История и методология юридической науки
1. Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде знаний.
1. Метод юридической науки (ВК-1)
2. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы соотношения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
3. Юридическая догма: становление и роль в современном правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
4. Юридические конструкции в правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
5. Сущностные черты классической науки. (ВК-1)
6. Неклассическая наука и ее особенности. (ВК-1)
7. Постнеклассическая наука. (ВК-1)
8. Научная рациональность: понятие и содержание. (ВК-1)
9. Типы научной рациональности. (ВК-1)
10. Условия и критерии научности юридического исследования. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
11. Социокультурная обусловленность науки. (ВК-1)
12. Социально-правовой эксперимент. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
13. Конкретно-социологические исследования в праве. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
14. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
15. Научная деятельность и ее структура. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
16. Основные уровни научного знания. (ВК-1)
17. Методы эмпирического познания. (ВК-1)
18. Методы теоретического познания. (ВК-1)
19. Научные законы и их классификация. (ВК-1)
20. Научная теория и ее структура. (ВК-1)
21. Гипотеза как форма развития научного знания. (ВК-1)
22. Научный объект: понятие и типы. (ВК-1)
23. Научное доказательство и его виды. (ВК-1)
24. Модели в праве и правоведении. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
25. Особенность гуманитарного знания. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
26. Вненаучное социальное знание и методы его получения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
27. Юридическое мышление. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
28. Методология права: понятие и место в системе юриспруденции. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
29. Проблемы предмета юридической науки. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
30. Гносеологические аспекты методологии правоведения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
31. Инструментальные аспекты юридической методологии. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
32. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
33. Понятие и значение принципов правового познания. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
34. Герменевтический подход к праву. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
35. Принцип единства предмета и метода познания в правоведении. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
36. Системный подход в юридическом исследовании. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
37. Деятельностный подход в правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
38. Принцип историзма в юридической методологии. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
6.2. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде умений.
1. Кому принадлежит фраза: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим «естественным» законом»? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
2. Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. "Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению". Какие это два пути, по Декарту? (ВК-1)
3. По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1)
4. Кому принадлежит выражение:«Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, - народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-3,)
5. Дайте характеристику понятию: «осевое время». Когда оно возникло? (ВК-1)
6. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, один из главных идеологов римской католической церкви и создателей схоластики придерживался теоцентрического понимания права. В чем заключалась его концепция иерархии законов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
7.Школа глоссариев возникла в начале XII века, в Болонье. Ее основателем принято считать Ирнерия (1085 – 1125гг.), его последователями: Булгар, Мартин Гозия, Яков, Гуго де Порта Равеньяна. В чем заключалась деятельность глоссаторов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
8. Школа постглоссаторов или комментаторов (среди которых особенно выделялся юрист Бартоло да Сассоферрато (1314 – 1357 гг.)) существенно отличалась от глоссаторов. В чем это отличие? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
9.Каковы критерии разграничения исторических форм научной рациональности? Дайте им характеристику. (ВК-1)
10.Назовите ключевые принципы классической юридической науки. Дайте им характеристику. (ВК-1)
11.Какие юридические научные школы, актуализируются в интеллектуальном пространстве неклассической юриспруденции? (ВК-1)
12.Какая наука в постнеклассический период развития рационализма обретает статус «науки наук»? Дайте пояснения. (ВК-1)
13. В русле какого направления юридической науки развиваются идеи неопозитивизма? Дайте им характеристику. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
14.Чем обусловлена спецификация общенаучных методов в социально-гуманитарных исследованиях. Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
15.Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма. В чем заключается его смысл? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
16.Каковы сильные стороны юснатурализма как метода объяснения правовых явлений? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
17.Каковы перспективы натурализма как метода изучения правовой сферы жизни общества? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
18.Почему герменевтику рассматривают как альтернативную натурализму методологическую позицию? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
19.Дайте характеристику концепции: «естественное право с меняющимся содержанием». (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
20.В чем заключается суть синергетического понимания эволюции правовой системы? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
21.Что означает понятие «правовая энтропия»? Каково его содержание? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
22.Как с позиций синергетики объясняется происхождение права? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
23.Дайте характеристику основным процедурам герменевтического метода.
