Понятие движения. Единство материи и движения

Одним из достижений более чем 2500-летнего раз-
вития философии является положение о неразрывной
связи материи и движения. Представление об изменчиво-
сти бытия сформировалось еще в глубокой древности.
Аристотель считал, что "незнание движения необходимо
влечет за собой незнание природы". Идея вечного абсо-
лютного движения как неотъемлемого свойства материи,
как ее способа существования высказывалась философами
XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).

В то же время в большинстве материалистических
учений материя рассматривалась как пассивная, лишен-
ная внутренней активности субстанция, а движение - как
нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прила-
гающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, при-
знавалось только механическое движение. Даже закон
инерции толковался как закон, отрицающий активность
материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. раз-


 

вивалась другая концепция, сводящая материю к движе-
нию. Она нашла свое выражение в таком течении, как
энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное
учение при анализе физико-химических явлений. Объяс-
нять электричество атомами, - то же самое, что объяснять
движение паровоза тем, что внутри его запрятана лошадь.
Энергетический способ рассмотрения, который является
необходимым компонентом естественнонаучного иссле-
дования, энергетизм возвел в философский принцип,
согласно которому все явления материи и сознания под-
водятся под понятие энергии, а сама энергия лишается
материального носителя.

Диалектический материализм (в противоположность
механицизму и энергетизму) рассматривает движение в
его бесконечном качественном многообразии как атрибут
материи, ее необходимый внутренний способ существова-
ния.

Слово "движение" знакомо каждому человеку. Ча-
ще всего в повседневном общении под ним понимают
перемещение одних тел относительно других. Такое из-
менение положения тел в физике называют механиче-
ским движением. Но в мире существует множество дру-
гих изменений. Они могут быть внутренними и внеш-
ними, структурными и функциональными, существен-
ными и несущественными, качественными или количе-
ственными, относиться к телам различных уровней и т.д.
Движение проявляется в процессе взаимодействия раз-
личных материальных образований. Перемещение тел,
их охлаждение и нагревание, электромагнитное излуче-
ние, обмен веществ в организме и между организмом и
средой, различные социальные процессы - все это дви-
жение.

Бытие без движения так же бессмысленно, как и
бытие без материи. Все формы бытия представляют собой
конкретные формы движущейся материи. Движение в
применении к материи - это изменение вообще.

Представление о движении как способе существо-
вания материи наглядно раскрывается при рассмотре-
нии материальных объектов как систем. Именно благо-
даря тому, что между элементами системы существует
определенный тип взаимодействия, вещь или процесс
существуют как таковые. Чем, скажем, отличаются аг-
50

регатные состояния кристаллического вещества? Они
отличаются характером движения молекул. В твердых те-
лах молекулы совершают колебательные движения в уз-
лах кристаллической решетки. Если сообщенная телу
тепловая энергия приводит молекулы во вращательное
движение, твердое тело превращается в жидкость. Га-
зообразное состояние обусловливается хаотическим
движением молекул, а особенности биосистем в первом
приближении - тем или иным типом обмена веществ.
Социальные системы определяются функциональными
связями между субъектами общественной жизни. Ха-
рактерным для любой материальной системы является
сохранение специфического типа внутреннего обмена
движущейся материей, благодаря которому объект
именно такой, какой он есть: атом, молекула, макроте-
ло, организм, биосфера, человек, общество.

Мало сказать, что материя и движение связаны, -
движение неотделимо от материи. Ни материя без дви-
жения, ни движение без материи не существуют. Если
бы мы попытались представить какой бы то ни было
предмет без движения и взаимодействия, то должны
были бы признать, что он никак и ни в чем не обнару-
живал бы свое существование, не имел бы структуры,
свойств, он просто не мог бы существовать реально. Ма-
терия - это не косный метафизический остаток, скры-
тый за движением. Она вся в движении. Глубокая внут-
ренняя способность к изменениям таится в ней самой.
Движение не просто присутствует в материи, оно внут-
ренне присуще ей.

