, идущих в соответствии с научно обоснованными законами развития общества.
Классовая борьба
Маркс полагал, что история общества — это история классовой борьбы. С тех пор как средства производства (фабрики, заводы и т. п.) стали частной собственностью, общество разделилось на враждующие классы. Энгельс писал: «…Вся история человечества… была историей борьбы классов, борьбы между между эксплуатирующими и эксплуатируемыми, господствующими и угнетенными классами…»8 Легко можно увидеть, что экономические и социальные перемены происходят в результате диалектического взаимодействия классов. В результате столкновения двух классов (представляющих собой тезис и антитезис) возникает новый социально-экономический строй (синтез).
Маркс учил, что когда какая-либо стадия экономического развития достигает полной зрелости, начинается следующая. Однако необходимо, чтобы в той или иной форме произошла революция, которая принесет с собой соответствующие изменения. Маркс выделял шесть стадий экономического развития общества.
Во-первых, племенной коллективизм. Племя владеет всем имуществом сообща. Во-вторых, рабовладение. Победители порабощают своих противников. В-третьих, феодализм. Богатые землевладельцы предоставляют крестьянам, обрабатывающим их землю, защиту и земельный надел. В-четвертых, капитализм. При капиталистической системе производства буржуазия владеет всеми средствами производства, тогда как пролетариат работает за плату. Маркс предвидел пятую стадию — социализм. Отняв у буржуазии средства производства, пролетариат установит диктатуру, благодаря которой общество очистится от классовых различий, обусловленных частной собственностью. После этого наступит шестая и последняя стадия развития общества — коммунизм. Поскольку классовые различия исчезнут, государство прекратит свое существование. Воцарятся всеобщий мир и процветание.