Что такое герменевтический круг? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
24.Какой путь исследования права предлагает феноменология? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
25.В чем близость феноменологического метода к методу «отнесения к ценности»? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
26.Методология юридической науки как одной из наук социально-гуманитарного профиля – сложное гетерогенное образование. Она может быть представлена как система оппозиций. Покажите, какие парные методологические программы альтернативны относительно друг друга. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
А | Герменевтика | А | Натурализм | |
Б | Аксиология | Б | Прагматизм | |
В | Феноменология | В | Позитивизм (неопозитивизм, пост-позитивизм) | |
Г | Структурализм (постструктурализм) | Г | Структурный функционализм | |
Д | Культурно-исторический подход | Д | Эволюционизм (формационный подход) |
27. Один из философов Нового времени был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия - индуктивное обобщение данных опыта. Он писал: "Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим методом". Кто был этот философ? Поясните его позицию. (ВК-1)
28. Методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии представляет формационный подход. Поясните его. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
6.3. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде владений.
1. Правоведение Нового времени развивалось под эгидой этой парадигмы, в нем нашли воплощение все принципы этой парадигмы, в частности: натуроцентризм, механицизм, механистический детерминизм, методологический монизм, сциентизм, гносеологический объективизм. Как называется эта парадигма? В чем ее сущность? (ВК-1)
2. Кому принадлежат слова: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек, не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия»? Какова его концепция правоустановления? (ВК-1, , ОК-3, ОК-5)
3.Кто в древности представлял государство как правовое образование, «общий правопорядок», публично-правовая общность; обосновал принцип юридического равенства граждан, согласно которому права граждан одного и того же государства должны быть одинаковыми; превратил естественное право из предмета философских размышлений в предмет конкретно-научного рассмотрения; сформулировал понятие юридического лица – правовой личности? Кто этот философ? Дайте обоснование его теории. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
4.Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
5. Карл Бергбом (1849 – 1927 гг.) писал: «Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя». Дайте пояснения высказыванию. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
6. Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) - дипломат и политик (секретарь Флорентийской республики), автор произведений: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» и др. Исследовательская позиция Н. Макиавелли – позиция эмпиризма. Что это за позиция? Дайте ей характеристику. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
7. Основатель позитивизма Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский философ, методолог, ученик Сен-Симона, изложил основные позиции позитивизма в 6-томном труде «Дух позитивной философии». В чем суть его учения? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
8.Каким образом идеи глобального эволюционизма меняют облик современной юридической науки? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
9.Каково отношение Г. Гуго к концепции естественного права и общественного договора и почему? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
10.Почему Ф.К. Савиньи выступил против кодификации права в Германии? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
11. Каково отношение представителей юридического позитивизма к концепции естественного права, концепции «народного духа» как основ права? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
12. Немецкий философ и логик Рейхенбах написал об этом принципе так: "Этот принцип определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы ни более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность ее теорий. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума". Назовите этот принцип? Дайте ему характеристику. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
13.Российский правовед Богдан Александрович Кистяковский (1868 – 1920 гг.), автор работ: «В защиту научно-философского идеализма», «В защиту права», «Социальные науки и право» полагал, что обновление науки о праве необходимо начинать с ее методологии. Необходимость методологического обновления он аргументирует следующим образом: «Итак, для того чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не на той или иной гуманитарно-научной дисциплине и не на всей совокупности их, а, прежде всего, на философии культуры и только при посредстве ее – на всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в цельную систему научного знания». Какое научное направление Б.А.Кистяковский культивировал? В чем его сущность? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
14.В чем заключается суть идеи «надзаконного права» Г. Радбруха? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
15.По мнению немецкого юриста Густава Радбруха (1878-1949 гг.), позитивное право, расходящееся со справедливостью, не является действительным правом, поэтому ему надо отказать в послушании. «Если законы, — писал Радбрух — сознательно отрицают волю к справедливости, например, произвольно отказываются от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия, народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер». К какой школе относятся взгляды ученого? В чем ее сущность? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
16.Основателем нормативизма являетсяавстрийский юрист, профессор Венского университета Ганс Кельзен (1881- 1973 гг.), автор работ «Чистая теория права», «Общая теория права и государства», «Коммунистическая теория права». Какой смысл вкладывает Г.Кельзен в понятие «основная норма»? В чем его сущность? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
17.Какие виды интерпретации выделяет Г. Гроций? Дайте им характеристику.