Движение как способ существования материи про-
тиворечиво. Оно - единство изменения, превращения и
сохранения. Фундаментальный закон природы - закон
сохранения и превращения энергии - объединяет и вы-
ражает обе стороны. Единство устойчивости и изменчи-
вости прежде всего можно рассмотреть на примере от-
ношения "движение-покой". Казалось бы, о чем здесь
рассуждать? Покой противостоит движению. Однако
стороны этого отношения не равноправны. Движение
носит абсолютный характер; как способ существования
материи имеет место всегда и везде. А покой? Может
быть, его вообще нет? Между тем отрицается не покой
вообще, а фиксируется лишь его временный относи-

тельный характер. Материальные объекты, изменяясь в
одних отношениях, как правило, остаются неизменными
в других отношениях. При перемещении тела в про-
странстве структура его не изменяется, но вместе с тем в
нем совершаются внутренние движения (молекулярные,
атомные, ядерные; элементарных частиц). Относитель-
ный покой - это момент движения, необходимое усло-
вие дифференциации материи. Конечно, все предметы
в мире, независимо от их природы, преходящи. Вечна
только сама материя, но любая вещь или процесс в то
или иное время сохраняют присущие им внутренние
движения, которые определяют их качественные осо-
бенности.

Сохранение так же внутренне противоречиво, как
и изменение. Его нельзя свести к простому покою. Со-
хранение - непрерывное превращение в рамках одного
общего состояния. Не будь этого непрерывного пре-
вращения, сохранение было бы невозможно. Тело, ко-
торое не обладало бы внутренней, относительно ус-
тойчивой совокупностью превращений, не могло бы
существовать ни одного мгновения. Только такое пре-
вращение обеспечивает его относительное постоянст-
во и сохранение. В свою очередь, превращение тоже
не сплошной поток. Оно включает в себя противопо-
ложность - относительное постоянство, сохранение,
равновесие. Без постоянства и сохранения невозможно
никакое новое состояние, значит, невозможно никакое
превращение. В противном случае оно было бы сотворе-
нием из ничего.

Существует ряд форм устойчивости и изменчивости.
Например, сохранение самого состояния движения, со-
хранение самого процесса движения (сохранение процес-
са излучения света, процесса жизни, процесса производ-
ства) и изменчивость как содержание данного процесса
движения (содержанием процесса излучения света высту-
пает изменение энергетических уровней электронов в из-
лучающих атомах и испускание ими соответственно фо-
тонов).

Движение как изменение вообще следует отличать
от понятия "развитие", о чем далее будет говориться осо-
бо. Здесь же отметим лишь, что посредством категории
развития выявляются более глубинные черты движения

как способа существования материи. Применительно к
материи вообще развитие должно пониматься как ее са-
мообновление и самоорганизация, порождение качест-
венно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии
развития фиксируется необратимость изменений от низ-
шего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему
(регресс), то категорией движения выражается направле-
ние изменений и необратимость их только от прошлого к
настоящему, от настоящего к будущему.

Необратимость всякого изменения можно видеть
на любом примере. Так, пара "электрон-позитрон" мо-
жет быть превращена в гамма-фотоны, а затем опять в
"исходные" частицы. Если же принять, что полученные
вновь частицы по своим свойствам совершенно тожде-
ственны с исходными (на самом деле это невозможно),
то все же первые были начальными, а вторые - конеч-
ными, т.е. уже другими. Маятник до и после колеба-
ния - разные маятники. Различие нелегко уловить, но
оно есть. При колебании маятник нагревается, дефор-
мируется и т.д. Вообще никакой круговорот в природе
в строгом смысле не является полным, абсолютным
кругом, это скорее спираль, в котором ни одна точка не
совпадает с другой. Необратимость изменения отчетливо
выражается в технике: прямо - в физическом и косвен-
но - в моральном износе технических средств. Физиче-
ский износ заставляет искать более стойкие материалы
и наиболее благоприятные режимы эксплуатации. Мо-
ральный износ толкает инженерную мысль на поиски
более удобных, более производительных и более эконо-
мичных орудий производства, новых технологических
решений. И тот и другой способствуют техническому
прогрессу, хотя и требуют дополнительных усилий че-
ловека. Итак, как всеобщий атрибут и способ сущест-
вования материи движение характеризуется чертами
объективности, абсолютности, противоречивости, необ-
ратимости.

