Основные школы досократовской античной философии
Античная философия – философияДревнейГрециииДревнегоРима VI в. дон.э. - V в. н.э. Античнаяфилософия – перваяформафилософии, темнеменее, онавнеслаисключительныйвкладвразвитиезападноевропейскойкультуры, задалаосновныетемыфилософствования последующих тысячелетий. В идеях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа духовной активности человека.
Один из этапов античной философии – ранний, или архаический (VI в. - начало V в. дон.э.). Основнымишколамиэтогопериодаявляются:
Милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Стояли у истоков греческой науки – астрономии, биологии, географии, физики и др. Ввели научную терминологию, впервые стали писать сочинения прозой. Исходя из принципа сохранения: «из ничего не возникает нечто», полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. В основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. Мир – живое целое, нет принципиальной разницы между живым и неживым, физическим и духовным. Душа – тонкий и подвижный слой первовещества. Нельзя назвать материалистами, так как в те времена не было установлено принципиальное различие между материей и духом.
Пифагорипифагорейцы. Пифагор первый назвал себя философом, а вселенную – космосом (прекрасным порядком).Предмет учения – мир как единое целое, подчинённое законам гармонии и числа. Основу философского учения составляет категориальная пара двух противоположностей – предела и беспредельного. По словам Филолая, природа, сущая в космосе, гармонически сложена из беспредельных и определяющих; так устроен весь космос.
Элеаты (Парменид, Зенон). Разрабатывали теоритическое учение о бытии, впервые предложив этот термин. Согласно Пармениду, бытие есть, небытия нет. Бытие едино и неподвижно, оно не стареет, мыслимо и доступно только для мысли, но не для чувственного восприятия. Пустота отождествляется с бытием, потому ее нет. Истина о бытии познается лишь разумом, чувства формируют мнение (доксу), неадекватно отражающее истину и представляющее мир в виде противоречий и противоположностей, которых на самом деле нет.
Атомисты (ЛевкиппиДемокрит); Материальные вещи состоят из химических неделимых частиц – атомов, наравне с которыми существует пустота. Атомы – мельчайшие, неделимые, невозникающие и неисчезающие, однородные и не содержащие в себе пустоты частицы. обладающие разнообразной формой. Атомы бисчесленны, так как пустота бесконечна. Причины всего сущего – столкновения беспорядочно движущихся атомов, то есть бытие подвижно.
Таким образом, основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физис, именно поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию – натурфилософией. Вэтотпериодформулируетсяпроблемапервоначала или первоначал мира. В философии элеатов происходит постепенное освобождение от натурфилософских мотивов, но бытие и его строение по-прежнему остаются главными темами размышлений. Центральной проблематикой раннего этапа античной философии является онтологическая.