Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив: «Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине».
София, согласно с античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.
Философия пытается найти ответы на «вечные» вопросы: о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о познании мира.
В жизни отдельных людей и целых народов меняются жизненные ценности. И тогда снова начинается поиск ответов на «вечные» вопросы. Обсуждение этих вопросов об отношении человека к миру в целом в рамках особой духовной деятельности (рефлексия, осмысление) принято со времен античности называть философией.
«Философское отношение к жизни»- этоотношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку). Это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.
Существуют следующие точки зрения на предмет философии:
1. Предмет философии отличается от предмета науки и других отраслей знания.
А) Для античных философов было характерно различать веру и философию, которая включала в себя знания о конкретных предметах и знания об общем. Аристотель, например, выделял три пласта знаний в философии: теоретическое (Математика, физика, метафизика); практическое (этика, экономика, политика); изобразительное знание (поэтика, риторика, искусство).
Б) В Новое время философия воспринималась как всё научное знание. Ф. Бэкон – физика, метафизика, медицина. Рене Декарт рассматривал философию как дерево: корни – метафизика, ствол – физика, ветви – медицина, механика, этика. Философия воспринималась как всё теоретическое знание, как преднаука, как фундамент наук.
В середине XIX века происходит становление современной системы научного знания. Знания человечества разделяется на естественные, общественно-экономичсекие, гуманитарные дисциплины. Происходит отделение философии от других наук.
В) На современном этапе предмет философии можно рассматривать как целостное отношение человека к миру.
Предметом философии является:
1) вся действительность, всё бытиё.
2) теоретическое знание о действительности
3) знание о всеобщем, углубление и дифференциация этого знание.
Кроме этой традиционной точки зрения существуют и другие:
2. Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета.
А) Философия не имеет самостоятельного предмета, поэтому можно считать предметом философии совокупность точек зрения философов.
Б) Философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию английский философ Б. Рассел);
В) Философия - промежуточноеположение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта);
Г) Философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.
Основными аспектами философского знания являются взаимоотношения отношения человека и мира вне времени (т.е. существуют на всех этапах истории человечества и лежат в основе любого вида человеческой деятельности) и не изучаются другими науками. Это аспекты:
Онтологический (изучает бытие, отношение человека и мира)
Гносеологический (познание мира человеком)
Аксиологический (ценностный мир человека)
Праксиологический (практическая деятельность человека в мире)