Культура и цивилизация
Формы и функции культуры
Культура представляет собой сложную систему, которой делятся на материальные и нематериальные (духовные). Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру, которая, являясь частью общей системы культуры, включает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Материальная культура представляет собой созданную человеком искусственную среду его обитания.
Нематериальную, или духовную культуру, включает духовную деятельность и её продукты. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Основные формы культуры:
1. Массовая («коммерческая») культура – возникла вместе с появлением общества массового производства и массового потребления. Считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям и ее потребление не требует специальной подготовки, – кинематограф, массовая и периодическая печать, радио, поп-музыка, мода, грамзапись, аудио-, видеозапись, цирк. Возникновению массовой культуры способствовали уничтожение сословий, урбанизация развитие СМИ.
2. Элитарная культура – утонченная, сложная и высокоинтеллектуальная культура, ориентирована на более узкий круг потребителей.
3. Субкультура. У разных национальностей, возрастов, профессий, состояний – собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Виды субкультур: молодежная субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, криминальная субкультура и др.
4. Контркультура – установки, ценности и настроения, прямо противопоставляющие себя доминирующей культуре. Практически любая субкультура может принимать формы контр культуры. Она находится в конфликте с существующими ценностями.
5. Народная культура – создается, как правило анонимными творцами, тесно соприкасается с повседневной жизнью.
6. Повседневная, обыденная культура – отражается в рамках семейного воспитания и через социальные институты. Изучением обыденной культуры занимаются такие науки, как этнография и этнология, история, филология и культурология.
Функции культуры:
1) Образовательно-воспитательная функция.
2) Интегративная и дезинтегративная функция.
Исторические типы культуры
Проблема смены исторических типов - одна из сложнейших в истории и теории культуры, она напрямую связана с вопросами культурных изменений, динамики культуры, процессами взаимовлияний культур.
Античная культура, легшая в основу западноевропейской культуры, пропитана противоречиями. Прежде всего это противоречие между чувством и разумом, которое характеризуется противостоянием мифологии и философии, а в дальнейшем и науки, которое оформляет два полюса античной культуры: «аполлонийский» и «диониссийский».
Следующий термин, означающий культурный контакт - это аккультурация[8], при котором идет процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственной встрече и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Интенсивность и широту аккультурации определяют фактор силы (насилия со стороны государственной власти); свобода принятия или отторжения новых культурных элементов; рассогласование или интегрирование в обществе или в отдельных социальных группах.
Важнейшим проявлением реакции на ситуацию становится расцвет трех основных философских школ: эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, в которых этика является определяющей частью, которые решают проблему счастья отдельного человека и предлагают в качестве идеальных состояний апатию (бесчувствие), атараксию (бесстрастие) и автаркию (самодостаточность).
Период перехода от античности к Средневековью сопровождался не только напряженным критическим диалогом, сменой нескольких поколений людей, но и созданием новой материальной культуры, оформленной в соответствии с христианским миропониманием.
Христианское мировоззрение, выраженное в религиозной форме, было отобрано как наиболее соответствующее описанию действительности, оптимальный культурный паттерн (образец, схема, культурное изобретение, парадигма).
После падения Римской империи Вселенская церковь становится новым объединителем Европы, тем каркасом, вокруг которого будут созданы новые государства и новый тип средневековой культуры. Рассматривая переходные процессы в культурах, следует указать, что каждый исторический тип выражает как временные, так и непреходящие ценности человеческого бытия, отвечая настоятельным его потребностям.