Формы движения материи

Абсолютная природа движения находит свое выра-
жение в конкретных его видах и формах. Существующе-
му в материальном мире бесконечному дискретному ря-

ду материальных систем соответствует и бесконечный
ряд форм движения материи. Они могут быть простыми
и сложными, разделяться на типы, виды, подвиды и т.д.
В истории философии известны попытки классифици-
ровать многообразие форм движения. Так, Аристотель
выделял шесть их видов (возникновение, уничтожение,
антипатия и др.). Ф. Бекон называл уже 19 (колебание,
инерция, антипатия и др.). Целостную классификацию
форм движения материи впервые осуществил Ф. Эн-
гельс. Опираясь на достигнутый уровень научного зна-
ния, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей
линии форм движения материи: механическую, физиче-
скую, химическую, биологическую и социальную. Каждая
из них характеризуется своим особым носителем движе-
ния, типом взаимодействия объектов, специфическими
законами.

Если мы зададимся вопросом, в чем отличие бо-
лее высокой формы движения материи от низшей, то
ответ следует искать прежде всего в обнаружении осо-
бого типа взаимодействия, которого не было, когда ма-
териальные носители более низких форм движения вы-
ступали обособленно. Молекула, например, является
более сложным структурным образованием, чем атом.
Но в молекулах нет ничего нового в вещественном от-
ношении, кроме специфическим образом взаимодейст-
вующих носителей (атомов). Движение атомов вызывает
изменение химизма вещества, который выражается в
изменении строения самих молекул, их качества. Когда
же мы рассматриваем движение молекул как целостных
образований, то мы имеем дело с физической формой
движения материи. Биологическая форма движения
материи реализуется через обмен веществ в процессах
самообновления, саморегуляции, самовоспроизведения
на основе противоречивого единства устойчивости и
изменчивости. Взаимодействие между первичными ма-
териальными носителями биологической формы движе-
ния материи, каковыми являются белковые молекулы и
молекулы ДНК и РНК, определяет как специфику раз-
личных уровней организации жизни, так и сущность
всей биосферы как целостной системы. Что касается
социальной формы движения, то она представляет со-
бой процесс и вместе с тем результат взаимодействия лю-
54

дей в формах сознательно целеполагающей деятельности.
Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосо-
вершенствование человека как носителя социальной фор-
мы движения происходят только благодаря разуму.

Используя структурно-генетический принцип для
выделения форм движения материи в качестве основных,
сегодня можно говорить о таких формах движения, как
взаимодействие элементарных частиц и полей, ядерные
превращения, внутриатомные процессы, химические
процессы, молекулярные взаимодействия, геологическая,
термодинамическая, кибернетическая формы движения,
органическая жизнь, общественная жизнь, космические
процессы и др.

Наряду с формами движения материи имеет смысл
выделять и три важных типа движения: физический, био-
тический и социальный - соответственно общепринятому
делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и
социально организованную). При таком рассмотрении все
формы движения материи, связанные с взаимодействием
уровней и систем неорганического мира, такие как меха-
ническая, ядерная, электромагнитная, химическая и дру-
гие, включаются в физический тип движения материи, на
базе которого развивается техника.

В зависимости от того, какие формы движения до-
минируют в работе той или другой технической системы,
всю технику можно разделить на соответствующие виды.
Таких видов может быть столько же, сколько форм и видов
физического движения, а также их комбинаций, доступных
человеку. Так, на базе гравитации развивается гравитаци-
онная техника. Электромагнитные формы движения обес-
печивают электрическую, радиоэлектронную, оптическую
системы. На основе ядерных процессов возникла ядерная
техника. Использование атомных процессов породило хи-
мическую технику. Движение молекул дало гидротехнику,
теплотехнику. Макромеханика твердых тел используется в
работе разнообразных механизмов и механических систем.
Орудия производства имеют столь же социальное происхо-
ждение, сколь и естественное. В них сливаются воедино
физическая, биотическая и общественная природа, причем
последняя оказывается ведущей. Техника создается и при-
водится в движение человеческим трудом.

Наши рекомендации