В чем их сущность? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
18.Одним из видных представителей юридического прагматизма является американский правовед, юрист Роско Паунд (1870 – 1964 гг.), автор работ: «Современная правовая теория», «Социальный контроль через право», «Социология права», «Юриспруденция», «Механическая юриспруденция». Паунд выступал за то, чтобы юристы не ограничивались изучением «права в книгах» и обратились к анализу «права в действии». В чем сущность его учения? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
19.Юридический неопозитивизм – методология познания права, возникшая в XX веке, в результате восприятия идей философского неопозитивизма и развития принципов юридического позитивизма. Юридический неопозитивизм развивается в русле такого направления юридической науки как аналитическая юриспруденция, представителями которой являются Г. Харт, О. Вайнбергер, П. Колер. В чем сущность юридического неопозитивизма? Сравните взгляды ученых. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
20.Немецким философом Ф.Шлейермахером был определен круг проблем универсальной герменевтики. Он выявил интерпретативную структуру понимания, обосновал основные принципы герменевтического анализа. Существенно обогатил герменевтику как парадигму социально-гуманитарного познания немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.). В чем это выразилось? Сравните взгляды ученых. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
21.Значительный вклад в дело развития юридической герменевтики сделал профессор Берлинского университета Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861 гг.). Методы истолкования «писаных» законов, предложенные Савиньи служили ориентиром для юридической герменевтики вплоть до начала XX века. В работе «Система современного римского права» Савиньи определяет четыре типа юридического истолкования. Назовите их и дайте характеристику. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
22.Крупнейший немецкий правовед Артур Кауфман (1923 -2001 гг.), полагал, что реальное право должно соединять в себе взаимодополняющие моменты сущности (справедливости) и существования (позитивности), и что исследовать его необходимо в развитии, в процессе конкретизации права, соединении сущности и существования. Как вы это понимаете? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
23.Кому из выдающихся российских юристов принадлежит высказывание: «То, что мы разумеем под правовой структурой или правовым логосом, не есть сумма каких-то общих и вечных правовых норм. Правовая структура для нас есть идеальная целостность явлений права... Мы имеем идею права и с совершенной твердостью владеем ею и пользуемся. Это значит, что бесконечные правовые явления связаны между собою в какую-то целостность правовой идеей. В созерцании отдельных моментов этой целостности и обнаруживается структура права. Правовая структура есть то, что придает различным явлениям правовую форму. И, в частности, нормы права являются "правовыми" только потому, что в них отображается правовая структура. Мы называем "правовыми" нормами, в отличие от других видов норм, те, которые предполагают особого носителя (способность признания), в которых выражаются реализованные ценности и которые формулируются в особых определениях (права - обязанности)»? Дайте характеристику методу его школы. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
24.Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие методологии О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?» (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
25.Чем отличается метод «отнесения к ценности» от метода феноменологической редукции? Составьте таблицу отличий. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
26.Как, по вашему мнению, связаны такие явления как модернизация и классическая юридическая наука, глобализация и постнеклассическая юридическая наука? Составьте таблицу с указанием системных связей. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
27. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие в понимании права неклассической юридической наукой и классической юридической наукой». (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
28.Феноменологическая школа права внутренне неоднородна, в ее интеллектуальном пространстве сложились различные вариации феноменологической редукции – феноменологическая редукция разными авторами интерпретируется по-разному: как описание априорных оснований права (А. Райнах); конструирование «природы вещей» (Г. Радбрух), выявление ценностей (Н.Н. Алексеев) и др. Составьте сравнительную таблицу: "Сходство и различие этих научных позиций». (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
29. Определите общее и особенное юридической науки, юридической практики и философии права. Составьте сравнительную таблицу: "Сходство и различие этих научных понятий». (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
30. Как соотносятся, в видении Р. Штаммлера, позитивное право и право идеальное? Составьте сравнительную таблицу. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)