Почему работа Ф.Бэкона называется «Новый Органон»? Что автор хотел сказать этим названием? С кем он спорит? Какой логический метод защищает Бэкон в данной работе и почему?
ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет Дистанционного Образования
Кафедра Философии
Предмет ЛОГИКА
Контрольная работа № 1
Вариант № 6
Студент: 1 курса, группы Юбдс-13
Ф.И.О.: Таурите-Тауриниш В.Ю.
Преподаватель: Петрова Е.А.
Дата сдачи работы «___» __________ 2013 г.
Оценка: _________________
Проверил:_______________
Киров
Почему работа Ф.Бэкона называется «Новый Органон»? Что автор хотел сказать этим названием? С кем он спорит? Какой логический метод защищает Бэкон в данной работе и почему?
Название демонстративно и вызывающе пикируется с корпусом методологических и логических работ Аристотеля, вошедших в историю под названием «Органон». Бэконовское название – воистину революционный лозунг на знамени тех, кто, не боясь ничего, отважился решительно порвать с мертвым наследием прошлого и вывести науку на новые рубежи.
Наука, какой она была на пороге начавшейся революции в естествознании, представляла собой не столько систему достаточно скромных опытных и экспериментальных результатов, сколько нагромождение всевозможных ошибок и несуразиц, подкрепленных ссылкой на авторитеты. Имени Аристотеля было достаточно, чтобы подписать смертный приговор любому вопросу да заодно и тому, кто решился его задать. В мире науки царит не истина, а заблуждение. Поэтому, считает Бэкон, необходимо, прежде всего, указать на источники человеческих заблуждений.
Таковых четыре. Философ называет кратко и емко – идолы (в распространенных переводах – призраки, хотя в оригинале текста стоит idold). Они, как жаждущие крови языческие идолы, встают на пути каждого, кто пытается творчески и непредвзято осмыслить действительность. Первыми идут призраки рода: они обусловлены самой природой человека, ограниченностью чувственных каналов, связывающих его с объективным миром, да и несовершенством самого ума. В результате «ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
Далее следуют призраки пещеры – заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, утверждает Бэкон, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, «есть своя особая пещера, вторая разбивает и искажает свет природы» (образ явно навеян пассажем из «Государства» Платона). Причина данного рода заблуждений, как правило, коренится в неправильном воспитании, излишнем доверии прочитанным книгам и разного рода авторитетам, навязывающим свою волю и ошибочное мнение.
Призраки рынка обусловлены некритическим восприятием мнения толпы, неправильным словоупотреблением, непониманием истинного смысла научных терминов и т. п. Наконец, призраки театра – универсальный балаган, царящий повсюду – в политике, науке, философии: это – те бесконечные спектакли, которые разыгрывают на сцене житейской суеты политические паяцы, жрецы от науки и заклинатели от философии, отвлекая тем самым обалдевших от их галиматьи людей от истинных ценностей и их правильного понимания. В результате подобных «призрачных комедий» создаются целые вымышленные и искусственные (сейчас бы еще добавили – виртуальные) миры, в которых по существу и приходится жить одураченному человечеству.
Итак, кошмарные призраки-идолы повсюду преследуют искателя истины. Но ему можно не опасаться этой нави, если только он вооружен научно отточенным методом познания. И тут Бэкон переходит к главной части своего трактата. Дословно по-гречески «метод» означает «путь» (в точности, как и китайское дао). Но ведь возможны различные пути. Какой из них выбрать? Какой окажется правильным? Каждый вправе выбрать из трех основных путей познания – паука, муравья и пчелы.
«Путь паука» – это попытка выведения истин из чистого разума, наподобие того, как паук выделяет из себя паутину. Такой путь Бэкон считает поспешным, оторванным от реальности. Он заманчив, ему следуют многие ученые, но в результате приходят к очень шатким и ненадежным гипотезам. Главная причина ошибок приверженцев «пути паука» – полное игнорирование фактов, что неизбежно ведет к построению спекулятивных конструкций логического порядка, и свободное жонглирование ими.
«Путь муравья» – прямая противоположность первому: ему следуют те, кто рабски привязан к фактам, но не умеет их правильно обобщать. Такие ползучие эмпирики, как труженики-муравьи, собирая разрозненные факты, оказываются неспособными сделать из них правильные теоретические выводы.
