Общественно-исторические предпосылки формирования философии как науки.
Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю.
Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации.
Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Многовековые наблюдения за движением небесных тел, используемые в строительстве и навигации, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина стали основой философии, которая позволила систематизировать накопленные сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления.
Обе эти концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа – объективация коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Начало философии связано с преодолением мифологического синкретизма. Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания, стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей мышления и языка, противопоставить им иные, рационально-логические принципы объяснения. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь.
Философия возникает не случайно, ее генезис не может быть адекватно проанализирован без выяснения комплекса объективных социально-исторических и культурных условий ее возникновения.Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических обществ к цивилизованному состоянию.
Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда.
Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания, что существенно изменяло характер духовной культуры.
Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри.
Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения.
Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность – совокупность граждан государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления абстрактных, политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он мог претендовать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией.
К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Оно было ориентировано на свободных граждан рабовладельческого социума и являлось качественно отличным от традиции институтом социализации личности. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной культуры мышления, логики, эристики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.
Для изучения исторического процесса развития философии нужно ввести понятие исторического типа ( формы) философии. Длительное время история философии представляла собой описания жизни и творчества философов. Понадобился гений Гегеля, установившего закономерности и общие типы развития философской мысли. При всей диалектичности у Гегеля этот процесс развития линеарен, фаталичен в неуклонном восхождении Разума.
Философия, по Гегелю, и есть «эпоха, схваченная в мысли». История философии—это история самосознания человеческой культуры, т. е. в конечном счете сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении. Гегель недооценивает фактор неопределенности, альтернативности, многовариантности человеческой истории.
Великие философы, согласно Гегелю, выстраиваются в один ряд—так, как велит разработанная им Логика. Самому Гегелю в этом ряду уготовлено самое почетное и высшее место: завершить и увенчать эстафету поколений мыслителей и навсегда утвердить себя верховным жрецом философского Олимпа. По этой концепции ход и финал историко-философского процесса был предрешен, предопределен изначально. Но в таком случае философское творчество обладает лишь ретроспективной силой, оно не открывает и не созидает новое, ибо нового нет— оно лишь кажется таковым людям, а в действительности уже заранее определено и предопределено мировым духом и лишь ждет того, чтобы быть разгаданным, осознанным нашим индивидуальным сознанием. Все, что не укладывалось в подобную схему, Гегелем из истории философии просто исключалось. (В первую очередь исключался материализм, как и сама тема дивергенции, раздваивания, диалога, спора и состязательности различных, противоположных идей и решений в философии.)
Именно разнообразие философских идей, способов их постановки и решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологпзацип философских учений, включая и вопрос о критериях такой типологпзацип. Подобные критерии могут быть выдвинуты по нескольким основаниям.
1. Первое из них—онтологтческое. Материализм или идеализм? 2. Другое основание типологпзацип философских систем—гносеологическое, однако оно касается принципиальных взглядов философа на роль и значение основных форм и видов познания, в их соотношении друг с другом: познания чувственного и рационального (рассудочного и разумного). Сенсуализм или рационализм?
3. В другом контексте понятие «рационализм» употребляется как противоположность иррационализму, ограничивающему или даже полностью отрицающему роль разума как орудия постижения мира.
4. Философские построения различаются и по методу. По такому критерию как прошлое, так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: метафизической или диалектической. 5. Можно назвать и иные критерии, или основания, типологизации философских учений. Они могут быть атеистическими и религиозно-идеалистическими (критерий различения—отношение к религии), сциентистскими и антисциентистскими (критерий различения— отношение к науке). Следует упомянуть еще одно основание— мировоззренческое и психологическое, по которому философские учения четко различаются на учения оптимистические и пессимистические: принимающе и не принимающие жизнь и реальность, смотрящие на будущее с надеждой либо с отчаянием.
Типология философских учений (материалистических и идеалистических, диалектических и метафизических и т. д.)-это типология не по временному, а по содержательному принципу. Для того же, чтобы выразить исторически изменчивый характер самого процесса, акта философского творчества, его обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть смысл ввести понятие «исторический тип философствования», имея в виду, что историческая эпоха накладывала глубокий отпечаток на саму личность философа, на понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Исторический тип. философствования объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.
Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой характерный тип философа). В античности сложился созерцательный тип философствования. Близким к созерцательному является умозрительный (спекулятивный) тип философствования, ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение), Существует деятельный тип философствования. сегодня говорят о важности социоэкологического или экофилософского типа.
По своему резонен и временной критерий, очень часто применяющийся. Однако, более адекватным выглядит комплексный критерий, включающий и содержательные и стилистические и временные, эпохальные, критерии. Такими общими типами являются 1. Классическая философия; 2.Пост(не)классическая философия. Первый тип включает в себя космоцентристскую философию традиционных обществ, теоцентрическую философия средневековья и наукоцентрическую философия нового времени. Постклассика представлена современными философскими направлениями.