«Путь пчелы», по Бэкону, – единственно правильный путь, способный привести к достижению истины: ему присущи достоинства первых двух путей, и вместе с тем он позволяет преодолеть все очерченные выше недостатки и добиться гармонического единения эмпирического и теоретического в познании.
«Новый Органон» написан сочным, образным языком, каким писали во времена Шекспира. Бэкон, кстати, был почитателем и покровителем великого драматурга; некоторые литературоведы, свихнувшиеся на так называемом «шекспировском вопросе», даже утверждали, что «Шекспир» – это псевдоним самого Бэкона. По существу книга – собрание афоризмов. У нее даже имеется подзаголовок – «Афоризмы об истолковании природы и царства человека». Всего таких афоризмов в книге, которая при жизни философа увидела свет так и незаконченной, – 182 (правда, иные занимают по несколько страниц). Любой фрагмент дает прекрасное представление о стиле философской прозы лорда-канцлера барона Веруламского.
Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше. Но тщетно! Поэтому мысль не в состоянии охватить предел и конец мира, но всегда как бы по необходимости представляет что-либо существующим еще далее. Невозможно также мыслить, как вечность дошла до сегодняшнего дня. Ибо обычное мнение, различающее бесконечность в прошлом и бесконечность в будущем, никоим образом несостоятельно, так как отсюда следовало бы, что одна бесконечность больше другой и что бесконечность сокращается и склоняется к конечному. Но легковесно и невежественно философствует тот, кто ищет причины для всеобщего, равно как и тот, кто не ищет причин низших и подчиненных.
Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Он отвергает трудное – потому что нет терпения продолжать исследование; трезвое – ибо оно неволит надежду; высшее в природе – из-за суеверия; свет опыта – из-за надменности и презрения к нему, чтобы не оказалось, что ум погружается в низменное и непрочное; парадоксы – из-за общепринятого мнения. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум.
Оптимальной методологией научного познания Бэкон считал индукцию, постепенное накопление и скрупулезный анализ собранных фактов, постепенные, чуть ли не пошаговые, выводы из обобщенного материала. Основу такого подхода составляют так называемые «таблицы открытия». Как они работают? Собирается достаточное количество разнообразных случаев, относящихся к конкретному явлению, и ищется их причина (таблица присутствия). Затем анализируется достаточное множество случаев, где изучаемое явление не наблюдается (таблица отсутствия). Наконец, исследуются происходящие изменения (таблица степеней). В итоге устанавливается причина изучаемого явления или выявляются присущие ему закономерности.
По разработанным Бэконом таблицам, которыми он так гордился, никто, никогда и ничего не открыл. Но и не в них вовсе заслуга великого английского мыслителя. Он положил начало тому бурному половодью философской и научной мысли, которое освежающим весенним потоком обрушилось на одряхлевшее европейское мировоззрение, смывая замшелое наследие схоластики и умозрительной физики.
Бэкон всюду стремился быть первым – и в жизни, и в политике, и в науке. Неслучайно он и умер из-за им самим проведенного опыта-экспромта. Во время остановки на постоялом дворе зимой ему вдруг пришла в голову мысль: попробовать сохранить мясо курицы, набив тушку снегом. Азарт привел к серьезной простуде. Вскоре последовала смерть. Знаменательна реакция умирающего экспериментатора. «И все же опыт превосходно удался!» На надгробном памятнике философу высечено: «Разрешив все задачи тайн природы и гражданской мудрости, он умер, повинуясь естественному закону, все сложное подлежит разложению». Всех тайн бытия, безусловно, не разрешит никогда не только отдельно взятый мыслитель, но и вся наука в целом. Но пока существует философия, она никогда не перестанет гордиться, что среди ее сынов был блистательный служитель истины и отважный первопроходец Фрэнсис Бэкон, вдохновивший не одно поколение ученых, пришедших вослед.
Какие виды умозаключений, в зависимости от характера связи между знанием различной степени общности, вы знаете? Дайте определение каждому виду и приведите по одному собственному примеру на каждый вид.
В зависимости от направленности логического следования, т.е. по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении различают три вида умозаключений:
- дедуктивные (от общего знания к частному);
пример:
Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок
следственного действия не соблюден.
Понятые не приглашены.
Процессуальный порядок следственного действия не соблюден.
- индуктивные (от частного знания к общему);
Пример:
В группе 26 студентов. Назовем их «Первый студент», «Второй студент» и т.д. до «Двадцать шестой студент».
Установлено, что
Первый студент любит логику
Второй студент любит логику
...
Двадцать шестой студент любит логику.
Все студенты данной группы любят логику.
- умозаключения по аналогии (от частного к частному)
Пример:
Планета Земля расположена в солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь.
3. Решите практические задания:
а. Дайте логическую характеристику понятию «бесстрашие командира», то есть объясните, какое оно по объему и по содержанию
по объему: общее, нерегистрирующее, разделительное
по содержанию: отрицательное, абстрактное, безотносительное
b. С помощью кругов Эйлера изобразите отношения между понятиями: А - «картина», Б - «реалистическая картина», В - «сюрреалистическая картина», Г - «картина Ильи Репина», Д - «картина Сальвадора Дали». Укажите, в каких отношениях находятся данные понятия друг к другу
Понятия Б,В находятся в соподчинении к понятию А, понятие Г соподчиняется понятию Б, понятие Д соподчиняется понятию В
с. Какое правило определения понятий нарушено в данном случае: «Лень – мать всех пороков»?
Нарушено правило: «Определение должно быть точным и ясным». Данное требование исключает из числа определений всякого рода метафоры, крылатые выражения, сравнения и т.п.
d. Приведите пример атрибутивного суждения, определите его элементы.
Атрибутивное суждение утверждает или отрицает принадлежность предмету каких-либо свойств, состояний, видов активности.
Например: Роза приятно пахнет
Субъект – Роза
Предикат – Приятно пахнет
Связка в данном примере опущена, но подразумевается – «есть».
e. «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше вечного блаженства? Конечно же, ничто! А бутерброд ведь лучше, чем ничто. Следовательно, бутерброд лучше вечного блаженства». Как называется данное рассуждение? В чем его смысл? Для чего употребляют подобные рассуждения?
Данное рассуждение является софизмом, т.е. это внешне правильное доказательство ложной мысли с помощью преднамеренного нарушения логических законов.
В данном примере в одинаковых словах смешиваются различные значения, ситуации, темы, одна из которых не равна другой, т. е. нарушается закон тождества.
С помощью нарушения этого закона можно создается комический эффект.
4. Выполните практические задания:
а. Запишите данное высказывание в виде логической формулы: «Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду» (А.С. Пушкин). Укажите, какая логическая операция (или какие операции) использовались в данном случае.
В виде формула высказывание будет выглядеть следующим образом:
Луна сияла (а), июльская ночь была тиха (b), изредка подымался ветерок (c), и легкий шорох пробегал по всему саду (d)
Высказывание построено на основе операции конъюнкции.
b. Изобразите на круговой схеме операции сложения и умножения понятий «богач» и «нищий». Заштрихуйте результаты и письменно укажите, какие элементы объема данных понятий входят в объемы новых понятий.
Складывая понятия получим новый класс: человек
В результате операции умножения классов получается нулевой класс, т.к. данные понятия находятся в отношении противоположности.
с. Определите, правильно ли произведено деление: «Самолеты делятся на реактивные и частные». Если деление произведено неправильно, то укажите, какое правило нарушено.
Деление произведено неправильно, т.к. деление произведено по разным основаниям.
d. Определите вид простого суждения по объединенной классификации, укажите все его элементы и распределенность терминов суждения: «Многие люди не бывали в Австралии».
Данное суждение является частноотрицательным (О)
Субъект не распределен, предикат распределен.
е. Какая логическая ошибка допущена в следующем рассуждении: «Кофе абсолютно полезен, я пью его раз в день по утрам и чувствую себя хорошо»?
В данном рассуждении допущена ошибка, несоразмерность частей высказывания и отсутствие необходимых частей. На основании того, что выпивая кофе раз в день по утрам и чувствуя при этом хорошо, нельзя сделать вывод, что кофе абсолютно полезен.
Список литературы
1. Кириллов В.И. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1999
2. Ненашев М.И. Введение в логику: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб, 2001